«Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы...»

12 Июнь 2011 1063
Средневековые рыцари современности. Фото Юлии ЦИСАРЬ.
Средневековые рыцари современности. Фото Юлии ЦИСАРЬ.

Сначала на горизонте вырисовываются машины МЧС и скорой помощи. Потом ухо улавливает какую-то ирландскую мелодию, а нос - запах дыма и жареного мяса. И мы все медленно ползём всё выше и выше, туда, где нам пообещали показать грандиозное массовое зрелище - «Скифскую мистерию», к презентации Крымского республиканского историко-археологического заповедника «Неаполь Скифский». И вот оно - действо: несколько тысяч людей на Петровских высотах. В 227-й день рождения Симферополя.

"Тяжёлые, стройся!"

Пожалуй, ни одно грандиозное массовое зрелище крымской столицы не обходится без рыцарей, тех, что из различных крымских клубов исторической реконструкции. Вон они там, на ристалище. Дерутся, потея и охая. А «ведущий боя» кричит, предупреждая зевак: «Осторожно, не подходите близко! Опасно для жизни и здоровья».

- Мои доспехи в целом весят килограммов тридцать пять, - рассказывает, улыбаясь, рыцарь Феникс, он же Андрей. - Тяжело и жарко, конечно, вот так на солнцепёке целый день. Но что поделать? Мы же рыцари!

Средневековый воин рассказывает, что доспехи его из XV и XVI веков, что систему боя изучает сам по всяким умным книжкам. Паренёк время от времени смахивает тыльной стороной ладони пот со лба, но жаре не сдаётся и никому не отказывает в удовольствии сфотографироваться с собой.

- Айриш, Феодал, Треш, Бахчисарай, Вертолёт! - командует «рыцарский воевода». - На построение! Тяжёлые, стройся! За мной! Народ, ра-а-а-зз-з-о-ойдись! Тяжёлые идут!

Народ расходится, чтобы не получить какой-нибудь железкой по голове. И чтобы «скучковаться» у заборчика, за которым работает кузнец. Ведь можно не просто поглазеть, но и в процессе поучаствовать: взять мастер-класс по кузнечному делу у крымских повелителей огня и металла. Папаши норовят детей к наковальне пристроить, а сами с фотоаппаратами подальше от огня держатся. И всё фотографируют, фотографируют.

Ну а женскому роду мастер-классы у наковальни не очень интересны. Они всё больше в городе мастеров крымских ремесленников «пасутся». Тут серьги, бусы и прочие изделия народных промыслов продают. Походить часик-полтора, а там, глядишь, и обещанная презентация заповедника «Неаполь Скифский» начнётся» и «Скифской мистерией» продолжится. Вот и ходим.

«Слава вам, доблестные воины Скифии, слава!»

Но все ждут чего-то грандиозного. Мистического. Скифского. Кто-то ожидает за разноцветными пластмассовыми столиками, поедая плов и лагман и «проталкивая» лепёшку квасом, а кто-то, скромно расстелив покрывало, семьёй поедают снедь, принесённую из дому. Кто-то возмущается, что «уже пекло, а представление всё никак не начнётся». Дети весело носятся с печёными яблоками на палочках. Мужчины из больших пластиковых стаканов квас прихлёбывают, наверное. Барашек томится на вертеле. Старушки важно ходят под зонтиками. Молодёжь со стариками пререкается. Ну а стражи порядка с шипящими рациями на поясе блюдут и запрещают передвигаться по территории, огороженной их «живым забором».

- Потому что скоро тут кони мчаться будут, - объясняет старший. - Небезопасно для жизни. И вообще, чего ходите? Идите место себе поищите, представление скоро.

И народ расстилает газетки и покрывала на открытой площадке у возвышающихся холмов-зольников. Усаживается в предвкушении. На холмах возле некогда цветущей скифской столицы становится непривычно многолюдно. Напряжение нарастает. И взрывается музыкой. Торжественной и громкой. И криками: «Слава вам, скифы, слава! Гей, гей, гей!».

Возвратившиеся из похода воины, прекрасные пленницы в восточных нарядах, акробаты-забавники, воинственные и очень сексуальные амазонки.... А вот и знаменитый царь Скилур с молодой царицей Амагой. В основе «Скифской мистерии» - эпизод из жизни скифской столицы периода правления знаменитого царя Скилура, мудрого воина и политика.

