Георгий Псарёв: Крым готовит прорыв туристических границ

22 Май 2011 1264
Георгий Псарёв.
Георгий Псарёв. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Год назад в интервью нашей газете вице-премьер автономии, курировавший курортную и туристическую сферу, Георгий Псарёв рассказывал, какие изменения грядут в курортно-рекреационной сфере полуострова. В частности о ситуации с пляжами, перспективах развития курортов, инвестиционных проектах, планируемых к реализации в автономии, и многом другом. Мы вновь встретились с вице-премьером - министром курортов и туризма АРК, чтобы вернуться к поднятым тогда проблемам и выяснить, насколько успешно они решаются. Связано это не только с открывающимся вскоре курортным сезоном. Рекреационная сфера значится одним из приоритетных направлений в стратегии социально-экономического развития Крыма до 2020 года, утверждённой Верховным Советом АРК два месяца назад.

Пляжные остапы бендеры

- Год назад, говоря о проблеме доступа к пляжам в автономии, вы упомянули о постановлении Совмина, обязывающем местные власти курортных городов и посёлков пересмотреть договоры с арендаторами, которые взимают плату за вход на пляжи, поскольку это противоречит законодательству. Тогда этот шаг особого воздействия не возымел.
В этом году положение, регламентирующее использование пляжей, утвердил уже парламент автономии. Насколько это изменит ситуацию?

- В 2009 году было лишь чуть более 60 бесплатных пляжей, в 2010 их стало около 100. В нынешнем году были внесены изменения в Земельный и Водный кодексы, в которых записано, что пляжи должны быть доступными и бесплатными. Инвентаризация пляжей, проведённая в этом году, показала, что из 507 пляжей, существующих на крымском побережье, как минимум 207 будут бесплатными. Работа по их ревизии и инвентаризации продолжается.

- В положении об использовании пляжей есть, например, пункт, что шезлонги должны занимать не более 35% площади пляжа. Как контролировать соблюдение этой и других ограничительных норм?

- Работников Совмина к каждому пляжу не приставишь. Поэтому специальная правительственная комиссия будет это делать совместно с органами местного самоуправления. Кроме того, работает «горячая линия» Министерства курортов и туризма Крыма, где дежурят операторы со знанием русского, английского и украинского языков. Сюда можно сообщить в том числе и об ограничении доступа на пляж. Телефон «горячей линии»: 0-800-500-222. Если нарушение подтвердится, мы вместе с местными властями и правоохранителями будем принимать жёсткие меры к арендаторам пляжей: требовать пересмотра договоров аренды пляжей либо их расторжения. Если же местные власти после этого не смогут найти арендаторов, способных работать по закону, будут принимать пляжи в коммунальную собственность и обслуживать их сами.

Зарабатывать на природных ресурсах Крыма, принадлежащих государству, сродни афере Остапа Бендера, взимавшего с туристов деньги на ремонт пятигорского провала. Местные власти отдают пляжи в аренду, поскольку в бюджете не хватает денег на их содержание: отсыпку, уборку мусора, установку кабинок для переодевания, биотуалетов, душевых кабин. Так что прежде чем зарабатывать на пляжах, арендаторам необходимо вложить в их развитие определённые средства, создав нормальные условия для отдыхающих.

Инвестиционные прерогативы...

- Насколько инвесторы проявляют сегодня интерес к Крыму?

- В Крым прибывает немало делегаций из стран ближнего и дальнего зарубежья. Интерес к полуострову растёт в связи с укреплением политической стабильности. Верховный Совет и Совет министров автономии принимают немало регуляторных актов, чтобы сделать инвестиционный климат максимально благоприятным.

Крым много лет ассоциировали с проблемами в земельном вопросе. Мы приводим хаотические земельные отношения в порядок, в том числе проведением земельных аукционов. В законопроекте «О развитии Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на её территории», который в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение украинского парламента, определены факторы, смягчающие налоговый пресс для инвесторов. В этом году в госбюджете предусмотрено 900 миллионов гривен на развитие инфраструктуры автономии: ремонт и строительство дорог, закупка троллейбусов и многое другое. Всё перечисленное влияет на инвестиционную привлекательность Крыма.

