В тумане свободной торговли

7 Июль 2011 1646
Участники заседания за «круглым столом». Фото Алексея ЕРМОЛИНА.
Участники заседания за «круглым столом». Фото Алексея ЕРМОЛИНА.

Вступление в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном и интеграция в Евросоюз путём подписания соглашения о Зоне свободной торговли вызвали немало дискуссий в обществе. Каковы экономические перспективы Украины от кооперации с Россией? Действительно ли нас ждут в Европе, или это некий политический манёвр Брюсселя? Препятствует ли вступлению в Таможенный союз членство Украины в ВТО? Каким может быть решение официального Киева? Эти вопросы обсуждались на заседании за «круглым столом» в «Крымской правде», в нём приняли участие экономисты, промышленники, политологи и представители Крымской таможни.

С котомкой в Евросоюз

- Таможенный союз и Зона свободной торговли вещи совместимые? И какова главная составляющая в переговорах с ЕС?

Виктор Реутов, кандидат экономических наук, ректор Крымского экономического института Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана:

- Проблема вступления Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном - политический вопрос, идущий вразрез с договорённостями с ВТО и с законом об основах внешней и внутренней политики, в котором евроинтеграция названа приоритетом. Во-первых, если Украина является членом ВТО, то должна работать по его правилам. А это унификация тарифных позиций по всем товарным группам. Приведу пример. Украина ведёт переговоры о торговле зерном с Европейским союзом по ставкам ВТО. Россия вынуждена завозить своё зерно в ЕС по тарифной ставке, которая в несколько раз выше нашей ставки члена ВТО. В этом аспекте Украина имеет больше преференций. Россия тоже стремится стать членом ВТО. То есть фактически, если это произойдёт, соглашения в рамках Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном исключены. С другой стороны, сложилось направление «двухвекторности»: проведено уже 18 раундов переговоров по вступлению Украины в ЗСТ, одновременно ведутся переговоры о Таможенном союзе.

- А что нужно от нас Европе? Мы ведь «бедные», а Евросоюз - «богатый». Зачем им вообще связываться с нами?

Владимир Джаралла, политолог:

- Когда начинаются более интенсивные переговоры по поводу Таможенного союза с Россией, Казахстаном и Белоруссией, тут же из Брюсселя поступает новый импульс и вроде как идёт оживление переговоров по поводу ЗСТ. Что касается Таможенного союза, то он прежде всего выгоден Украине с точки зрения промышленного производства и высоких технологий. В Днепропетровске - ракетное производство, которое создавал весь Союз, в Харькове находится один из станков, необходимых для атомной промышленности, которых в мире всего пять (один - во Франции, один - в Англии, два - в США). Происходящее сейчас с промышленными предприятиями - яркая иллюстрация того, что значит разрыв связей с Россией. Таможенный союз - спасение для украинской промышленности. В последние годы достаточно часто европейские и американские дипломаты довольно откровенно признавали, что им нужен не Таможенный союз, а развитие «евроинтеграционного» направления. Это элемент политической спекуляции. Идея «сближения с Европой» чем-то напоминает червячка на крючке, которым подманивают украинскую рыбу, причём достаточно мелкую и не очень жирную. Мы бедные для европейцев. Как рынок сбыта мы не представляем особого интереса. А внутренняя специфика, в частности бюрократизм, не способствует приходу европейцев на наш внутренний рынок.

- Каков экономический интерес Европы к Украине?

Георгий Павленко, председатель правления ОАО Электромашиностроительный завод «Фирма «СЭЛМА»:

- Бедный нужен лишь для того, чтобы выполнять низкооплачиваемую чёрную работу там, где европеец работать не будет. Европе сегодня от нас нужна разве что квалифицированная дешёвая рабочая сила. И наша молодёжь, если мы не создадим ей условия здесь, на Украине, будет уходить туда. Вступление Украины в ВТО было выгодно главным образом олигархам, имеющим интересы в металлургической и химической промышленности, так как позволило снять часть препятствий для экспорта продукции этих отраслей в другие страны.

