Мы живы благодаря ей

2 Июнь 2011 1556
Партизаны Крыма. Вторая справа в нижнем ряду - Белла Трахтенберг.
Партизаны Крыма. Вторая справа в нижнем ряду - Белла Трахтенберг.

Белла Борисовна Трахтенберг - партизанка в годы оккупации Крыма фашистами, в мирное время - преподаватель Крымского пединститута. Я никогда не видела её в жизни, только на фотографии, никогда не слышала её голоса и уже не услышу. Все сведения о ней - от коллег, бывших её студентов, из архивных документов.

Литсотрудник «Красного Крыма»

Родилась Белла Борисовна 1 сентября 1919 года в Днепропетровске в семье бухгалтера и домохозяйки. В Симферополь семья переехала в 1931-м. Через три года 14-летняя Белла вступила в комсомол, а потом, окончив школу, поступила в Крымский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. На четвёртом курсе девушку приняли в ряды ВКП(б). Всё это мы узнаём из личного дела, сохранившегося в Симферопольском военкомате.

В июне 1941 года Сталинская стипендиатка Белла Трахтенберг оканчивает институт, как одна из лучших студенток вуза получает рекомендацию в аспирантуру. Но начинается Великая Отечественная. Через два дня после начала войны Белла Борисовна становится литературным сотрудником газеты «Красный Крым» (сейчас - «Крымская правда»). Удалось найти газеты военного времени, по которым мы можем судить о журналистских способностях Беллы Борисовны: 26 июня вышла её первая статья «На уборку урожая» - призыв помочь армии работой на полях. Потом - статья «Женщина-героиня в борьбе за Отчизну». Белла Борисовна зовёт соотечественниц встать на борьбу с врагом. Она, как и миллионы советских людей, ещё не знает, сколько продлится война, но верит, что «наше дело правое, Победа будет за нами». И призывает к этому в статье «Любовь к Родине - священное чувство». Белла Борисовна пишет о воинах-патриотах, об их подвигах и сама рвётся на фронт. 28 августа 1941 года она добровольцем уходит в формирующуюся 51-ю Отдельную армию.

От переводчика до партизана

Она свободно владеет немецким языком и назначается переводчиком штаба 48-й кавалерийской дивизии. Одновременно исполняет обязанности медицинской сестры.

В ноябре 41-го дивизия попадает в окружение, остатки воинов сливаются с партизанами Второго района Крыма. У одного из партизанских командиров - Фёдора Федоренко - в книге «Годы партизанские» читаем: «Штаб Второго района располагался в глубоком овраге на восточном склоне Средней - сотней метров ниже развилки дорог на Сахарную головку (Аю-Кая), Верхний Кокасан и село Айлянма (ныне - Поворотное). По оврагу протекал ручей Красавка. Укрытием партизан был густой буковый лес». Диверсии на дорогах, подрыв мостов, внезапные нападения из лесу, разведка для армии - партизаны всеми способами пытались бороться с нацистами. Начальником штаба Второго района партизан Крыма был назначен полковник Михаил Лобов. О боевых заслугах его отряда узнаём из наградного листа от 15 декабря 1942 года, подписанного начальником разведотдела Крымского и Северо-Кавказского фронтов бригадным комиссаром В. Капалкиным. «В январе 1942 партизаны выбили противника из ряда деревень и удерживали их в течение всей зимы. 19-20 февраля и 20 марта 1942 партизаны под руководством Лобова уничтожили более 1500 фашистов; 24 и 25 июля - свыше 1100 фашистов. Летом 1942 года немцы бросили против партизан крупные силы, однако партизаны под руководством Лобова удачными манёврами вышли из окружения и нанесли противнику серьёзные удары».
В. Капалкин подытоживает, что за 11 месяцев борьбы в тылу врага партизаны Крыма уничтожили 12 тысяч солдат и офицеров, взорвали 96 мостов, уничтожили более 1500 автомашин, пустили под откос 3 железнодорожных эшелона с войсками и грузами, разгромили крупный штаб в деревне Тойлы, взорвали склад боеприпасов в Симферополе. За это же время партизаны регулярно давали командованию фронта ценные данные о противнике».

Стараясь нанести врагу как можно больший урон, оттягивая на себя порой значительные силы фашистов, партизаны стойко переносили холод и голод. Фронтовая подруга Беллы Борисовны сокрушалась: «Белка, схудала на нет!». К осени 1942 года борьба ужесточилась. В партизанских отрядах становилось всё больше раненых и больных. Вместе с большой группой партизан, раненных и истощённых, эвакуирована на Кавказ в госпиталь Сочи и Белла Борисовна.