- Конкретные предложения от инвесторов уже есть? В частности определены ли источники финансирования масштабного проекта «Экогород» в Сакском районе?

- Пока нет. Это должен быть качественный инвестор, и его выбор - дело скрупулёзное.

- Сегодня побережье Грузии активно осваивают сетевые инвесторы - корпорации, владеющие отелями по всему миру. Власти страны фактически даром - за один лари - отдают землю в аренду, лишь бы инвесторы вкладывали деньги в строительство отелей и развитие инфраструктуры. Есть ли перспектива прихода таких инвесторов в Крым?

- На гостиничном форуме, проходившем в рамках берлинской туристической выставки, я встретился с представителями крупных сетевых отелей. Спросил, что, на их взгляд, необходимо сделать крымской власти, чтобы эти инвесторы пришли на полуостров? В ответ услышал пространное пояснение, что планы сетевиков по освоению Украины касаются пока лишь Киева, поскольку любая сеть гостиниц должна войти в столицу страны, а уж потом - в её регионы. Возможно, какие-то города их заинтересуют в связи с проведением «Евро-2012». Я предложил провести в Крыму заседание за «круглым столом» с участием представителей сетевых отелей, чтобы до конца прояснить позиции сторон.

- Перед началом курортного сезона, когда разворачивается борьба за кошельки туристов, на российских телеканалах появляются «страшилки» об отдыхе в Крыму. В этом году, например, о бочках с ядовитыми веществами, валяющихся прямо на побережье. Боритесь ли вы с антирекламой?

- Зачем? Мы должны демонстрировать лучшее, что есть в Крыму. Крайне важно, чтобы государство и бизнес шагали в ногу в направлении развития. Мы готовы сделать всё, чтобы бизнесу было комфортно работать, а бизнес должен помогать нам в популяризации Крыма. Итог такой работы один - увеличение продаж путёвок и успешное проведение сезона. Сейчас мы работаем над созданием Ассоциации туроператоров и гостиничного бизнеса для плодотворной совместной работы по продвижению крымских курортов.

- По правилам Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входит наша страна, представители иностранного бизнеса, в том числе туристического, приходящие на территорию Украины, должны договариваться об условиях работы не с чиновниками, а с саморегулирующимися организациями бизнеса. Создание новой ассоциации обусловлено и необходимостью выстраивать вертикаль бизнеса?

- В том числе. Чтобы не было, как в известной басне о лебеде, раке и щуке.

...и «теневые» перспективы

- Украинские и крымские власти планируют, по вашим словам, вложить солидные бюджетные средства в строительство дорог, приведение в порядок инфраструктуры и инженерных коммуникаций курортных городов и посёлков. Но частник, работающий «в тени», воспользуется этим, что называется, на халяву и не заплатит в бюджет ни копейки.

- При Министерстве курортов и туризма Крыма создана рабочая группа по вопросам легализации мини-гостиниц, мини-пансионатов и других объектов размещения. Кроме представителей туристического бизнеса, в её состав вошли представители профильного министерства, Рескомитета по земельным ресурсам, Государственной налоговой администрации в Крыму. Мы неоднократно проводили совещания с представителями малого курортного бизнеса, чтобы понять вопросы, которые их волнуют, делились с ними нашей точкой зрения на решение проблем. Будем продолжать сотрудничать в вопросе легализации с местными властями и правоохранительными органами.

- Помимо силовых приёмов, существуют ли экономические стимулы для вывода «из тени»?

- Мы понимаем, что люди вложили деньги, а у туриста увеличился выбор мест, где остановиться на время отдыха. Но те, кто построил мини-гостиницы под видом жилого дома, рассчитывали, что будут зарабатывать на туристах и при этом платить за электроэнергию и коммунальные услуги по более низкому тарифу, чем предусмотрено для объектов размещения. Так что и владельцы мини-гостиниц должны пойти нам навстречу. Какие ещё преференции может предложить государство, от которого они получили землю и построили свои заведения? Что их не будут наказывать? Но для этого нужно легализоваться и платить налоги.

- В ходе международного туристического форума, состоявшегося в апреле в Керчи, представители управления развития курортов Новороссийска в ответ на просьбу нашей газеты рассказать, как они борются с незаконной торговлей на набережной, удивились. По их словам, в городе ежедневно работает комиссия в составе членов исполкома и правоохранителей, и, если «левая» торговая точка всё-таки появится, её тут же ликвидируют.

