Бумажек меньше - поборов больше?
Отменённый на прошлой неделе обязательный техосмотр частных легковых автомобилей лишил украинских гаишников крупной суммы легальных доходов и немалых барышей в виде поборов на дороге. Но, как заверяют эксперты, искоренить коррупцию принятый закон не сможет, скорее, наоборот - откроет для неё новые шлюзы. А езда на чужих авто без нотариальной доверенности может вызвать волну угонов, с которой правоохранители пока бороться не в состоянии.
Напомним, в прошлый вторник Верховный Совет Украины принял во втором чтении изменения к закону об устранении избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок. Документ избавляет владельцев автомобилей, не использующихся в коммерческих целей, от прохождения государственного технического осмотра. Кроме них без талона ТО на лобовом стекле смогут ездить мотоциклы, мопеды и новые грузовые и легковые автомобили в «возрасте» до двух лет. Закон должен вступить в силу через тридцать дней после его опубликования, то есть не ранее 5 августа.
Как пояснил член фракции Партии регионов Юрий Мирошниченко, теперь на Украине будет применён европейский опыт: ответственность за техническое состояние автомобильного транспорта будет возложена на собственника транспортного средства. По его словам, это не ухудшит показатели дорожной безопасности, ведь ни один водитель не имеет права отправляться в путь, если его машина неисправна.
О взятках не плачут
Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилёв своё отношение к нововведению прокомментировал кратко: из-за отмены техосмотра бюджет МВД потеряет около 500 миллионов гривен в год. И выразил надежду, что указанная сумма будет компенсирована из государственного бюджета.
- Это особенно важно, потому что МВД и так финансируется по остаточному принципу, в частности около 40% от потребности, поэтому эти средства нужно компенсировать, - считает министр.
Сотрудники его ведомства поговаривают, что в последнее время государство целенаправленно сокращает личный состав Госавтоинспекции, что делает дорожное движение бесконтрольным. И крепче держатся за свои «рабочие инструменты» - кресла патрульных машин, приборы слежения и жезлы.
Аналитики не скрывают сарказма: отмена ТО лишает гаишников не только официальных доходов, но и взяток, которые они легко получали с водителей за езду с просроченным талоном или помощь в его получении.
Но говорить об успешном этапе борьбы с коррупцией на украинских дорогах преждевременно: вместо талона на вооружении у патрульных инспекторов имеется Закон «О дорожном движении», в котором прописаны полномочия инспекции по отношению к техническому состоянию машины.
Исправна - докажи!
Суть в том, что рядовой патрульный имеет право запретить эксплуатацию автомобиля при наличии признаков неисправности, которые могут создать на дороге аварийную ситуацию. Под такую формулировку можно подвести не только не работающие в тёмное время суток световые приборы, «поворотники» или габаритные огни, но и любую другую предполагаемую поломку. К примеру, гаишнику может не понравиться звук работы двигателя (слишком громкий) или визг тормозов. Ему может показаться, что автомобиль «виляет по дороге», что даёт повод усомниться в исправности рулевого управления. Раньше водитель мог возмутиться и предоставить постовому свежий талон ТО: мол, специалисты недавно всё проверили. Теперь придётся откупаться, чтобы не заработать штраф или не загреметь на штрафплощадку.
Раздолье для угонщиков
Но особую радость принятие нового закона вызвало у автомобильных «рецидивистов», ведь правительство решило отменить нотариально заверенные доверенности на право управления автомобилем. Нет, чтобы продать или переоформить машину, генеральная доверенность всё-таки понадобится. А вот кататься на авто можно будет хоть несколько лет при наличии действующих прав и технического паспорта на транспортное средство, выданного всё равно на кого.
Народные депутаты решили применить в нашей стране опыт развитых стран, к примеру, США, в которых водитель в любой момент может взять машину родственника или друга и управлять ею столько, сколько позволит владелец. При этом случаи угонов авто остаются редкостью. Как поясняют эксперты, каждая американская патрульная машина оснащена терминалом, с помощью которого полицейский может на месте определить, не находится ли данный автомобиль в розыске.
На Украине о таком техническом прогрессе пока только мечтают, и осуществить дорогостоящее переоснащение за тридцать дней, когда вступит в силу новый закон, не удастся. Более того, в стране пока нет централизованной базы данных Госавтоинспекции - работают только региональные. Поэтому злоумышленник, укравший чужое авто, может легко скрыться от правосудия, к примеру, переехав из одной области в другую. За считанные часы угнанный автомобиль разберут и продадут на запчасти - и ищи ветра в поле.
Из друзей - в воры
Юристы не исключают, что отмена доверенности приведёт к многочисленным судебным разбирательствам между родственниками и знакомыми. К примеру, вчера один разрешил другому воспользоваться своей машиной. А сегодня друзья поссорились, и владелец автомобиля заявил о его угоне, чтобы отомстить бывшему товарищу. В ходе следствия, конечно, будет установлено истинное положение дел, но это займёт немало времени. Перед судебными инстанциями могут выстроиться очереди, из-за которых судьям не хватит времени справедливо наказывать настоящих правонарушителей. Подобную неразбериху водители прочувствовали на себе с «письмами счастья», когда правоохранители превысили полномочия средств фотофиксации.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, юристы рекомендуют брать вместе с автомобилем и техпаспортом доверенность на право вождения, составленную владельцем машины от руки. Важно, чтобы на ней был указан срок действия расписки: тогда вам не будет грозить наказание за угон машины в виде лишения свободы от трёх до пяти лет.
Кстати
В конце июня Кабмин усилил меры безопасности перевозки детей. Согласно принятому постановлению, вести автобус, который следует за пределы населённого пункта и преодолевает маршрут более 250 километров, теперь должны по очереди два водителя. Чтобы перевезти организованную группу детей, заказчик должен обратиться к перевозчику не позднее, чем за семь рабочих дней до рейса. Перевозчик за три рабочих дня до поездки обязан предоставить в местную ГАИ схему маршрута, расписание движения автобуса и дату вывоза детей. Заказчик - обеспечить своих пассажиров питьевой водой, медикаментами, телефонной связью и списком телефонных номеров служб экстренного вызова.