«Счастливый жребий дом мой не оставил»

9 Июнь 2011 778
Праздник перед домом поэта.
Праздник перед домом поэта. Фото автора.

Великий провидец Макс Волошин предчувствовал, что сохранённый «в дни доносов и тревог» дом, который «ни власть не отняла, ни враг не сжёг, не предал друг, грабитель не ограбил», будет всегда открыт для гостей. И они будут всегда приходить сюда, откликаясь на приглашение хозяина: «Стряхни житейский прах и плесень дум у моего порога…».

Сбылись его слова, и вот уже много лет в святая святых художника, мастерскую, которая «всей грудью к морю, прямо на восток обращена, как церковь» «человеческий поток сквозь дверь её течёт, не иссякая». В мае этот поток особый: сюда съезжаются учёные из разных стран на традиционные Волошинские чтения. В этом году они прошли уже в шестнадцатый раз. Как всегда, к ним присоединялись все желающие: взрослые и юные жители посёлка, отдыхающие.

Серьёзные доклады, сделанные известными российскими и украинскими учёными Сергеем Пинаевым, Михаилом Громовым, Сергеем Пролеевым, Александром Волковинским, Константином Мануйловым и другими, вызвали оживлённые дискуссии, которые имеют не только научное значение. Потому что речь идёт о феномене волошинского наследия в контексте актуальных проблем современности.

Большой интерес вызвал доклад доктора философских наук, президента Украинского философского фонда, профессора Киево-Могилянской академии Сергея Пролеева «Волошиноведение или преемственность духа?».

- Важно судить о человеке не только по тому, что он создал, чем он является, - подчеркнул Сергей Викторович. - Важнее то, чему он задал перспективу, смысловой горизонт. В этом плане Волошин интересен и многообразен. Как мыслитель интересен, как художник и поэт. Если говорить о Волошине-мыслителе, акцент я бы сделал на его философствовании жизнью. Это стиль античности, которую он так любил. Он не писал трактатов. Его философия выражена в личной судьбе, в том, как он выстраивал свою жизнь. Дом, в котором мы находимся, тоже своего рода философское произведение - определённая концепция жизни. Философствование жизнью - вот что в Волошине наиболее интересно и полезно для нас. Перспектива этих учёных собраний, традиция Волошинских чтений, длительных, продуктивных, требует нового слова. Форум пора выводить на новый качественный уровень, который не ограничивается личностью Волошина, а берёт более широкую тематику, весь контекст эпохи, её творческий потенциал, её культурное своеобразие. Всё то, что мы называем феноменом Серебряного века. Логичным будет создание на базе музея научно-аналитического центра, разрабатывающего тематику Серебряного века.

Все участники чтений подчёркивали, что эти встречи на крымской земле входят в круг не только профессиональных интересов, но и личных пристрастий. Как и при хозяине, дом поэта принимает всех и одаривает новыми идеями, мыслями. И книгами.

У многих уже есть репринтные издания книг из фондов музея. Это «Иверни», «Anno mundi ardentis» - «В год пылающего мира», отразившая осмысление мировой войны с утверждаемой Волошиным мировоззренческой позиции «всё во мне и я во всех». И вот теперь личные библиотеки учёных пополнились репринтными изданиями сборника «Демоны глухонемые» и книги Волошина о Репине.

- Традицией стало пополнение наших фондов книгами участников конференции, - отметила заведующая Домом-музеем Наталия Мирошниченко. - На этот раз их особенно много. Один из самых ценных подарков - редкое издание стихов Волошина, вышедшее в 1946 году в Германии. Необычный и неожиданный подарок сделала доктор философии, профессор университета Беркли (Калифорния, США) Ольга Матич - копию фильма 1928 года Йозефа фон Штернберга «Последний приказ» о судьбе русских эмигрантов в Голливуде. Да и сам её приезд стал подарком - настолько это интересный, увлечённый, эрудированный человек.

- Я первый, но могу заверить, что не последний раз в Коктебеле, - призналась Ольга Матич. - Россия и Украина - родина моих предков, значит - родина моего духа. Я двоюродная внучка Василия Шульгина, члена Государственной Думы России, принимавшего отречение Николая II от престола. Его отец Виталий Яковлевич Шульгин основал первую русскую газету в Киеве в середине XIX века. Она называлась «Киевлянин». Мой родной дед Александр Билимович был профессором Киевского университета. Теперь все труды, долгие годы запрещённые, напечатаны в России. Так что можно сказать, что, вынужденные в лихолетье покинуть Родину, они вновь обрели её.

В программу чтений вошёл коллоквиум «Марина Цветаева: судьба и творчество». Ровно сто лет назад поэтесса впервые ступила на коктебельскую землю.

Состоялось и ещё одно знаковое событие: освящение мемориальной доски на вилле Киммерия - усадьбе семьи Юнге, основателей дачного посёлка творческой интеллигенции и промышленного виноделия в Коктебеле. Одна из инициаторов установки доски - Елена Секурова, правнучка друга Юнге Павла Павловича фон Теша, по совету которого приобрела участок в Коктебеле Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина. Елена Васильевна подарила музею специально к этому событию изданную свою книгу «Семь новелл о Юнге».

- Идёт подготовка к столетию дома Волошина, - напомнил генеральный директор заповедника «Киммерия М. А. Волошина» Борис Полетавкин. - Центральное место в плане подготовки - строительство флигеля для размещения выставочного зала и фондохранилища. Конечно, не перестаём надеяться на то, что удастся восстановить усадьбу в том виде, в каком она была при Волошине. Это даст возможность осуществить идею создания исторического культурного центра. Пока не находим понимания у председателя Национального союза писателей Украины Владимира Яворивского, нынешнего владельца Дома творчества, передавшего корпуса, в том числе и мемориальный дом матери Волошина, в аренду частным лицам. До сих пор на нём не восстановлена сорванная несколько лет назад мемориальная доска. Это просто возмутительный факт.

В день рождения Волошина было празднично и торжественно. После возложения цветов к памятнику поэту дети и взрослые читали его стихи, звучала музыка - подарок от фестиваля «Джаз-Коктебель».

Началась подготовка к следующей встрече в год столетия дома поэта, который Андрей Белый считал «лучшим памятником, поставленным делу его жизни». Дома, вокруг которого Волошин создал «вселенную Свободы и Любви».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.