Бензиновая «припарка»

13 Май 2011 773

Беспрецедентный правительственный шаг по стабилизации цен на топливном рынке Украины сработал с эффектом припарки для умершего: снижение на 50 евро с тонны акцизного сбора на бензин никак не отразилось на розничных ценах украинских заправок. Не укладываются продавцы топлива и в установленный правительством ценовой коридор. Значит, в ближайшее время автомобилистам следует ожидать очередного подорожания горючего.

По данным государственного управления статистики Украины, индекс потребительских цен в апреле в сравнении с аналогичным периодом 2010 года вырос на 9,4%. Более всего подорожали коммунальные услуги: на 23,6%, на втором месте - алкоголь и табачные изделия: 19,3%, на третьем - транспорт: услуги здесь выросли на 15%. Главной составляющей транспортного кризиса оказалась стоимость горюче-смазочных материалов, которая увеличилась на 26,8%.

Случилось это главным образом потому, что статья 215 принятого 18 ноября 2010 года Налогового кодекса Украины предусматривает повышение акцизных ставок на бензин и дизельное топливо на 37,9-40%. На дороговизну горючего повлияли и повышение цен на нефть на мировом рынке, бензиновый кризис в странах Европы и в России, остановка Мозырского нефтеперерабатывающего завода в Белоруссии.

Чтобы сдержать цены на заправках, в апреле Минэнергоуголь установил ценовой коридор, а Антимонопольный комитет пригрозил операторам штрафами. Эта мера позволила избежать резкого скачка цен, и бензин стал дорожать постепенно. Тогда Верховный Совет Украины пошёл на попятную и уменьшил акцизный сбор на 50 евро за каждую ввезённую в страну тонну топлива. Льготу ввели на период весенне-полевых работ и уборочной страды - до 1 августа 2011 года. Но вместо падения цены на бензин продолжали расти.

Ягодки - впереди

В ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» пояснили, что за счёт снижения акцизов невозможно компенсировать общемировой рост цен. По мнению экспертов, сдержать бензиновую гонку можно только кардинальными мерами, к примеру, государственной компенсацией части стоимости импортных товаров на период кризиса. Так это делают для аграриев правительства цивилизованных стран. Введение акцизного сбора в сложившейся ситуации было ошибкой, исправить которую можно только полной его отменой.

Если этого не сделать, о бензине по десять гривен за литр вскоре останется только мечтать: в среду цены на американскую лёгкую нефть на мировой бирже снова поползли вверх. Причина - разлив реки Миссисипи, из-за которого остановились нефтеперерабатывающие заводы и начались перебои в поставках топлива на рынок.

Если так пойдёт и дальше, за литр бензина на наших заправках скоро придётся отдавать 12 гривен.

В выигрыше - заводы

Как рассказал нашей газете коммерческий директор корпорации «ТЭС» Антон Раскин, после апрельского снижения акциза ни один украинский завод не снизил отпускные цены на топливо. Получилось, что введение акциза на импортное топливо сработало на экономику украинских НПЗ, а не на потребителя. Цена закупки тонны бензина А-95, по его словам, сейчас составляет 13 тысяч гривен, в пересчёте на литры это 9,9 гривны за литр. Маржа АЗС продолжает балансировать на минимуме в 5%, что не даёт возможности нормально содержать заправки.

- За последнюю неделю в стране зафиксирован дефицит топлива: Лисичанский завод перерабатывает, но не отпускает бензин, Кременчугский работает только со своими заправочными станциями, остальные заводы стоят. Это заставляет сделать вывод, что теперь украинский топливный рынок целиком зависит от импорта и мировых тенденций, что не принесёт потребителю ничего хорошего, - констатировал Раскин.

Официально

По данным консалтинговой группы «А-95», средние розничные цены на бензин марки А-95 по Украине на 11 мая составляют 10 гривен 18 копеек. Самый дорогой бензин зафиксирован в Крыму - 10,32 гривны. Самый дешёвый можно приобрести в Сумской (10,06), Полтавской (10,08) и Черниговской (10,10) областях. В реальности стоимость бензина этой марки уже достигла
10 гривен 35 копеек за литр во всех регионах страны.

Наталия ГОНЧАРОВА.