Автомобильным тарифам - свободное плавание

24 Май 2011 747
На осмотр перед выходом на маршрут денег хватает не всем.
На осмотр перед выходом на маршрут денег хватает не всем. Фото автора.

На прошлой неделе крымский Совмин принял решение отпустить в свободное плавание тарифы на проезд в автомобильном транспорте общего пользования. Это значит, что скоро перевозчики сами будут устанавливать, сколько пассажир должен заплатить за проезд, чтобы предприятие получало достаточный доход. Нововведение не только приведёт к резкому подорожанию билетов на автобусы, но и чревато спекуляцией, как это уже было с отпущенными на усмотрение частных предприятий тарифами на коммунальные услуги.

Старо предание...

Как пояснил председатель Республиканского комитета по транспорту и связи Николай Черевков, до сих пор украинское правительство регулировало цены на пассажирские перевозки, что привело к перекосу: крупные транспортные предприятия вынуждены работать или себе в убыток, или на минимальном уровне рентабельности. По его словам, пришла пора сбалансировать расходы и доходы владельцев автобусов, курсирующих по междугородным и сельским маршрутам.

- Перевозку пассажиров в автономии осуществляет 181 автотранспортное предприятие, услугами которых за год пользуются 130 миллионов человек. В то же время фиксированный тариф, который за годы независимости Украины повышался всего три раза и сейчас составляет 22 копейки с пассажира на один километр, может привести к банкротству предприятий. Более того, под угрозой развала оказались самые крупные перевозчики, которые несут расходы на содержание собственных станций техобслуживания, имеют полный штат сотрудников, должным образом следят за состоянием своего автопарка и исправно платят налоги. Им нужно создать равные условия работы с предпринимателями, работающими на едином налоге. Сделать это удастся, если всем транспортным предприятиям, занятым пассажирскими перевозками, будет установлен предельный уровень рентабельности, к примеру, на уровне 20%, - сообщил Черевков.

Предложение Совмина активно поддержали крымские транспортники. Они дружно заявили, что цены на проезд не могут регулироваться административными методами, а должны устанавливаться рыночными отношениями. Поводов к этому немало: дороговизна топлива и запасных частей к автобусам, растущие цены за техосмотр и, наконец, разбитые дороги, которые увеличивают число поломок. Кроме того, пора учесть и социальный аспект: низкий тариф ведёт к маленьким зарплатам водителей, каждый из которых несёт ответственность за жизнь своих пассажиров.

В подтверждение благих намерений владельцы маршруток привели несколько примеров неудавшихся попыток правительства сдержать растущие цены: накинуть узду не удалось ни на гречку, ни на бензин, ни на услуги ЖКХ. Не поможет прессинг сдержать и рост стоимости проезда в автобусе. Поэтому разумнее, по их мнению, сбалансировать тарифы заранее и без политической помпы.

На том и порешили: правительство автономии вместе с автомобильными перевозчиками Крыма сформировали единую тарифную политику в отрасли общественного автотранспорта. Теперь все автотранспортные предприятия, включая частников, в собственности которых находятся несколько машин, займутся подсчётом своих расходов на один километр пути. К полученному результату прибавят 20% рентабельности, необходимой для нормального функционирования предприятия, и предоставят свои расчёты на утверждение в Совмин. Так будет сформирована цена одного проездного билета для каждого пассажира.

...а верится с трудом

Планируется, что у пассажиров на различных маршрутах появится выбор: брать более дорогой билет и ехать на новом комфортабельном автобусе или предпочесть частную маршрутку за меньшие деньги. В любом случае, по заверениям чиновников, цена автобусного билета хоть и поднимется, но останется доступной для основной массы населения республики.
С этим уже сейчас не согласны сельские жители степных районов полуострова: чтобы съездить в Симферополь из Раздольного или Первомайского района им уже сейчас приходится выкладывать 160-180 гривен на дорогу.

Остаётся нерешённым и вопрос скрытых доходов с микроавтобусов, работающих на сжиженном газе: при минимальных расходах на топливо их владельцы повышают плату за проезд с каждым подорожанием бензина.

Официально

С начала 2011 года специалистами Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в АРК в результате проверок аннулировано 27 лицензий на осуществление пассажирских перевозок. Зафиксировано 215 фактов нелегальных перевозок пассажиров, по которым составлено 215 актов и вынесено 97 постановлений о применении финансовых санкций на сумму 138210 гривен.

Наталия ГОНЧАРОВА.