Александр Самойленко: Я - успешный телевизионный продюсер

17 Май 2011 717
Александр Самойленко:
Александр Самойленко:

Но это не значит, что артист театра и кино перестал появляться на сцене и в кадре. Просто его жизнь дополнилась и этим занятием. Не менее творческим, чем лицедейство, как он считает. Есть ещё предпринимательство, которое и помогло стать продюсером. Но, наблюдая за ним, понимаешь: актёр. Это его природа, его предназначение, его жизненное вдохновение. На севастопольский кинофестиваль Александр Валерьянович приехал как почётный гость. Смотрел фильмы, присматривался к актёрам, охотно общался, делился своим мнением.

- Что привлекло на крымский фестиваль - не такой «раскрученный», как российские?

- В том числе и «нераскрученность», а значит, отсутствие помпезности, гламурности. Всегда хочется увидеть реакцию зрителей, коллег на новые фильмы, ради которых и существуют фестивали. Знал, что приедет с новой картиной «Миннесота» по собственному сценарию Александр Миндадзе, с интересом и удовольствием посмотрел эту психологическую драму, снятую режиссёром Андреем Прошкиным. Потом долго разговаривали с Александром Анатольевичем. Мне показалось, что фильм получился более однозначным, чем сценарий, как всегда у Миндадзе, необычный, неоднозначный. Прошкин сделал его более приземлённым, загрузил «бытовухой». И это меня не устраивает.

- Недаром же Миндадзе взялся ещё и за режиссуру. Два года назад он привозил в Севастополь свою картину «Отрыв». На вопрос, почему решил снимать сам, ответил: «Мои радикально условные сценарии очень трудно расшифровывать, интерпретировать. Я знаю, чего хочу, но сложно объяснять это другому человеку».

- Мудрость Александра Анатольевича проявляется во всём. Действительно, его сценарии не победил никто из режиссёров, даже его давний партнёр Вадим Абдрашитов, с которым они сделали «Слугу», «Время танцора», «Армавир», «Парад планет», «Остановился поезд». Сценарий я прочитал буквально за полчаса - не мог оторваться, настолько он энергетический, настолько «хватает».

- В программе фестиваля широко представлено, как теперь принято выражаться, интеллектуальное кино: «Райские птицы» Романа Балаяна, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Закрытое пространство» Игоря Ворсклы, «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. Вы же, судя по всему, ратуете за коммерческое кино?

- Не то чтобы «ратую»...... Я его больше принимаю. В кино я не так много снимаюсь, а вот коммерческой телевизионной продукцией занимаюсь довольно активно: продюсирую телевизионные картины, стараюсь хорошие. Не просто «мыло», очередной сериал. На полный метр пока денег не насобирал. Скоро на РТР выйдет шестнадцатисерийная картина, которую мы продюсируем вместе с Екатериной Ефановой и Давидом Ткебучавой. Режиссёр Виталий Москаленко, сценарист Павел Ремезов. Называется «Судьбы загадочное завтра», «мелодрама мелодрамская», как я такие называю: можно поплакать, посмеяться, попереживать. Уже отснятый материал мне нравится, руководителям канала тоже. Актёрская команда подобралась хорошая. Мне небольшая роль нашлась.

- Продюсеров режиссёры и актёры не очень-то жалуют. Многие даже в открытую говорят, что не любят. Как вы к этому относитесь?

- Неприятно, конечно, когда тебя не любят. Но я не чувствую воинственной нелюбви к себе. Считаю, что шлейф от других людей на меня не ложится. Со всеми актёрами, которые работали в моих картинах, остались прекрасные отношения.

- А что заставило заняться продюсерством?

- Просто актёром быть скучно. Приходишь на площадку, сидишь, ждёшь указаний режиссёра. А работа продюсера разнообразнее, а значит, интереснее. Я не могу сказать, что не люблю актёрскую профессию, но просто хочется жизнь разнообразить. Такая возможность появилась, когда стал зарабатывать деньги. К тому же сидеть и ждать, когда меня пригласят на роль, я не могу. А тем более выпрашивать роли. Это я вообще не умею делать.

- Неужели редко предлагают?

- Да нет, снимаюсь я довольно активно, с тех самых пор, как втянул меня в это дело Дима Харатьян.

- Почему Харатьян?