Свалка мозгов

- А что изменится для украинских товаропроизводителей, когда договор с ЕС о создании Зоны свободной торговли будет всё-таки заключён? Увеличится ли количество требований и усложнятся таможенные процедуры?

Роман Кричевский, начальник отдела организации таможенного контроля и работы таможенных посредников Крымской таможни:

- Уже сейчас работа таможенной службы построена по тем же принципам, что и таможенное законодательство стран Европейского сообщества. Украина присоединилась к Киотской конвенции 1973 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур, на основе которой построено таможенное законодательство более половины стран мира. Нынешний Таможенный кодекс процентов на 60 соответствует её нормам. Сегодня существует список предприятий, к продукции которых применяется упрощённый порядок таможенного оформления. В конвенции такие предприятия называются «экономически уполномоченными». На Украине эта норма частично реализована в форме «белого списка» предприятий. Кстати, «СЭЛМА» вошла в список в числе первых. Украина сделала выбор вектора и постепенно идёт в избранном направлении. После вступления в ВТО на 40% импортируемых товаров были значительно снижены таможенные пошлины. Некоторые экономисты говорили, что от этого пострадает внутренний производитель. Но я не вижу, что кто-то из наших крымских производителей пострадал из-за снижения таможенных пошлин на импорт. У нас уже работает система электронного декларирования, аналогичная применяемой в Великобритании и Испании. Первая электронная таможенная декларация была оформлена в июне.

Владимир Джаралла:

- Кроме электронного документооборота многим, я думаю, требуется ещё и бумажный. Когда к тебе придут из прокуратуры или налоговой, лучше иметь при себе документ с «мокрой» печатью.

Роман Кричевский:

- Это «советское» мышление. Но бюрократия в странах бывшего СССР и в Европе совершенно разная. В 2000 году я общался с итальянскими таможенниками. Удивило что, к примеру, на пароме из 35 машин выборочно досматривают лишь 2-3. Эти машины потом едут в Италию, Францию, другие европейские страны. Поинтересовался: а если среди остальных тридцати найдут потом наркотики в пяти машинах, что будет с инспектором, который не смог выявить контрабанду, им займутся правоохранительные органы? Мой вопрос не поняли. И я объяснил, что инспектора, пропустившего контрабанду, можно заподозрить в коррупции, сговоре с контрабандистами. Они в ответ: если такое случилось, значит, дала сбой система, и мы её поменяем.
А человек лишь звено, выполняющее свои функции. Так вот и мы сейчас к этому приходим. У нас сегодня уже работает система анализа рисков. И россияне, кстати, очень позитивно её оценили. Электронная таможенная декларация, пройдя через систему анализа рисков, останется в компьютерной базе данных. Для правоохранительных органов это новшество, но они знают, что в законодательстве эта норма уже закреплена.

Георгий Павленко:

- С налоговой службой мы уже работаем по электронной системе более двух лет. Так что электронное таможенное оформление сюда вполне вписывается.

Украинское сало для казахских таможенников

- Что должно измениться в случае заключения договора о ЗСТ?

Роман Кричевский:

- Зона свободной торговли означает изменения в большей степени в экономике, чем в законодательстве. А в части таможенных правил принципы останутся те же. К примеру, всем ведь понравилось, что для граждан увеличили сумму наличной валюты, которая может устно декларироваться при перемещении через таможенную границу до 10 тысяч евро? И такие вещи от ЗСТ не зависят.

- Таможенные правила практически не изменятся при создании ЗСТ с Европой, а если Украина вступит в ТС, тогда будут изменения?

Роман Кричевский:

- Таможенные правила могут лишь несколько упроститься. Вот если мы вступим в Евросоюз, тогда да, изменения будут. Хотя бы потому, что между европейскими странами фактически нет границ. Но даже в Евросоюзе у нас останется внешняя граница по морю. Так что и в этом случае основные принципы работы Крымской таможни не изменятся.