- У-у! А! У-у! А! У-у! А! - кричат воины, приветствуя царя.

- Слава вам, доблестные воины Скифии, слава! - отвечает им правитель.

Золото и багрянец одеяний, призывы, от которых мурашки по коже, и тысяча рук, направленных к небу. Красочное действо приковывает внимание. И заставляет забыть о раскалённом солнце и перенестись на тысячи лет в прошлое.

- Папа, смотри, чайки! - кричит карапуз.

- Это не чайки, сынок, это - голуби как символ победы, - отвечает отец.

- Мама, лошадка, смотри, лошадка, - верещит девчушка, дёргая родительницу за подол сарафана.

- Да что лошадка! Посмотри вон, какие рыцари, - отвечает зачарованная театрализованным представлением под открытым небом мамаша.

Народу нравится. Благодаря студентам и сотрудникам Крымского университета культуры, искусств и туризма (КУКИТ) все будто попали в другое изменение. То, в котором гибнут в бою доблестные рыцари, то, в котором воздух дрожит от криков, а земля стонет под тяжестью конницы, что летит по холмам. Нет, Неаполь Скифский - не просто поляна, а остатки древнего города, возможно, таящие в себе ещё немало уникальных находок.

И пусть кто-то возмущается: мол, не совсем скифы, не совсем мистерия скифская, цыгане и танцы живота - это «из другой оперы». Но авторы проекта «Крымский мир» и творческая группа создателей «Скифской мистерии», которые и предложили превратить памятник «Неаполь Скифский» в сценическую площадку этнокультурного фестиваля, оправдываются, что нацелились не на научную историческую реконструкцию, а театрализованное представление. Народу-то что нужно? Хлеба и зрелищ. Ну а то, что памятник, который столько лет находился в запустении, сегодня выходит на совершенно новый уровень - исторический момент для Крыма.

Истерика историка

Свою ложку дёгтя в «Скифскую мистерию» внесли историки. Яркое название реконструкции привлекло учёных из разных городов Украины. Но разочаровали историко-культурные моменты мистерии: «Одеяние царя Скилура больше походило на изображение Александра Македонского на репродукции из советских букварей, много было исторических ляпов. Загадкой остаётся, что делали на крымской земле в скифский период средневековые рыцари? А танец живота, который подарили Скилуру полонянки, в ту историческую эпоху мог быть только танцем живота жрецов Древнего Египта. Кстати, исполняли его мужчины».

Как оказалось, стилизация и реконструкция - разные вещи. Оказалось, что есть в репертуаре КУКИТ и другая «Скифская мистерия». Над нею долгое время работали студенты вуза под руководством Натальи Грибановой, кандидата философских наук, доцента кафедры вокального искусства КУКИТ, и Вячеслава Бойчука, историка, преподавателя кафедры музейного дела и охраны памятников культуры и истории этого же вуза. Студенты творческой группы исследователей во главе с Фёдором Марченко также уверены, что масштабное шоу на Неаполе было далеко и от мистерии, и от скифов.

Скифская культура - многолетний научный интерес преподавателя Натальи Грибановой. Загоревшись однажды идеей воссоздания музыки царских скифов, она начала кропотливую работу по написанию «Скифской мистерии». Найденные археологами фигурки танцующих женщин и музыкантов со струнными инструментами не оставляли сомнений, что скифам были не чужды песни и танцы. Но какая могла быть в то время нотная запись, когда каждый музыкант полагался на слух и память? Овеянные легендами скифские племена остались в памяти историков бесстрашными воинами, но отнюдь не поющими и танцующими. При помощи метода интуитивной герменевтики был написан вокальный квартет «Ты - скиф», поставлена хореографическая композиция из двух частей: «Шествие царских скифов» и «Скифский пир». Однако такая мистерия оказалась грандиозному шоу не конкуренткой.

Потерял ли что-то от разных взглядов на его прошлое Неаполь Скифский? Скорее, приобрёл внимание горожан и гостей столицы.

Юлия ЦИСАРЬ.

Ирина КОВАЛЁВА.