Национальный продукт коричневого оттенка

8 Июль 2011 796

Закон «О национальном культурном продукте» принят в первом чтении 15 июня Верховным Советом Украины 266 депутатскими карточками. Проект закона внесён Вячеславом Кириленко. Целью документа является определение критериев, на основании которых культурный продукт получает статус национального. А раз национальный - значит, будет иметь соответствующие налоговые льготы, а также преимущества перед прочими «продуктами» в телеэфире, например. Теперь существующие эфирные квоты для передач, произведённых на Украине, заменяются квотами для национального продукта. Кто определит, какой продукт «наш», а какой наоборот? Будут специально обученные люди, они войдут в специально созданный орган по сертификации. А её, сертификации, критерии прописаны в законе.

Опять язык, он же мова

Главный критерий, как вы понимаете, если речь идёт о чём-то национальном, это язык. Вернее, мова. Потому что национальный у нас значит украинский и никакой другой. В статье 19, части первой нового закона так и написано: «Обязательными характеристиками национальной телепрограммы являются: язык ведения телепрограммы и язык общения участников телепрограммы - украинский, если кто-то из участников программы использует иной язык, обеспечивается синхронный украинский перевод путём озвучивания». Представьте, что будет в этом самом прямом эфире, если поверх иностранной речи (в основном, конечно, русской) будет идти синхронный перевод на мову. Не титрами, нет, это пройденный этап. Теперь будут забивать русскую речь мовой, как сейчас «запикивают» в эфире ненормативную лексику.

Прощайте шоу, которые так раздражали некоторых и которые так любили другие? Ну вот Савика Шустера и Евгения Киселёва теперь в эфире не будет не только потому, что нужно будет всё «запикивать», то есть синхронно переводить, но и потому, что вряд ли их передачи признают национальным продуктом. То есть их не сертифицируют.

Сейчас национальным аудиовизуальным продуктом признаются «программы, фильмы, аудиовизуальные произведения, созданные физическими или юридическими лицами Украины». Новый закон вводит следующее определение: «Национальный аудиовизуальной продукт - программы, фильмы, аудиовизуальные произведения, которые отвечают требованиям Закона Украины «О национальном культурном продукте, о сертификации национального аудиовизуального продукта». Этому требованию не соответствуют российские, американские, французские и прочие иностранные кинофильмы даже с украинским дубляжем.

О спорт, ты - миф!

Как вы понимаете, при разного рода сертификациях, запретах и разрешениях есть большой простор для импровизаций. Чтобы этого простора было меньше, в законе заранее оговорено, какие программы не имеют права называться национальным продуктом. Вот прямо так и сказано: «Сертификация и государственная поддержка национального культурного продукта не распространяется на телепрограммы таких жанров: репортажи о спортивных соревнованиях, процедуры вручения наград, премий, призов, розыгрыши лотерей; телепрограммы новостей, политические обзоры, рыночные новости, прогнозы погоды, реклама».

Получается, не будет им «державної пiдтримки». Ибо они - не национальный продукт. Вообще.
А как же спортивные каналы? Закроют, что ли? Будут вещать нелегально? Да, не всё население - ярые болельщики. Но всё же новости хотят смотреть многие. Почему бы их не сертифицировать? Не сочли возможным. Или нужным.

Сбывается вековая мечта «нациков». Они так долго стенали, что нет на отечественных каналах украинских передач, если не считать рекламы. Всё заполонили, мол, москальские фильмы, и не спасают украинские субтитры. А уж эти ток-шоу, где все поголовно говорят на русском...... В украинском-то эфире! Теперь не будет ничего на русском. Но и на другом, то есть на мове, тоже, кажется, ничего не будет.

Шекспиром можешь ты не быть, но украинцем быть обязан

Да что ж мы всё о телевизоре? Продукт, он ведь не только на экране. Кого вообще можно считать достойным национальный продукт производить, исполнять, например? Есть в законе толкование и этого понятия: «Украинский исполнитель - гражданин Украины или деятель украинской культуры (искусства), который умер до обретения Украиной независимости». Простите, панове, а живым нельзя производить этот самый продукт? Что-то как-то не хочется быть выконавцем в наших палестинах.