- Вообще-то первый раз я снялся ещё студентом Щукинского училища в фильме Александра Панкратова «Проделки в старинном духе», потом была небольшая ролька в «Забытой мелодии для флейты» Эльдара Рязанова, снялся в фильме ужасов «Семья вурдалаков» и оставил это дело. Был администратором Театра им. Вахтангова, а потом Макс Суханов приобщил к ресторанному бизнесу. Мы с ним открыли в здании театра закрытый клуб, где после спектаклей собирались актёры и их друзья за ужином. Вторым нашим проектом стал ресторан «Лабарданс» в здании Театра им. Маяковского. Мы не только зарабатываем, но и помогаем тем, кто нуждается: подкармливаем студентов, пожилых сотрудников театра. В 1997-м вернулся в актёрство, стал работать в труппе Театра им. Станиславского. Играл в шекспировской «Двенадцатой ночи» сэра Тоби, в «Укрощении строптивой» Баптиста, в гоголевском «Хлестакове» Городничего, в других спектаклях были интересные роли. А крёстным папой возвращения на киноэкран стал Харатьян. Он увидел меня в спектакле, я ему понравился, и он «продал», как у нас говорят, в картину - криминальный сериал «Маросейка-12». Я до этого кинематограф не воспринимал, не понимал вообще, что это такое. Для меня он был не то чтобы презираем...... Но театр - это да! Может быть, так и продолжалось бы, но в нашей профессии его величество случай часто ведёт дальше по жизни. В нужное время Макс Суханов привёл меня к Володе Мирзоеву, мы сделали спектакль, на который пришёл Дима. Вообще-то мне нужна была перемена какая-то. Лет восемь я всё же страдал. Актёрство - болезнь, так или иначе тебя гложет. Макс в то время был суперзвездой, замечательно сыграв роль у Валеры Тодоровского в фильме «Страна глухих». И я, конечно, испытывал, как я её называю, белую зависть. Хотя нет доброй зависти, нет и злой: зависть - она и есть зависть. И вот лет с тридцати начал потихоньку сниматься. В «Олигархе» играл Мусу, сподвижника бизнесмена Платона Маковского - Владимира Машкова.

- Но пик популярности начался с «Дозоров»? Как попали к Бекмамбетову?

- Мне дали сценарий «Ночного дозора», я прочитал где-то до середины, сказал, что это безумие какое-то и не хочу я в этом чудовищном фильме сниматься, не моё это. А директором была на картине Тамара Одинцова из опытной гвардии «мосфильмовской». Она меня отправила познакомиться с режиссёром. Из любопытства пошёл и увидел Бекмамбетова, после чего отказаться не смог. Потому что знаю Тимура лет с шестнадцати. Мы с ним вместе поступали в Ташкентский институт, он - на художника, а я - на актёра. Он постарше, а я учился в девятом классе тогда. Но никто об этом не знал, я тишком, тишком и поступил. Потом говорят: сдавайте документы, а я: у меня их нет, я в школе учусь. Очень удивились, предложили перевестись в вечернюю школу и ходить на занятия, а на следующий год уже стать полноправным студентом. Я радостно домой: «Мама, я поступил в институт, пойду в вечернюю школу...». «Только через мой труп», - сказала мама. Тимура я после этого очень долго не видел. Считаю его блестящим режиссёром, он - умница, фантазёр сумасшедший. Вот это, наверное, самое главное в «Ночных дозорах». То, что мне понравилось.
А так...... И ещё известность эти блокбастеры мне принесли. Колоссальную. Я даже удивился. Помню, на каком-то фестивале после открытия посадили нас в автобус с огромными окнами, он почему-то не трогался с полчаса, и его буквально облепили люди. Я себя чувствовал рыбкой в аквариуме: на тебя тычут пальцами, плюют на тебя, ещё какие-то проявления агрессивности. Было очень неприятно. Очень. Такие вот последствия славы. Узнавали и до этого по сериалам, но «Дозоры» - это пик.

- А потом ещё и многолетние «Папины дочки», где вы - покоритель женских сердец, харизматичный, юморной. И очень натуральный. Вы и в жизни такой любитель прекрасной половины человечества?

- Ловеласом себя назвать не могу, но слабость к слабому полу нас с моим героем доктором Антоновым объединяет.

- Надеюсь, о музыкальном руководителе Аристархе Владимировиче из сериала «Синие ночи» такого не скажете......

