• Общество
Открывая кошелёк...
Что надо помнить, расплачиваясь за покупки
Открывая кошелёк...
А с карточкой удобнее. / Фото: Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

По статистике, 30% обмана покупателей приходится именно на этап расчёта за товар. Причём порой совсем неважно, совершаете вы покупки на стихийном рынке или в супермаркете. «Крымская правда» выясняла, как снизить риск быть обманутым.

«У вас не будет...»

Самый распространённый вид обмана - обсчёт при выдаче сдачи.

- На рынке купила овощи на общую сумму 43 гривны, продавцу дала 50, - рассказывает Галина Ивановна из Симферополя. - Сдачу должны были дать 7 гривен, вместо этого продавец попросила ещё 5 гривен - якобы у неё нет мелких купюр. Дала, взамен получила 10 гривен сдачи.
И только дома до меня дошло, что накрыли меня на 2 гривны, ведь уже с итоговой суммы в 55 гривен полагалось 12 гривен сдачи. Вернулась, сказала продавцу, а она меня вначале на смех подняла, что считать не умею, а потом и вовсе сказала: «Не обслуживала я вас и точка». Напишите о моём случае, чтобы люди были бдительными.

- К сожалению, в магазинной суете, за мыслями «как бы сэкономить», из головы «вылетают» даже азы математики, - комментирует юрист Ольга Воронцова. - Да и не будешь в очереди на кассе, в рыночной толчее высчитывать с точностью до копейки: привыкли доверять. Но находятся мошенники, которые таким образом наживаются. Как правило, схема проста: даёте деньги больше положенной суммы (причины разные: у вас нет точной суммы, не хотите тратить мелкие, оставив их, к примеру, на маршрутку). Продавец (кассир в магазине) просит ещё какую-то купюру - мотивируя, что ему так удобнее дать сдачу. А потом просто «забывает» приплюсовать дополнительную купюру к общей сумме и даёт сдачу меньше, чем положено. Знайте, вы не обязаны давать никакие дополнительные купюры, мелочь, даже если в торговой точке «нечем давать сдачу» или «только сдали кассу». Вам должны дать сдачу, а каким образом найдут деньги - их дело.И по возможности не поддавайтесь на фразу: «Буду должна гривну (пятьдесят, двадцать пять, десять, пять копеек)». Покупателю ведь не отпустят полностью товар, если не хватит в кошельке этой незначительной суммы. По сложившейся практике «прощается» продавцами и покупателями лишь недостаток 1, 2 копейки.

Бывает

Всегда запоминайте, купюрой какого достоинства расплачиваетесь. Случается, продавец (кассир) берёт, к примеру, сто гривен, потом то ли случайно, то ли специально отвлекается (поправить товар, ответить другому покупателю, коллеге) и отсчитывает сдачу уже с меньшей суммы. Если заметите, говорите сразу, настаивайте на проверке вплоть до снятия кассы и пересчёта всех полученных торговцем купюр.

«Ленту заело, чека не будет»

Ещё один вид обмана - невыдача чека. Если на рынках и в мелких магазинах, как правило, они вообще отсутствуют или выдаются (товарные, написанные от руки) лишь по настоятельному требованию покупателя, то в супермаркетах, солидных гастрономах при оплате покупки на кассе вам просто обязаны выдать кассовый чек. Не так давно в Симферополе правоохранители задержали кассира одного из супермаркетов, которая пополняла семейный бюджет за счёт покупателей, не выдавая чеки за приобретённый товар. Ссылалась, что якобы «заело ленту». Естественно, в итоге сумма покупки через кассу не проводилась, деньги кассир оставляла себе.

- Если в магазине есть кассовый аппарат, то обязательно дождитесь получения чека,

- консультирует юрист. - Ни напирающая очередь, ни заевшая лента, ни длина чека, ни что-то ещё не должны быть причиной, чтобы покупатель не получил чек. Запомните: чек надо требовать и брать всегда. Кроме того, получив чек, вы можете самостоятельно проверить, что и по какой стоимости посчитали. Чек может пригодиться при борьбе за свои права в случае покупки товара плохого качества, подтверждении факта неправильно выданной сдачи.Бывает

Даже если получили чек, обязательно сверьте его, не отходя от кассы. Случается, что при сканировании кода товара или наборе его продавцом в ручном режиме вольно или невольно происходит сбой.

Вместо лука по 8 гривен могут пробить манго по 18.

Терминал на кассу

Даже если рассчитываетесь не купюрами, а пластиковой карточкой (безналичный расчёт) и нужная сумма просто списывается с вашего счёта, всё равно не забывайте забирать чеки: к кассовому с перечнем товаров добавляется «терминальный» с указанием снятой суммы.

