Загадки озера Бараколь

25 Май 2011 2230
Баракольская долина.
Баракольская долина. Фото автора.

Кто-то давно назвал это место вблизи Коктебеля собачьим. Вот и гуляет по путеводителям «бары», что в тюркских языках означает собака, овчарка, а «коль» - пересыхающее озеро. Что ж, подумаем над этим с уникальной книгой известного крымоведа и топонимиста Игоря Белянского в руках. Но прежде всего сходим, посмотрим на это загадочное озеро Бараколь. Причём сначала - на гору Клементьева, знаменитый Узун-Сырт, колыбель советского планеризма. С горы как раз и видны баракольские просторы.

Походим, подышим воздухом истории авиации и безграничной свободы. С горы прекрасно видна и панорама карадагских вершин. Взгляд так и тянется к этому древнему вулкану. Но Узун-Сырт, напоминающий в плане подкову, растянутую на семь с половиной километров, моложе Карадага. Рельеф горы оформился несколько тысяч лет назад, а сам хребет - останец приморской равнины, образовавшейся более полумиллиона лет назад. Время, ветер и вода создали характерную столообразную форму горы. Она напоминает дамбу, вставшую преградой ветрам. Внизу, южнее Узун-Сырта, лежит замкнутая Баракольская долина, которая в сочетании с дугообразной формой хребта образует как бы чашу. Стенки её невысоки и пологи. Плавно обтекая гору, воздушные волны перекатываются через хребет и попадают в северную долину - владения бывшего совхоза-завода «Старокрымский», ныне разделённого на несколько крепких хозяйств. Вот на этих упругих струях воздуха и парит планёр. Парение возможно при любом ветре, с любого азимута, но особенно хорош «южак» - тёплый южный ветер, создающий устойчивые воздушные потоки высотой до нескольких километров. Это удивительное разнообразие воздушной обстановки, как и смена пейзажей вокруг, завораживает всех пилотов. Да и нас, пешеходов, тоже.

Чётко просматривается овальная, замкнутая форма бессточной Баракольской долины на юго-востоке, прямо под нами. Посреди неё - озеро Бараколь, пересыхающее и покрытое пухлым солончаком летом. На плоском днище котловины во влажные годы образуется мелководное солёное озеро, а в сухие - тот самый солончак, заросший камышом, солянками и бескильницей. Бараколь - геологическая загадка. Здесь не протекала река, не было никаких других текущих вод, поэтому есть предположение, что котловина - тектонического происхождения. Увы, в классической «Геологии СССР. Крым» о феномене Бараколя почему-то не упоминается.

Чуть дальше виднеется село Наниково (бывшее Бараколь), носящее своё название в честь лейтенанта Наникова, погибшего в 1944 году при освобождении села. К югу от Баракольской видна Арматлукская долина. Она тянется с запада на восток до самого моря и выходит в Мёртвую бухту. Среди этой долины хорошо видна одинокая вершина Отлу-Кая (Дырковатая гора) высотой 276 метров. Отсюда Дырковатая кажется каким-то сказочным драконом.

От Коктебельской долины Арматлукская отделена невысоким хребтом Татар-Хабурга. А за ней - цепь карадагских гор: Святая, Кок-Кая, Сюрю-Кая, Легенлер, Балалалы. Чуть дальше - вершины Эчкидага. Хочется смотреть и смотреть. Но пора и развеять «собачий» миф о Бараколе, заглянув в книгу.

Недавно в библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды прошла презентация новой книги издательства «Универсум» - «Топонимика Крыма-2010», посвящённой памяти легендарного крымского краеведа Игоря Белянского. В книгу вошли 22 работы исследователя, большая часть которых была напечатана в различных газетах и журналах. Причём в представленной книге опубликованы полные тексты по авторизованным рукописям. Есть и тексты, публикуемые впервые. Среди последних особое место занимает «Словарь ойконимов Крыма», составленный совместно с известным топонимистом
С. Усеиновым. Словарь включает более шести тысяч исторических и современных названий населённых пунктов полуострова. Его-то и полистаем.

Так вот, никакими собаками там (как, впрочем, и на самом Бараколе) и не пахнет. «Барак», согласно мнению авторитетных исследователей, - тюркское мужское имя или родоплеменное название. То есть в Крыму при толковании географических названий частенько надо применять принцип «не какая местность, а чья местность», сформулированный ещё метрессой крымоведения Ириной Лезиной. Увы, до нас не дошло название этих живописных окрестностей Коктебеля дотюркского периода, а из существующего становится ясно, что здешними местами в прошлом владел какой-нибудь род из многочисленных племён, говоривших на тюркских наречиях. Кстати, в Крыму есть ещё несколько топонимов с основой «барак». Например, нынешнее село Синицыно в Кировском районе так и называлось - Барак, а в Симферопольском районе известное Урожайное носило название Барак-Эли. Ещё интересно, что на турецком «бара» означает «болото», что несколько отличается по толкованию и от принципа Лезиной.

Ну а вторая часть топонима - «коль» - действительно переводится с тюркских языков, как «озеро». Так что загадка этого непостоянного водоёма не только в геологическом происхождении, но и в названии. Получается, что это - озеро каких-то «бараков» или действительно болотистое место. Но уж не собачье, точно.

На фото: Загадочное озеро весной.