Виктор Реутов:

- А в Таможенном союзе фактически ваши функции будет выполнять казахский таможенник. Он будет на границе проверять товары, которые свободно потом будут перемещаться по странам ТС. Готова ли Украина отвечать за действия казахского таможенника?

Роман Кричевский:

- На внешней границе Германии таможня может досматривать товары, идущие во Францию. Но они же доверяют друг другу. Если будет на законодательном уровне определено, что мы доверяем тому, что сделал казахский или польский таможенник, то наше дело - выполнять. У нас есть договор о свободной торговле с Россией, с Белоруссией, с Казахстаном и многими другими странами бывшего СССР. Это, конечно, не Зона свободной торговли, но и не просто «протокол о намерениях». Если говорить о России, то это реальные преференции в налогообложении для российских товаров.

Промышленные «терминаторы»

- Украина - член ВТО. Что мы получим дополнительно, если переговоры по ЗСТ с Европой увенчаются успехом?

Виктор Реутов:

- Пункты переговорного процесса: тарифная позиция, торговля товарами, технические барьеры в торговле, инструменты торговой защиты, санитарные и фитосанитарные меры и так далее. Сейчас камень преткновения есть по двум позициям: использование географических названий - то есть шампанское нельзя называть шампанским, коньяк, соответственно, тоже. Однако на последних переговорах Украине позволили называть сыр пармезаном. А это, соответственно, влияет на экспорт этой продукции. Этапы интеграции чётко расписаны: первый - Зона свободной торговли, второй - Таможенный союз. И Украина может рассматривать не вхождение в Таможенный союз с Россией Белоруссией и Казахстаном, а создание с Таможенным союзом Зоны свободной торговли.

- Тезис о развитии свободной торговли с Россией, Белоруссией и одновременно с Европейским сообществом был выдвинут ещё во времена президента Кучмы. Это была попытка усидеть на нескольких стульях. Но время прошло, и стулья раздвинулись.

Владимир Джаралла:

- Сейчас попытка вернуться к игре балансов почти невозможна. Поэтому встаёт вопрос: что дальше? И вот тут возникает политическая проблема: реально ли ЕС заинтересован в том, чтобы Украина была его партнёром, а в перспективе - членом ЕС. Ответ сугубо отрицательный. ЕС с трудом «переваривает» новых членов, то есть бывшие страны соцлагеря. Что произошло с промышленностью в этих странах? Она просто рухнула. Если голландцы или норвежцы строят у себя на судостроительных заводах, то зачем им «забрасывать» заказы в ту же Болгарию, снимая их со своих предприятий? В результате в бывших странах соцлагеря развивается торговля, но не промышленность.

Георгий Павленко:

- Я недавно был в Болгарии. Мы поставляли туда сварочное оборудование, которое и сегодня работает на судостроительных заводах. В Бургасе мне сказали, что из предприятий сегодня у них работает один только торговый порт. В Варне - только судостроительный завод. Они с помощью нашего оборудования изготавливают большие ёмкости для нефти по заказам арабских стран. Я спросил: «Что конкретно вам дал Евросоюз?» Мне ответили, что ничего. Хотя Евросоюз выделил немалые средства на благоустройство, строительство дорог, парков и так далее. Я всё-таки считаю, что нельзя сдавать рынки, которые есть, если у нас нет новых, и никто нас там не ждёт. Нужно продолжать работу с Россией и вместе входить в тот же Евросоюз.

Владимир Джаралла:

- Казалось бы, что мешает вхождению в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном? Геополитическая проблема в том, что ТС подразумевает возможность более тесной интеграции и в перспективе создание политического союза с Россией.
А это «красная тряпка» для политических кругов даже не в Европе. Россия, защищая национальные интересы, начинает вкладывать громадные средства в создание собственных предприятий, аналогичных существующим на Украине. Более половины промышленности Украины работает именно с Россией, и скорее всего интенсивность переговоров по поводу Таможенного союза объясняется просто: намного дешевле договориться друг с другом, чем создавать что-то с нуля.