Безналичные платежи распространены по всему миру, да и у нас многие предприятия переводят зарплаты сотрудникам на карточки. Удобно: не опасаешься, что вытащат объёмный кошелёк - тонкая пластиковая карточка в кармане или чехле для мобильного почти незаметна; не переносишь на руки «заразу» с потрёпанных купюр. Отчасти такой вариант оплаты помогает и в борьбе с махинациями при выдаче сдачи: при наличии pos-терминала, то есть установленного на кассе аппарата, принимающего к оплате пластиковые карточки, не надо возиться с купюрами и мелочью. Но, как выясняется, даже в крупных супермаркетах автономии оплату по карточке принимают далеко не везде: порой на десять касс - лишь одна с работающим pos-терминалом. Если в соседней Турции на 10 человек приходится в среднем один платёжный терминал, то на полуострове - один на более чем 400 жителей.

- Приехала к родителям в Симферополь, - рассказывает Валерия из Санкт-Петербурга. - Пошла в супермаркет у дома за продуктами, наличных с собой не было, но была пластиковая карточка, с помощью которой всегда расплачиваюсь дома. Нагрузив полную тележку, отстояла очередь в кассу. Когда кассир пробила весь товар, я подала карточку, а в ответ услышала: «Раньше нельзя было сказать? Терминал не работает - идите на 3-ю кассу». В итоге: возмущённые задержкой люди в очереди, долгая отмена пробитых покупок, поиски кассы, новая очередь, испорченное настроение.

- Действительно, - пояснил Александр, сотрудник одного из супермаркетов крымской столицы, - терминалы по приёму оплаты с помощью пластиковых карт действуют не на всех кассах. Однако, как правило, в магазине есть объявления об этом и извинения перед покупателями. Причина неудобств - цена вопроса. Закупка, установка терминалов, организация канала связи с банком, обслуживание оборудования, обучение кассиров - всё это обходится не в одну тысячу гривен, а безналичная оплата среди наших клиентов распространена слабо - затраты не окупаются.

Кроме того, с каждой суммы, полученной при оплате с помощью пластиковой карточки, предприниматель отчисляет банку комиссионные. Многие бизнесмены по-прежнему считают это невыгодным, даже в сравнении с затратами на доставку наличности в банк.

- Отсутствие платёжных терминалов нарушает права потребителей, - разъясняет юрист Ольга Воронцова. - Статья 17 закона «О защите прав потребителей» запрещает устанавливать прямые или непрямые ограничения прав, в нашем случае на выбор удобного способа оплаты покупки. Нарушается статья 14 закона «О платёжной системе и переводе денег на Украине», обязывающая предпринимателей, осуществляющих продажу товара, обеспечить возможность расчёта с использованием специальных платёжных систем. Штрафы за это предусмотрены статьёй 155-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка проведения расчётов в сфере торговли. Однако контроля за установкой и работой платёжных терминалов фактически нет. Да и установка до недавнего времени была обязательна лишь для магазинов, годовой оборот которых превышал 5 миллионов гривен. Причём количество аппаратов не регламентировалось, отсюда и один - два терминала на десяток касс.

Однако уже с 1 июля работающие платёжные терминалы в тех же супермаркетах должны быть минимум на каждой второй кассе. Это предусмотрено постановлением Кабинета министров Украины от 29 сентября 2010 года. Так, в городах с населением более 100 тысяч человек и на торговых площадях более 20 квадратных метров количество платёжных терминалов должно быть не менее 50% от количества касс. Если касса всего одна, то терминал на ней обязателен. Это же правило с 1 января 2012 года будет нормой и для субъектов малого бизнеса в городах с населением более 100 тысяч, а также для всех предпринимателей в населённых пунктах, где от 25 до 100 тысяч жителей. Исключение - торговые точки площадью меньше 20 квадратных метров (кроме АЗС), магазины в населённых пунктах, где менее 25 тысяч жителей. Следить за выполнением предписания контролирующие органы обещают строго.

Установка платёжных терминалов выгодна предпринимателям как минимум по одной причине: психологи уверены, при возможности рассчитаться с помощью пластиковой карточки покупатели готовы потратить больше, ведь, как «улетают» купюры, они не видят.

Какой бы способ оплаты вы ни выбрали, не забывайте золотое правило: считайте деньги не отходя от кассы и всегда проверяйте и забирайте чеки.

   

Комментариев

0
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии
Комментариев нет, оставьте первый
ОПРОС

16:54

Удавалось ли вам решить свои проблемы, напрямую обращаясь к ответственным работникам?

  • Да, удавалось.

  • Чаще да, чем нет.

  • Чаще нет, чем да.

  • Не удавалось.

Предыдущий опрос

Как вы считаете, должна ли Государственная Дума и Совет Федерации официально отменить акты 1954 года о передаче Крыма в состав Украины?

77%

Да, должны.

15%

Нет. Достаточно результатов референдума.

8%

Хрущёв? Кто это?
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПОПУЛЯРНОЕ
НАЙДИТЕ НАС НА FACEBOOK