Их призвал Симферополь

8 Июнь 2011 2005
Извещение о гибели Валентина Душко. www.obd-memorial.ru
Извещение о гибели Валентина Душко. www.obd-memorial.ru

Через две недели исполнится 70 лет с тех пор, как жизнь миллионов советских людей и многих их потомков из нынешних независимых государств разделилась на «до и после войны». «Крымская правда» вспоминает, какими были эти трудные дороги войны. По ним прошли сотни тысяч крымчан, многие не вернулись. Среди них и симферопольцы.

«Прошу не отказать»

Всего несколько часов прошло с момента, как репродукторы сообщили страшную весть: «Сегодня, 22 июня, в 4 часа, без объявления войны германские войска напали на нашу страну». А люди, ошарашенные вестью, понимающие, что Родина в опасности, осаждали по всей стране военкоматы, горкомы, райкомы партии и комсомола. Просьба одна: отправить на фронт. Добровольцем. В Симферополе к концу второго дня войны лишь от комсомольцев поступило 4 тысячи заявлений.

Под вечер 22 июня принёс в Симферопольский военкомат своё заявление и Валентин Душко. Чёткий почерк вчерашнего школьника. «Мне ещё только 17 лет, но я прошу послать меня на фронт. Даю комсомольское слово, что буду бороться до тех пор, пока не будут полностью уничтожены все враги моей матери-Родины. Буду бороться до последней капли крови, до последнего вздоха. Прошу военкомат не отказать в моей просьбе и послать меня в действующую армию».

Мы не знаем, окончил ли Валентин школу или только перешёл в 10-й класс, не знаем, где он учился, как жил, остались ли у него родные. В Государственном архиве в АРК сохранилось лишь заявление юного патриота. Возможно, парень узнал, что родной город оккупирован врагом, а об освобождении Симферополя, Крыма, о Победе Валентину узнать было не суждено. Он погиб в 19 лет.

В электронном банке данных «Мемориал», созданном при Центральном архиве Министерства обороны России, есть несколько донесений, где есть сведения и о Валентине Лукьяновиче Душко, 1924 года рождения, уроженце Симферополя. Военкомат в
1941-м направил его не сразу на фронт, а в бронетанковое училище. Увы, в каком из двенадцати таких училищ проходил ускоренный курс обучения наш земляк - неизвестно. В «Именном списке безвозвратных потерь офицерского состава 3-й танковой Чаплинской Краснознамённой бригады» значится: младший лейтенант, командир танка Валентин Душко «пропал без вести в бою за Ново-Троицкое Андрей-Ивановского района Одесской области 30 марта 1944 года». Из родных молодого офицера указан отчим Юрий Андреевич Кашин. Семья жила на улице Желябова, 7.

Впрочем, по другим данным, танкист погиб в этот день. В Центральном архиве Министерства обороны России сохранилось и извещение, направленное Юрию Кашину командиром 585-го танкового батальона, в котором и служил Валентин. «В бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 30 марта 1944 года в боях с немецкими захватчиками в районе села Ново-Троицкое Андрей-Ивановского района Одесской области и похоронен на северо-западной окраине села» (сейчас пгт Новотроицкое Херсонской области). Извещение появилось позднее. Скорее всего, удалось уточнить судьбу экипажа танка Валентина Душко, считавшегося пропавшим без вести, а на самом деле принявшего последний бой с врагом, подбитого и сгоревшего. Комсомолец Валентин Душко, как и обещал, боролся до последнего вздоха.

Помни, город

Ольга Ивановна Супрун, возможно, тоже ушла на фронт добровольцем. О ней остались строки в «Именном списке безвозвратных потерь управления 274-й стрелковой дивизии». Медфельдшер родилась в Симферополе в 1921 году. Убита 18 августа 1941 года при обороне Запорожья. Ждал ли кто-то девушку в родном городе - неизвестно. Просто не забудь её, Симферополь.

Помни и Али Зердоливича Ахметова, 1907 года рождения, с улицы Краснознамённой, 42. Он, политрук 99-й стрелковой дивизии, убит 18 ноября 1941-го в селе Красно-Ивановка Ростовской области. Помни лейтенанта, командира взвода связи 106-й стрелковой дивизии Степана Николаевича Локтева. Симферополец, 1916 года рождения, умер от ран 24 февраля 1942-го. Похоронен на южной стороне кладбища села Запаро-Марьевка Сталинской (Донецкой) области. По данным донесения, «холост, родных и знакомых нет». Помни 20-летнего Петра Павловича Закова, сержанта 126-й стрелковой дивизии, убитого 16 июня 1943 года у села Нижний Нагольчик Ворошиловградской (Луганской) области. Пережила ли его мама Вера Васильевна оккупацию, получила ли похоронку на сына? Помни, город, помните его нынешние жители всех, кто уходил на фронт из Симферополя в 41-м и с апреля 44-го. Таких, как 18-летний Анатолий Сухоруков, призванный через три дня после освобождения родного города. Младший сержант 346-й стрелковой дивизии Анатолий Владимирович с улицы Малобазарной, 8 (ныне Некрасова) убит 25 января 1945 года на хуторе Тепючи Латвийской ССР. Горькое извещение пришлось получить тёте парня Ксении Леонтьевне Стёпиной. Сохранилась ли могила симферопольца, кто теперь знает.