Инвестиции в пиво и мороженое

- Производственные предприятия Украины традиционно были связаны с Россией. Сегодня каждый сам за себя. Нужно ли объединяться вновь?

Георгий Павленко:

- 30-35% продукции мы выпускаем для Украины, а 60-70% - поставки в Россию. Хотя там тоже конкуренция очень жёсткая. Мы конкурируем в России даже с китайцами. И постоянно ищем ответ на вопрос, где и как снизить себестоимость, как ввести новую технику. В сотрудничестве с Россией мы идём по отраслевому принципу. Но плохо, что, например, наше украинское судостроение «лежит на боку». Я был в Николаеве: нет заказов на суда, зато большой спрос на вагоны.
И в России, и на Украине их не хватает. Россия строит свой завод по производству вагонов, в то время как наш Крюковский завод работает в три смены без выходных и не успевает!

- Чем Украина собирается торговать на рынках Европы?

Георгий Павленко:

- Мы, например, до 2006 года отправляли сварочную технику в Швецию, а шведы торговали ею практически во всём мире. Сегодня ситуация изменилась. Наша техника продаётся в Сингапуре, и несмотря на то, что вокруг Сингапура расположены прогрессивные производства Юго-Восточной Азии, она пользуется спросом. Вот мы говорим: в Европу, в Европу. А много ли у нас промышленных предприятий, торгующих с Европой? Начинаешь перечислять - и не находишь! Я понимаю - политика. Но мы - промышленники. За нами люди. У нас главная задача - выпустить продукцию и продать её, для того, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне и чтобы они получали достойную зарплату.

- Сегодня Таможенный союз применил к Украине санкции по трубам и карамели. Если допустить, что подобные санкции применят к продукции, которую производит «СЭЛМА», что будете делать?

Георгий Павленко:

- Создавать совместное предприятие в России. Другого выхода нет. Большая часть акций предприятия сегодня находится там.
К примеру, на Челябинском трубопрокатном стане стояло американское оборудование. Россияне, у них всё же чувство национальной гордости есть, пытались американцев подвинуть, чтобы внедрить технологию и своё оборудование. Наши российские конкуренты писали кляузы, что «СЭЛМА» - иностранный производитель, поставщик военно-промышленного комплекса. Это борьба, и чем дольше будет затягиваться вопрос, тем больше нас будут подвигать с рынка. Я понимаю: предложила бы нам Европа - вот заказы, берите и стройте, например, корабли. Но сегодня Харьковский завод делает запчасти для вертолётов и поставляет их в те страны, где были ещё советские поставки вооружений. И вообще, на Украине построен хоть один нормальный современный машиностроительный завод? Не найдёте! Инвестируют в основном в пиво и мороженое. Два года назад прошла встреча представителей крымских промышленных предприятий с американцами. Они спросили, сколько нам нужно денег. Мы ответили: давайте создадим в Крыму на базе ваших технологий современное предприятие. Нет, отвечают американцы, только деньги, остальное нас не волнует.

Дойные коровы без политики

- О союзе с Россией разговоры идут много лет. Многие граждане Украины сожалеют о распаде СССР. Известно высказывание Путина: «Тот, кто не жалеет о распаде Союза, у того нет сердца, а кто не желает его возрождения, у того нет головы». Что может помешать движению Украины в ТС? И какие противоречия могут возникнуть с ВТО?

Виктор Реутов:

- Украине нужно будет заключить со 152 странами, входящими в ВТО, соглашение о вхождении в Таможенный союз.
В практике ВТО не было такого, чтобы страну выдворяли из организации за какие-либо нарушения, хотя в отношении Украины были применены санкции ВТО после введения 13%-ной пошлины на автомобили. Собственно говоря, как предприятия торговали с Россией, так и будут торговать, как поставляли продукцию в страны ЕС, так и будут поставлять. Дело в другом. Не надо путать: Зона свободной торговли с Евросоюзом - это не ЕС, а именно зона свободной торговли.

