Бумажек меньше - поборов больше?

11 Июль 2011 859
Новый закон наводит на размышления.
Новый закон наводит на размышления. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Отменённый на прошлой неделе обязательный техосмотр частных легковых автомобилей лишил украинских гаишников крупной суммы легальных доходов и немалых барышей в виде поборов на дороге. Но, как заверяют эксперты, искоренить коррупцию принятый закон не сможет, скорее, наоборот - откроет для неё новые шлюзы. А езда на чужих авто без нотариальной доверенности может вызвать волну угонов, с которой правоохранители пока бороться не в состоянии.

Напомним, в прошлый вторник Верховный Совет Украины принял во втором чтении изменения к закону об устранении избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок. Документ избавляет владельцев автомобилей, не использующихся в коммерческих целей, от прохождения государственного технического осмотра. Кроме них без талона ТО на лобовом стекле смогут ездить мотоциклы, мопеды и новые грузовые и легковые автомобили в «возрасте» до двух лет. Закон должен вступить в силу через тридцать дней после его опубликования, то есть не ранее 5 августа.
Как пояснил член фракции Партии регионов Юрий Мирошниченко, теперь на Украине будет применён европейский опыт: ответственность за техническое состояние автомобильного транспорта будет возложена на собственника транспортного средства. По его словам, это не ухудшит показатели дорожной безопасности, ведь ни один водитель не имеет права отправляться в путь, если его машина неисправна.

О взятках не плачут

Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилёв своё отношение к нововведению прокомментировал кратко: из-за отмены техосмотра бюджет МВД потеряет около 500 миллионов гривен в год. И выразил надежду, что указанная сумма будет компенсирована из государственного бюджета.
 - Это особенно важно, потому что МВД и так финансируется по остаточному принципу, в частности около 40% от потребности, поэтому эти средства нужно компенсировать, - считает министр.
Сотрудники его ведомства поговаривают, что в последнее время государство целенаправленно сокращает личный состав Госавтоинспекции, что делает дорожное движение бесконтрольным. И крепче держатся за свои «рабочие инструменты» - кресла патрульных машин, приборы слежения и жезлы.
Аналитики не скрывают сарказма: отмена ТО лишает гаишников не только официальных доходов, но и взяток, которые они легко получали с водителей за езду с просроченным талоном или помощь в его получении.
Но говорить об успешном этапе борьбы с коррупцией на украинских дорогах преждевременно: вместо талона на вооружении у патрульных инспекторов имеется Закон «О дорожном движении», в котором прописаны полномочия инспекции по отношению к техническому состоянию машины.

Исправна - докажи!

Суть в том, что рядовой патрульный имеет право запретить эксплуатацию автомобиля при наличии признаков неисправности, которые могут создать на дороге аварийную ситуацию. Под такую формулировку можно подвести не только не работающие в тёмное время суток световые приборы, «поворотники» или габаритные огни, но и любую другую предполагаемую поломку. К примеру, гаишнику может не понравиться звук работы двигателя (слишком громкий) или визг тормозов. Ему может показаться, что автомобиль «виляет по дороге», что даёт повод усомниться в исправности рулевого управления. Раньше водитель мог возмутиться и предоставить постовому свежий талон ТО: мол, специалисты недавно всё проверили. Теперь придётся откупаться, чтобы не заработать штраф или не загреметь на штрафплощадку.

Раздолье для угонщиков

Но особую радость принятие нового закона вызвало у автомобильных «рецидивистов», ведь правительство решило отменить нотариально заверенные доверенности на право управления автомобилем. Нет, чтобы продать или переоформить машину, генеральная доверенность всё-таки понадобится. А вот кататься на авто можно будет хоть несколько лет при наличии действующих прав и технического паспорта на транспортное средство, выданного всё равно на кого.
Народные депутаты решили применить в нашей стране опыт развитых стран, к примеру, США, в которых водитель в любой момент может взять машину родственника или друга и управлять ею столько, сколько позволит владелец. При этом случаи угонов авто остаются редкостью. Как поясняют эксперты, каждая американская патрульная машина оснащена терминалом, с помощью которого полицейский может на месте определить, не находится ли данный автомобиль в розыске.
На Украине о таком техническом прогрессе пока только мечтают, и осуществить дорогостоящее переоснащение за тридцать дней, когда вступит в силу новый закон, не удастся. Более того, в стране пока нет централизованной базы данных Госавтоинспекции - работают только региональные. Поэтому злоумышленник, укравший чужое авто, может легко скрыться от правосудия, к примеру, переехав из одной области в другую. За считанные часы угнанный автомобиль разберут и продадут на запчасти - и ищи ветра в поле.

Из друзей - в воры

Юристы не исключают, что отмена доверенности приведёт к многочисленным судебным разбирательствам между родственниками и знакомыми. К примеру, вчера один разрешил другому воспользоваться своей машиной. А сегодня друзья поссорились, и владелец автомобиля заявил о его угоне, чтобы отомстить бывшему товарищу. В ходе следствия, конечно, будет установлено истинное положение дел, но это займёт немало времени. Перед судебными инстанциями могут выстроиться очереди, из-за которых судьям не хватит времени справедливо наказывать настоящих правонарушителей. Подобную неразбериху водители прочувствовали на себе с «письмами счастья», когда правоохранители превысили полномочия средств фотофиксации.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, юристы рекомендуют брать вместе с автомобилем и техпаспортом доверенность на право вождения, составленную владельцем машины от руки. Важно, чтобы на ней был указан срок действия расписки: тогда вам не будет грозить наказание за угон машины в виде лишения свободы от трёх до пяти лет.

Кстати

В конце июня Кабмин усилил меры безопасности перевозки детей. Согласно принятому постановлению, вести автобус, который следует за пределы населённого пункта и преодолевает маршрут более 250 километров, теперь должны по очереди два водителя. Чтобы перевезти организованную группу детей, заказчик должен обратиться к перевозчику не позднее, чем за семь рабочих дней до рейса. Перевозчик за три рабочих дня до поездки обязан предоставить в местную ГАИ схему маршрута, расписание движения автобуса и дату вывоза детей. Заказчик - обеспечить своих пассажиров питьевой водой, медикаментами, телефонной связью и списком телефонных номеров служб экстренного вызова.