- Похожая модель сегодня применена в Алуште. Исполком принял решение о прекращении торговли на центральной набережной. Комиссия, в которую входят правоохранители и представители местной власти, проводит ежедневные рейды по проверке торговых точек. При этом к нелегалам должны применяться самые жёсткие меры: обнаружили незаконную точку - закрыли. А суд должен принимать чёткие решения о конфискации товара, чтобы другим любителям торговать в обход государства неповадно было. Пока с этой проблемой алуштинские власти справляются. Посмотрим, что будет в пик курортного сезона.

- Насколько принятые правительством автономии и местными властями меры по детенизации курортной сферы смогут повлиять на выполнение бюджета?

- Комитет по обеспечению налогов, сборов и повышению эффективности работы предприятий постоянно проводит заседания, заслушивает отчёты руководителей городов и посёлков, даёт местным властям рекомендации к действию для более эффективного сбора налогов и сборов. Предсказывать, насколько будут выполнены бюджеты курортных городов и посёлков в нынешнем году, пока рано.

На турок надейся, а сам не плошай

- Ранее вы говорили об изучении опыта российских коллег из Южного федерального округа, куда входит территория от Анапы до границ Абхазии. Кроме того, в Крыму побывала делегация специалистов Турции. О возможности развития крымских курортов по турецкой модели заявлял и вице-премьер Украины Борис Колесников. Что из зарубежного опыта удалось почерпнуть и насколько это применимо в Крыму?

- Одно дело - вести диалог с россиянами и турками и совсем другое - изучить законодательство этих стран в курортно-рекреационной сфере. Для этого мы разослали письма в соответствующие ведомства причерноморских стран. После получения ответов проанализируем и обобщим то, что можно было бы применить на практике в Крыму. А затем Совмин выступит с инициативами внесения изменений в действующее законодательство в сфере курортов и туризма. Специфику Крыма хорошо знают и понимают те, кто работает на полуострове, поэтому мы должны участвовать в разработке законопроектов на уровне государства, чтобы потом не хвататься за голову, пеняя на самих себя.

- По итогам поездки в Крым российские туроператоры прогнозировали увеличение в нынешнем сезоне количества туристов из России на 20-30%. Если прогнозы сбудутся, усилит ли это конкурентные позиции курортной отрасли Крыма, учитывая, что в той же Турции курортный сезон длится дольше?

- По данным опросов, проведённых Минкурортов и туризма АРК, самые популярные ассоциации со словом «Крым» - пляж, солнце, море, но только летом. Мы не можем конкурировать с той же Турцией по продолжительности курортного сезона, ведь там он начинается в конце апреля и завершается в октябре. А в Крыму курортный сезон - это фактически лишь вторая половина июня, июль, август и две недели сентября. Потому для нас ценен турецкий опыт создания привлекательного инвестиционного климата, рекламы и популяризации курортов. Для прорыва границ курортного сезона мы разрабатываем программу под кодовым названием «Осень». В летний период нацелим нашу рекламу на выставки и не только туристические, чтобы продемонстрировать возможности оздоровительного отдыха в Крыму осенью, а в перспективе - и весной. Мы должны вернуть хорошо забытое старое - санаторно-курортное лечение, а также развивать событийный, исторический, винный, кулинарный и иные виды туризма.

Официально

На состоявшемся вчера совместном заседании постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму и центра законодательных инициатив было предложено внести на рассмотрение украинских парламентариев три пакета изменений. Первый связан с расширением границ курортного сезона за счёт предоставления здравницам, работающим с 1 октября по 1 июля, налоговых льгот. Второй предполагает уравнять в правах закрытые санатории Министерства обороны, имеющие статус воинских частей, с гражданскими здравницами, что позволит изменить их систему налогообложения и привлечь туда частный капитал. Третий пакет, относящийся к 207 статье Налогового кодекса Украины, предполагает замену туристического сбора с физических лиц туристическим патентом для юридических лиц объектов размещения.

(Подробности - в следующем номере нашей газеты).

Алексей ЕРМОЛИН.