- Украина рассматривает возможность вступления в Таможенный союз. А есть ли аналоги Зоны свободной торговли с Европой у других стран третьего мира, кроме Украины?

Виктор Реутов:

- Создавать Зоны свободной торговли никто не запрещает. Это лишь право Украины торговать с Европой в тех или иных рамках, но не обязанность. К примеру, утвердят в рамках ЗСТ Украине квоту на поставку в Евросоюз 100 тысяч тонн говядины. А мы что, производим такое количество говядины, чтобы ещё и поставлять её в Евросоюз? Нам бы себя прокормить. Известный пример в рамках самой Европы: производство голландского йогурта. В странах ЕС существует ограничение на производство молока. Однако коровы имеют свойство производить молоко вне зависимости от желания тех или иных политиков устанавливать на него квоты. Поэтому в Голландии пошли по такому пути. Производить молоко в чистом виде нельзя, но его можно перерабатывать и делать сухое молоко. Так вот сухое молоко из Голландии поставляют в какую-либо из стран ЕС, там перерабатывают, поставляют продукцию в третью страну, там делают йогурт из сухого молока. А затем йогурт поставляют в Голландию. То есть внутренние нормы действуют вне зависимости от таких договоров, как о зоне свободной торговли.

- В рамках Таможенного союза имеются наднациональные структуры, которыми нас пугают его противники. И постоянно говорят о том, что Украина потеряет часть суверенитета. Каковы опасности в рамках Таможенного союза, поскольку крымские предприятия работают на одном поле с россиянами?

Георгий Павленко:

- Сегодня в России довольно жёсткая конкуренция. И если будет Таможенный союз, я считаю, что конкуренция ещё более ужесточится. Но те, кто будет быстрее переоснащать производство и выбрасывать на рынок конкурентоспособный товар с нормальным соотношением «цена-качество», тот и выиграет. Таможенный союз упростит процедуру таможенного оформления товаров, станет меньше документов. На предприятия, которые не хотели связываться с таможенными процедурами, мы не могли поставить товар или вынуждены были это делать через какого-то посредника, а тогда мы сможем работать с ними напрямую. Все предприятия выбрали своё направление, свою нишу и стараются в этом направлении развивать и науку, и производство. Поэтому места хватает на рынке всем. Если начнётся бум, а я думаю, что грядёт бум и в строительстве, и в машиностроении, перспективы просматриваются неплохие, но всё зависит от того, кто и как к этому подготовится.

Таможенный союз с ...Зимбабве?!

- То есть украинская промышленность готова конкурировать с аналогичными предприятиями России, Белоруссии и Казахстана. Мы на равных?

Георгий Павленко:

- За всю промышленность не могу отвечать, но те предприятия, которые работают в том же Харькове и Киеве, готовы бороться, потому что конкурентоспособны.

Виктор Реутов:

- Таможенный союз - замкнутая система, то есть приход на рынок чужака будет сопряжён с определёнными финансовыми затратами.

Георгий Павленко:

- Как Европа нас не пускает, так и в Таможенный союз тоже чужаков не будут пускать. Пускать будут только совместные предприятия, на территории Украины или России - неважно, но это будут лишь предприятия, у которых современные прогрессивные технологии.

- А сможет ли Украина вообще обойтись без Таможенного союза и Зоны свободной торговли? И не означает ли формула «3+1» желание вообще никуда не идти?

Виктор Реутов:

- Сегодня мир настолько глобализирован, что альтернативы этому нет. В этой связи у Украины есть только один путь - дальнейшая интеграция в мировое сообщество. Как именно: ТС или ЗСТ, либо Зона свободной торговли со странами Юго-Восточной Азии, Северной Африкой или Америкой, - это ровным счётом ничего не значит.

Георгий Павленко:

- Мы будем искать ответы на этот вопрос на тех рынках, где наша продукция востребована Самостоятельно выжить мы не сможем. Интеграция должна привести к какому-то берегу.