Может быть, театральным деятелям повезло больше, чем музыкантам? Куда там! В законе сказано: «Обязательными характеристиками национальных сценических постановок является: драматическое, музыкально-драматическое, балетное (хореографическое) произведение, которое является основой постановки, сочинённое украинскими авторами, или является общественным достоянием, постановка осуществлена украинским театром, постановка исполняется на украинском языке».

Шекспир, конечно, никакой не украинец (впрочем, если покопаться как следует, уверена, можно найти у него украинские корни, иначе не стал бы он гением), но ставить его можно, если театр украинский. Ну и режиссёр пусть будет этнически чистым, и актёры тоже. Язык исполнения? Мова, конечно.

А как быть писателям, если они не письменныки, то есть угораздило их писать на великом и могучем, который здесь и сейчас признан языком национального меньшинства? Можно писать, за это пока не убивают. И даже нацпродуктом это творение признают, но при следующих условиях: «Для сертификации изданий языками национальных меньшинств коренных народов Украины обязательными характеристиками национального издания являются: автор - представитель национального меньшинства (коренного народа) Украины - гражданин Украины».

Ну что, творцы? Хотите создавать передачи, писать книги, снимать фильмы, ставить пьесы? Давайте, творите. Хотите, чтобы это всё стало достоянием общественности? Получите сертификат. Вы же продукт создаёте, вот и возьмите сертификат качества, как на колбасу. Чтобы не было в вашем продукте никакой кишечной палочки и прочей идейной гадости. Сертификат даёт права на налоговые льготы, их должен получать национальный продукт. Льготы зависят от категории сертификации, их три: базовая, средняя и высшая. Определять категорию будет структура в системе исполнительной власти - Служба сертификации национального культурного продукта.

Пилите, Шура, пилите

Вот почитаешь на усталую голову новый закон, возмутишься явным русофобским душком и не заметишь с перепугу, что, возможно, тут ничего личного. Просто бизнес. Мы уже говорили о большом просторе для импровизаций. Кто сказал слово «коррупция»? При чём тут «распил» средств, выделяемых для поддержки нацпродукта? Вы что?

Просто кто-то должен определять категорию сертификата. А этот кто-то будет очень заинтересован в том, чтобы сертифицируемый был очень благодарен. Ну и договорятся они в конце концов. И к бабке не ходи, поделят правильно. В культуре так трудно определить, что продуктом является, а что уже и нет, тем более, какая там свежесть. И всё это умножит усилия тех, кто делит. Короче, мы тут не о том говорим, кажется. Люди о национальном продукте, а мы какие-то «распилы» поминаем всуе. Нам стыдно, честное слово. А им?

Кстати

29 июня 2011 года народный депутат Украины, заместитель председателя депутатской фракции Партии регионов в Верховном Совете Украины Вадим Колесниченко направил по адресу председателя Комитета по вопросам культуры и духовности В. Яворивского предложения к проекту Закона Украины «О национальном культурном продукте». В своём комментарии к внесённым изменениям он отметил, что по его адресу было отправлено два письма председателем Комитета по вопросам культуры и духовности Яворивским от 17 июня и от 23 июня о возможности подачи предложений для подготовки указанного законопроекта ко второму чтению. При этом в обоих письмах установлен различный срок для предоставления замечаний. В письме от 17 июня - 10 июля, а в письме от 23 июня - 29 июня.

Последнее письмо поступило только 29 июня, т. е. в последний день подачи предложений. Такое манипулирование с письмами профильного комитета позволяет обоснованно говорить о возможном умысле в препятствовании предоставлению предложений Партией регионов к данному законопроекту. Ведь в законопроекте содержится множество положений, которые не могут быть приняты в демократической стране, поскольку содержат ультранационалистические и праворадикальные нормы.

Именно поэтому Партия регионов внесла к принятому в первом чтении законопроекту более 40 поправок, без учёта которых этот акт не может быть одобрен.

Против принятия этого проекта закона выступило также научно-экспертное управление Верховного Совета Украины в связи с тем, что его нормы нарушают права национальных и языковых меньшинств Украины.

В первую очередь Вадим Колесниченко предлагает изменить название законопроекта на формулировку «Об отечественном культурном продукте».

Наталья АСТАХОВА.