Не бросайте стариков

20 Май 2011 835
Лидия Сергеевна в кругу семьи. Фото из архива семьи.
Лидия Сергеевна в кругу семьи. Фото из архива семьи.

Мы часто рассказываем нашим читателям о пожилых людях, которые становятся жертвами мошенников, в частности желающих заполучить их жильё. Одних предупреждаем: будьте бдительны и осторожны, не верьте людям. Другим говорим: не бросайте стариков, жалейте. У этой истории хороший конец, подозрительно нетипичный. Справедливость восторжествовала. Те, кто за неё воевал, счастливы: бабушка нашла внучку, та отвоевала у обидчиков пожилой родственницы её квартиру. Но, увы, ничего бы этого не было, если бы не люди добрые, почти случайные.

Хочу уехать!

Когда супруг умер, Лидия Сергеевна, распродав имущество, переехала из Одессы в Крым. Ей хотелось бежать из города, где всё напоминало о семейной жизни, в которой было многое, но любви больше, а потому, когда подруга позвала к себе, не колеблясь, переехала. Так захотелось. Никто не смел перечить. Сын сам переклеивал обои в купленной в Симферополе на улице Кечкеметской квартире. Помогли матери обустроиться на новом месте и уехали восвояси. А там - своя жизнь: семья, дела, проблемы, суматоха.

Через некоторое время семидесятипятилетняя Лидия Сергеевна поняла, что с каждым днём ей становится всё сложнее и сложнее жить самой. Подумала и решила... заключить договор пожизненного содержания с двумя особами женского рода, которые обязались кормить, поить, одевать и обеспечивать старушку необходимыми медикаментами. На всё про всё - сто гривен в месяц. Возможно, в 2004 году этого хватало.

По условиям договора пожизненного содержания жильё, в котором старушка имела право жить до своей кончины, больше не принадлежало ей, а числилось за «смотрительницами». Именно они-то и должны были вносить все необходимые коммунальные платежи.

Однако позже выяснилось, что дамы этого не делали, как и многого другого из того, к чему их обязывали условия договора пожизненного содержания пенсионерки. Женщины попросту отобрали у своей подопечной все документы, включая паспорт, и пропали. Но не навсегда.

Под опекой старика-военного

О том, как Борис Александрович повстречался с Лидией Сергеевной, история умалчивает. Только вот с 2004 по 2009 год она прожила с ним под одной крышей, в его просторной трёхкомнатной квартире. Старики делили всё: горести, радости, пенсии. Помогали друг другу, во всём поддерживали. Дети и внуки отставного военного не смели перечить. Да вот только перед самой его смертью, когда стал уж совсем плох, дочка забрала отца к себе. А нашей героине пришлось вернуться в свою квартиру и выживать в грязи и холоде, потому как воду и электричество отключили за долги.

Не раз, чтобы не умереть с голоду, старушке приходилось брать в долг хлеб у продавщицы в магазине, что по соседству. А те, кто обязался досматривать одинокую пенсионерку, появлялись только для того, чтобы припугнуть сердобольную соседку, чтоб та не смела помогать их «подопечной». Увы, на то, чтобы вымыть полы, постирать старушечий халат и принести женщине тарелку супа, их не хватало.

Галина. Встреча на Пасху

Как знать, может, и померла бы старушка тихонько в холодной, запущенной квартире, если бы весной 2009-го, на Пасху, в дверь её убогого жилища не постучали. На пороге с пасхальной корзинкой, полной всякой вкусной снедью, стояла женщина. Знакомая. Неравнодушная.

- Когда-то, до того, как я уехала за границу, мы очень тепло общались с Лидией Сергеевной, - рассказывает Галина. - И вот, вернувшись в Симферополь, случайно встретила её в городе. Она пригласила меня зайти как-нибудь.
И я зашла. Признаюсь, уже тогда, при первой встрече в городе, меня насторожил внешний вид старой знакомой: прежде всегда бодрая, ухоженная, чистенькая, с наманикюренными ноготками женщина выглядела удручающе уставшей, потрёпанной. А дома ждала меня несчастная, всеми забытая, оставленная на произвол судьбы старушка, одетая в драное рубище.