- Да, это типчик тот ещё!
А фильм очень милый. Правильный. История о пионерском лагере написана моим хорошим знакомым, тоже ташкентцем, Рауфом Кубаевым. Он рассказал о пионерском лагере «Конструктор», в котором мы с ним отдыхали, оставив настоящее название, воссоздал атмосферу пионерского прошлого тысяч людей старшего поколения. Режиссёр Давид Ткебучава и сценарист Вадим Шмелёв признавались, что и им помогали рассказы, переживания старших знакомых, которые вспоминают только хорошее. Работать было приятно, сценарий очень симпатичный, компания замечательная: Лев Дуров, Владимир Стержаков, Анна Казючиц, Игорь Бочкин, Анна Легчилова, Ольга Фадеева, Мария Звонарёва......

- Наверное, не впервые в такую звёздную команду попадаете?

- С Дуровым это вторая встреча. Вместе работали в двухсерийной комедии «Юбилей». Там ещё снимались Людмила Чурсина, Марина Зудина, Эммануил Виторган.

- Вы снимаетесь в разноплановых картинах. К чему больше душа всё-таки лежит?

- Я не снялся ни в одной картине, которая мне бы очень нравилась. Нет, пожалуй, есть одна. Снял я как продюсер для НТВ двухсерийку, фильм выходного дня, как мы их называем, «Дачница». Я там играл главную роль, очень для меня неожиданную - предателя. Приходилось и режиссурой заниматься попутно - не было второго режиссёра. Понравилось, что получилось.

- В классике хотите сниматься?

- Очень хочу. Но никто не приглашает. Наверное, сам дойду до этого, буду сам снимать. Но время уходит, к сожалению. Продюсерское начинается, а актёрское уходит.

- Гамлета уже не сыграть......

- Нет, можно, конечно, но мне никогда не хотелось Гамлета сыграть. Вот Ромео точно уже не смогу, да и не хотел опять же никогда. Есть масса других интересных ролей. Сирано де Бержерака обожаю. Очень хотел сыграть. Может быть, в театре ещё получится. Когда-нибудь. Не попадаю пока, меня не видят режиссёры в классических ролях. У меня, наверное, типовое сегодняшнее лицо.

- Ну теперь у вас «своя рука - владыка»: продюсер может режиссёру диктовать условия.

- Я не из тех продюсеров: каждый сверчок знай свой шесток.

- Кстати, на Ялтинском фестивале продюсерского кино Станислав Говорухин советовал не цепляться к этому слову, пояснив, что нет ни в России, ни на Украине такого: приходишь в государственную структуру, к предпринимателям, просишь, складываешь по «копеечке» и снимаешь.

- Великий Говорухин всё знает лучше, чем все остальные. Наверное, он так и делает.

- А вы?

- Первые свои фильмы «Посылка с Марса» с Александром Балуевым, Марией Мироновой в главных ролях (получил, кстати, приз на фестивале «Улыбнись, Россия!»), «День ангела» с Гафтом и Остроумовой снимал на свои деньги.
А сейчас нахожу заказы. Для РТР делаю картины. Что такое продюсер? В переводе с английского - организатор чьего-либо производства. Туда входит и поиск денег. Но, к сожалению, наше государство не даёт никаких льгот для спонсоров, меценатов, инвесторов. А до конца девяностых годов это было, работало. Тогда кино активно снимали.

- Театр по-прежнему пристрастие души?

- Конечно! У меня и в дипломе записано: «Актёр театра и кино». Театр - на первом месте долго был. Но теперь первичнее становится кино. Мы с Максом недавно создали свою компанию, пытаемся антрепризу делать. Поставили с Володей Мирзоевым спектакль «Предательство» по пьесе драматурга Гарольда Пинтера. В главной роли - Макс Суханов. Второй думаем сделать по малоизвестной пьесе Вуди Алена, пока не буду её называть, с Валерием Гаркалиным в главной роли.

- Работаете в каком-то театре сейчас?

- Числюсь в Театре на Малой Бронной.

- Чем объясняете успех сериалов, в которых снимаетесь?

- Хорошим материалом.

- А собственную роль в этом как оцениваете?

- Я не считаю себя плохим актёром: планки, которые ставил, брал. Говорят, в театральное училище все поступают гениями, а к концу учёбы оказываешься никому не нужным актёришкой. Процесс гениальности я прошёл, гением себя не считаю. Просто способный актёр. Хочется достигнуть планки талантливости, до гениальности, думаю, уже не дотянусь.

- А с кем из актёров хотели бы поработать в кадре?

- Мечтал с Олегом Ивановичем Янковским. Не довелось. Из старой гвардии с каждым поработал бы с удовольствием. Из более молодых - с Сашей Балуевым, считаю его блестящим актёром. В двух картинах с ним снимался и ещё не откажусь.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.