«Специальность знает и любит»

Три месяца в госпитале - и Белла Борисовна становится переводчиком в разведотделе штаба Черноморского флота. Как сказано в личном деле, «оказывается в различных пунктах Черноморского побережья». Одновременно занимается секретным делопроизводством. К сожалению, в личном деле Беллы Трахтенберг об этом периоде её жизни больше ничего не сказано. Да и сама она никогда не рассказывала о военных годах в кругу близких знакомых и друзей. Но мы можем судить о ней по характеристикам из военкомата. Характеристика, составленная капитан-лейтенантом Е. И. Шаховым 19 ноября 1944 года: «Находясь весь аттестуемый период на МТС-1 ЧФ в должности военного переводчика и занимаясь по совместительству секретным делопроизводством, показала себя преданной делу партии Ленина - Сталина и социалистической Родине. Политически развита хорошо. Военную тайну хранить умеет. Общекультурное развитие хорошее. Свою специальность знает и любит, постоянно в ней совершенствуясь. Регулярно работает над повышением своего политического и культурного уровня. Лишения переносить может. Работоспособна, исполнительна, начатое дело стремится довести до конца. Общественные интересы ставит выше личных. У личного состава пользуется авторитетом».

В мае 1945 года младший лейтенант Белла Трахтенберг, награждённая медалями «За оборону Кавказа», «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», демобилизована. Она возвращается к мирной профессии - преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы своего родного пединститута. Преподавателей вузу не хватало, и Белле Борисовне сразу же поручили читать курс древнерусской литературы. Одновременно она - заместитель секретаря парторганизации литературного факультета.

Все, кто помнит Беллу Борисовну, отзываются о ней как о человеке строгом и справедливом, честном, порядочном. Параллельно с преподаванием она публикует статьи о творчестве А. Грина, Б. Лавренёва, К. Паустовского.

Беллы Борисовны не стало 1 февраля 1983 года. Она ушла, так и не поведав нам всех трудностей своей жизни. Жизни, которая стала частичкой нашей истории. Знайте же, что благодаря таким патриотам, как Белла Трахтенберг, мы сегодня живём.

В тему

Белла Борисовна Трахтенберг строга была во всём: в одежде, в словах, в отношениях с людьми. Этакий тип женщины тридцатых годов: короткая стрижка, волосы выложены узором на лбу, никогда не видела их в беспорядке. Строгий костюм, неизменная белая блузка. Никаких эмоций на лекциях не допускалось: только факты, только суть. Потом она ушла с нами в школу на практику - и вот тут оказалось, что она умеет и любит шутить, знает бездну стихов и никогда не утомляется. Она помогала нам писать планы уроков и требовала совершенства. И - удивительно - уроки наши и впрямь блистали неординарностью, школьные учителя сбегались слушать нас и потом говорили, что многому у нас научились... Не мы у них - они у нас, робких новичков! Это была, конечно, её заслуга. Она не выносила серости, но не терпела и показного блеска, умела раскрыть индивидуальность каждой из нас. Белла Борисовна сидела вечерами после лекций над нашими проектами. «Устали? - спрашивала она. - Давайте стихи читать!». Читала она прекрасно, точно схватывала характер поэта, мелодику его стиха. Любила Маяковского.

Жила она тогда с больной мамой в общежитии, в отсеке, где полагалось быть ванной и уборной. Только кровать и стул там помещались, у дверей на тумбочке керогаз - был тогда такой агрегат, на нём готовили немудрёную еду. Они с мамой спали на одной кровати, её костюм висел на спинке этой железной кровати, а книги - любимые и необходимые - в чемодане под этой кроватью. Позже она жила уже в однокомнатной квартире, напоминающей операционную. Ничего лишнего - как всегда. Стол накрыт, мне казалось, не скатертью, а простынёй. Белоснежная железная кровать (та самая?) и какое-то подобие диванчика, тоже накрытого белым. И книги. На стульях, на подоконнике, на каком-то ящике в углу.

Марина СТУЛЬ.
«На любовь моё сердце настрою», альманах «Луч».

Таисия КУТУЗОВА, студентка ТНУ.

Фото из фондов Государственного архива в АРК.