Лидия Сергеевна плакала, торопясь пила горячий кофе и ела бутерброды с колбасой, вкус которых позабыла, и рассказывала гостье о своей жизни...

О том, как тяжело живётся ей одной, о том, как жалеет она, что когда-то, послушав подругу, переехала в Крым, а потом, поддавшись какому-то непонятному влиянию, заключила этот злополучный договор пожизненного содержания с безответственными, чёрствыми к чужой старости женщинами. О том сказала, что хотела бы разорвать злополучный договор и, отыскав внуков, переехать к ним, да вот только паспорта у неё нет.

Выслушав всё, что наболело, Галина, несмотря на недовольство своей семьи, перевезла старушку к себе. Восстановила все документы, разыскала родственников и заварила «судебную кашу».

- Понимаете, мне очень хотелось восстановить справедливость, - делится Галина. - Хотя никто не верил, что это получится: мол, коррумпировано всё, мол, наказать тех, кто не выполняет своих обязанностей, не получится. Но вопреки всему и всем нам удалось отстоять справедливость: договор пожизненного содержания, по которому квартира должна была отойти тем, кто обязался досматривать Лидию Сергеевну, разорван. И внучка сейчас досматривает бабушку. Нам хотелось бы сказать огромное спасибо всем, благодаря кому мы выиграли это дело: и адвокатам, и свидетелям, и судьям. Не всё и не все ещё куплены. Бороться всё-таки имеет смысл. Пусть этот случай станет для ваших читателей примером.

Ну а где же были внуки?

Сегодня Лидии Сергеевне 82 года. И она уже второй год живёт в Одессе, в семье внучки Леночки. На вопрос, где же они были раньше, почему сразу не забрали престарелую родственницу к себе, Елена отвечает, что, мол, потеряли они бабушку, телефонов не было. Когда же, приезжая в Крым, наведывались в гости, то дверь им открывали незнакомые люди, недоумённо отвечающие, что никакой хозяйки-старушки знать не знают, что сняли квартиру у риэлторов. Оказалось, что, пока Лидия Сергеевна жила у Бориса Александровича, её «смотрительницы», нарушая условия договора, сдавали квартиру внаём. Ну а тревогу поднимать по поводу исчезновения бабушки внуки почему-то не спешили, в розыски не пускались. Пропала - да и ладно. Нашлась благодаря стараниям других - и хорошо.

- Позвонила ей, сказала, что дело выиграли, - рассказывает, улыбаясь, внучка Елена. - А бабушка отвечает: приезжай уже скорее, Леночка, соскучилась я, коньячку выпьем за победу и справедливость.

Надо бы ещё за то выпить, что семья всё-таки вместе, нашли внуки бабушку и жилплощадь (никогда не лишнюю) отвоевали и за то, что есть ещё на земле люди добрые, пусть и случайные, вроде Галины, которые мимо чужой беды не проходят и стариков, пусть и чужих, на произвол судьбы не бросают.

Кстати

По договору пожизненного содержания приобретатель выплачивает пенсионеру единоразово крупную сумму, а потом - пожизненное небольшое ежемесячное содержание. За это он получит право собственности на квартиру и сможет свободно ею пользоваться после смерти пенсионера.

Юридически право собственности на квартиру переходит к приобретателю сразу при подписании договора, но при жизни пенсионера он не имеет права фактически ничего с квартирой сделать: ни продать, ни подарить, ни брать под залог квартиры кредит, ни проживать там самому или поселять туда кого-то. Пенсионер сохраняет за собой право пожизненного проживания в квартире, коммунальные услуги оплачивает приобретатель.

Договор пожизненного содержания может быть расторгнут по решению суда, по требованию отчуждателя или третьего лица, в пользу которого он был заключён, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения приобретателем своих обязанностей. Если вышеуказанный договор не был расторгнут решением суда, то согласно ст. 755 ГК Украины он прекращается со смертью ответчика. Приобретатель становится владельцем имущества, переданного ему по договору пожизненного содержания в соответствии с п. 4 ст. 334 ГК Украины, а именно: с момента государственной регистрации имущества.

Ирина КОВАЛЁВА.