Кшиштоф Занусси: Поднялись над всеми люди низкой культуры

23 Июнь 2011 1374
Кшиштоф Занусси.
Кшиштоф Занусси.

Появление на Севастопольском кинофестивале классика мирового кинематографа, польского режиссёра Кшиштофа Занусси стало сенсацией, как и его фильм «Сердце на ладони» с народным артистом Украины Богданом Ступкой в главной роли. С благодарностью принял режиссёр с мировым именем приз «Гори, гори, моя звезда», который вручается в городе-герое за вклад в мировой кинематограф.

- Крымский фестиваль стал для меня дорогим подарком. Ведь именно благодаря приглашению на кинофорум я впервые побывал в Севастополе, о котором был наслышан, - признался Кшиштоф. - Город меня удивил. Ожидал увидеть строгий военно-морской центр, а обнаружил на берегу Чёрного моря прекрасное место для отдыха, где царит очень доброжелательная атмосфера. И даже монументальная сталинская архитектура здесь не раздражает, смотрится вполне органично, не давит на психику. И второй подарок - общение с молодыми коллегами. Меня очень интересует всё, что волнует молодых людей, стараюсь во всех странах понять, чем они живут.

- Фильм, который вы привезли на фестиваль, снят с помощью украинского продюсера, в нём играют украинские актёры. Как вам с ними работалось?

- Очень комфортно. С Богданом Ступкой мы давно знакомы, можно сказать, дружны, чем я очень горжусь. Гениальный актёр! Убеждён, что совместные проекты в условиях кризиса, когда всем тяжело находить деньги на картины, займут лидирующее место. Я готов и в дальнейшем работать с украинскими, российскими продюсерами, артистами. Планов у меня много: отобрал несколько сценариев, по которым хотел бы снять большие костюмные картины, но они требуют немалых средств, которых пока нет, к сожалению.

- Что привлекает в сценариях, которые выбираете?

- Вечные темы - любовь и смерть. Об этом я снимаю кино всю свою жизнь.

- Говорят, кино обслуживает интересы власти и общества. Вы с этим согласны?

- Нет. Власть должна обслуживать нас, а не мы её. Власть - это служба или диктатура, а я на диктатуру не согласен. Остальная власть - это власть моего выбора и за мои деньги меня обслуживает. Не надо забывать, что это за наши деньги и по нашему решению кто-то у власти. Президент - на службе у меня, а не я у него. Я при малейшей возможности политикам это напоминаю. Но они помнят об этом только перед выборами. Надеюсь, что могу сказать: я на службе у правды и добра. А правда и добро служат всем, значит, развитию человечества, и идут на пользу всем людям, а не определённой власти, не определённому обществу. Я могу выступать против моего общества, потому что его недостатки меня сильно раздражают. Конечно, в такой момент теряю часть публики, и моё кино становится не самым массовым. Влияние на массы может идти через элиту, и не надо забывать, что движение мира зависит только от элиты, а не от массы. Масса всегда плетётся в хвосте. Вы прожили восемьдесят, мы - сорок лет в такой мифологии, что массы - самые важные. Нет, не самые важные. Самое важное - какие мы создаём элиты, насколько они ответственны, насколько умеют служить другим. Есть ли у них идеалы и какие, потому что элита, когда создана она только в свою собственную пользу, это не элита, это - олигархия.

- Вы - знаток многих культур. Что вам близко в русской культуре как художнику?

- Трудно сказать, потому что меня увлекает не всегда то, что близко. Часто увлекает то, что далеко. Мне не близок, скажем, Достоевский. Но его произведения - глубокая экзотика для меня, и это увлекает. Но это не моя душа. Мне ближе Тургенев, Чехов, Толстой с его рационализмом. Но увлечён я Достоевским, религиозным пространством его творчества. Михаила Булгакова я очень высоко оцениваю, но его творчество мне как читателю и режиссёру не близко.

- Нынешнее искусство больше увлечено грехом, нежели добродетелью. Ушёл интерес к обыденным темам, которыми испокон веков восхищались.

- Отображение греха может быть протестом. И это на пользу обществу. А если человек наслаждается злом - это уже дьявольское. То, что я вижу чаще всего, - это просто такой взгляд на мир, в котором и добра, и зла нет. И это, по-моему, самое опасное. Это в основе постмодернизма, который, к счастью, уже прошёл, но есть такая волна, в которой просто нет отличия добра от зла. А это - разрушение всего, всей гармонии человеческой, я этого боюсь.

- Что вас как человека, режиссёра особенно волнует сейчас?

- Конфликт между культурой и бескультурьем. Не выношу хамства, а оно осмелело, поднялось над нашей жизнью высокой волной. Оно и раньше было, но не таким тотальным. Особенно это заметно в постсоветских странах, где произошли серьёзные перевороты. Именно там особенно отчётливо видно, как поднялись над всеми остальными люди низкой культуры, низкого образования, бездуховные.

- Ваше отношение к нахально врывающейся в показ фильмов по телевидению рекламе?

- Я всегда гордился тем, что никогда рекламных картин не снимал. Пришли новые времена, и несколько лет назад, уже в условиях свободного рынка, ко мне обратилась очень большая фирма с предложением снять рекламу за огромные деньги. Мой заместитель меня уговорил: «Всего две недели вашей работы над маленьким рекламным роликом дадут деньги, которыми можно помочь десяткам нуждающихся людей. Это не будет потерей чести». У меня был близкий друг, епископ, я попросил у него совета. И услышал: «Сделай этот ролик, но возьми половину денег себе, а вторую половину отдай на благотворительность. Невозможно, чтобы у тебя не возникло гордыни, если отдашь всё заработанное. А это самый опасный грех».

* *  *

Кшиштоф Занусси входит в элиту мировой режиссуры. Он снял около 40 кино- и телефильмов, многие из которых удостоены высших наград крупнейших международных кинофестивалей. Среди них «Лицом к лицу», «Зачёт», «Семейная жизнь», «Горы в сумерках», «За стеной», «Роль», «Гипотеза», «Убийство в Катамаунте», «Ночное дежурство», «Защитные краски», «Золотой козерог», «Долгий разговор с птицей», «Скрытые сокровища».

* *  *

Сыгравший в фильме Занусси «Сердце на ладони» Богдан Ступка получил приз за лучшую мужскую роль на Римском международном кинофестивале.

* * *

Пан Кшиштоф читает лекции на Высших курсах режиссёров и сценаристов в Москве. Он - почётный доктор ВГИКа, Европейского университета в Минске. Возглавлял жюри международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.