Награды земляков

Симферопольцы уходили на фронт. И в указах о награждении появлялись их имена. 22-летняя связистка Александра Васильевна Иванова. В представлении на награждение медалью «За отвагу», размещённом в общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», читаем: «При высадке десанта наших войск в Феодосии 30 декабря 1941 года проявила себя как храбрая связистка, не отходя от аппарата по двое суток. На высоте 68.3 всё время находилась на передовой линии обороны, держа связь с дивизиями, невзирая на артиллерийский и миномётный огонь противника, выполняя свой долг патриотки». Что стало с бесстрашной связисткой? Мы не знаем. Пока радует, что на неё нет записи в списках погибших в ОБД «Мемориал» и в Книге памяти Симферополя. А вот симферополец, сержант Эмир Асанович Умеров, 1921 года рождения, по Книге памяти крымской столицы пропал без вести 27 августа 1942 года. Очевидно, это представленный к награждению орденом Красной Звезды Эмирсан Умеров. О нём читаем в базе данных «Подвиг народа»: «27 августа 1942-го в районе Леоново (Орловская область. - Ред.) из пулемёта уничтожил 29 солдат и офицеров противника. Сам сгорел в танке».

О судьбе двух других симферопольцев знаем точно: они вернулись с Победой и работали в нашей газете (до 1952 года она называлась «Красный Крым»).

Эммануил Грабовецкий - художник. В декабре 41-го фашисты расстреляли его родных. Он мстил за них в партизанском отряде, куда попал с остаками своей отступавшей с Перекопа 48-й кавалерийской дивизией. В представлении о награждении Эммануила Марковича читаем: «За время пребывания в партизанском отряде проявил себя как мужественный храбрый боец в борьбе с немецкими оккупантами. Участвовал во всех групповых операциях. Вместе с группой уничтожил 21 машину, 183 гитлеровца. В боях как пулемётчик, презирая смерть, был всегда впереди».

Леонид Яблонский. Он ушёл на фронт добровольцем, воевал в формировавшейся в Симферополе 51-й армии. Была в этой армии фронтовая газета «Сын Отечества», на первых порах ей помогали с формированием штата наши коллеги из «Красного Крыма». В «Красный Крым», «Крымскую правду» потом и вернулся фотокорреспондент Леонид Исаакович. В представлении на награждение его медалью «За отвагу» (наградили орденом Красной Звезды) читаем: «Капитан административной службы более двух лет работает фотокорреспондентом редакции газеты «Сын Отечества». Отлично выполняет все поручения редакции, проявляя при этом мужество, инициативу и оперативность. Капитан Яблонский на поле боя заснял сотни героев во время борьбы за Сталинград, Ростов, Донбасс. Во время боёв за Мелитополь под огнём противника вёл съёмку уличных боёв».

К сожалению, не всем, кто заслуживал, достались награды, особенно в первые военные годы. Но для них, героев, не жалевших ни сил, ни жизни, это было и неважно. Сражались не ради наград, ради будущего, ради Родины. Семьдесят лет назад вместе со всеми советскими людьми на её защиту встали и симферопольцы. Многие так и не вернулись с войны. Будем помнить.

На фото: Леонид Яблонский. Эммануил Грабовецкий.

Фото из архивов Грабовецких и Яблонских.

Кстати

По Крыму к началу июля 41-го было 10 тысяч добровольцев. Кроме того, 23 июня началась мобилизация мужчин 1905-1918 годов рождения, 10 августа - 1890-1904-го и 1922-1923-го годов рождения. Всего в первые месяцы войны мобилизовано 93 тысячи крымчан. Также только на срочной службе в Красной Армии до начала войны было 22300 жителей полуострова 1919-1921 годов рождения.

В тему

14 августа 1941 года Ставка Верховного Главного командования приняла решение о создании в Крыму 51-й Отдельной армии. В неё вошли и незакончившие формирование 4 дивизии народного ополчения. Первая формировалась в Симферополе, на её базе создана 320-я стрелковая дивизия (командир М. Виноградов, комиссар М. Брусиловский).

Только цифры

К началу войны население Симферополя составляло 142,6 тысячи человек. Кто-то ушёл на фронт, кто-то эвакуировался, кто-то сражался в партизанских отрядах, в подполье, погиб во время оккупации... Судьбы - разные. Но после освобождения города 13 апреля 1944 года в нём было всего 67,3 тысячи жителей. Только на фронте, по неполным данным, погибли, пропали без вести 9468 симферопольцев.