Владимир Джаралла:

- События последних месяцев показывают, что политика сохранила свой драматизм. У Владимира Путина есть интересная психологическая особенность: когда он хочет для себя ответов на какие-то вопросы, встречается с человеком, к которому у него возникли эти вопросы, и после этой встречи ставит «знак», что там будет дальше происходить. Такие встречи в своё время подвели черту под отношениями с Ющенко и Тимошенко. И весьма влиятельный российский чиновник Шувалов, которому в будущем прочат пост премьер-министра, назвал переговоры с Киевом провальными. И что дальше? Чёткое разъяснение, что Украину ждёт по промышленной линии, одновременно политическое давление и последняя крымская встреча «без галстуков», журналистов и комментариев. И это то, что называется настоящей политикой. Что касается Таможенного союза, то тут всё зависит от желания. Если есть желание, то можно найти любые пути, которые помогут реализовать цели. Да, невозможно договориться заново со 152 странами - членами ВТО. И зная славянский характер, по поводу изобретения способов, как обойти что-то, можно сказать, что всё когда-то бывает в первый раз.

На «зону» надейся, а сам не плошай!

- Так куда пойдём? Что могут решить власти Украины?

Владимир Джаралла:

- Очевидно, если Украина не интегрируется в различные структуры, то её ожидает деградация в промышленном, интеллектуальном плане, что, собственно говоря, и происходит на наших глазах. Особого желания интегрировать Украину в ЕС, очевидно, нет ни у одной из национальных элит. Здесь мы можем добавить и проблемы перестройки стран Восточной Европы, и внутренние проблемы Брюсселя, и борьбу за полномочия между национальными правительствами. Поэтому Украина с её проблемами здесь явно лишняя. Видно, что украинское руководство готово сделать шаг навстречу России, но есть конкретная политика, начиная с соглашений по трубам и заканчивая давлением из-за рубежа. Поэтому интеграция идёт по принципу - шаг вперёд, полшага назад.

Георгий Павленко:

- Думаю, власти Украины всё же найдут общий язык с Россией.

Виктор Реутов:

- В одной из книг, вышедшей в середине 90-х годов XX века, был дан прогноз одного из западных экономистов о развитии Евросоюза. Там сказано, когда будет скачкообразное расширение ЕС, сколько стран в него войдут. Фактически прогноз сбылся. Было предсказано, что если до 2020 года Евросоюз не дойдёт до границ России, я говорю о членстве Украины, то ЕС распадётся. Такое впечатление, что власти известен этот прогноз и она стремится как можно скорее создать интеграцию с ЕС. 18 раундов переговоров, которые уже прошли и, судя по всему, ещё пара раундов, и ЗСТ с Евросоюзом будет создана.

Роман Кричевский:

- Рассчитывать, что Таможенный союз - манна небесная, не стоит. Да, будет меньше границ, но всё равно будет таможенное оформление товаров. То же будет и с Европой по Зоне свободной торговли. Мне нравится пример Швейцарии. Она не является членом ЕС, но у Швейцарии прекрасные отношения с Евросоюзом. У неё есть границы, но они основаны на нормах международного права и по сути своей прозрачны. Швейцария свободно себя чувствует в Европе. Расположение Украины очень удобно во многих отношениях, в том числе транспортном. У нас есть море и прекрасная природа. Мы тем или иным образом выгодны для всех и сможем найти стезю, которая будет для нас удобна.
В любом случае, независимо от каких-либо решений, мы развиваемся. Вообще, я бы исходил из того, что надеяться надо на лучшее, а рассчитывать на худшее. Мы сами должны строить свою экономику, поскольку не нужны Европе и так же не нужны России. Им своей головной боли хватает. У России есть преимущество - недра. Если их убрать - всё, мы равны!

Алексей ЕРМОЛИН,

Николай ФИЛИППОВ.

Фото Алексея ЕРМОЛИНА.

Алексей ЕРМОЛИН.