В фотографиях и документах

8 Май 2011 694
Экспонаты выставки в Государственном архиве АРК.
Экспонаты выставки в Государственном архиве АРК. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

В них навсегда осталось время с 1941-го по 1944-й - дни оккупации полуострова. В них - боль, трагедия, подвиг, труд, память о Великой Отечественной. Говорят, документы в архивах - немые. Только не эти - времён войны, представленные на выставке в Государственном архиве АРК в Симферополе.

Здесь, конечно, не сами документы - фотокопии: всё-таки много лет этим свидетелям войны, особых условий хранения они требуют, чтобы через годы могли рассказать будущим крымчанам о трагедии и великом подвиге, совершённом ради спасения полуострова. Но и сделанные современной техникой фотокопии тоже передают ту эпоху.

- 25 документов от начала войны до возрождения полуострова на этот раз мы решили показать посетителям читального зала нашего архива, - рассказывает Марина Шульженко, ведущий специалист отдела информации и использования документов госархива. - Они из фондов Крымского обкома ВКП(б), комиссии по истории Великой Отечественной войны и Крымского штаба партизанского движения. Три документа ещё до оккупации полуострова: телеграмма секретаря Керченского горкома партии в Крымский обком партии от 5 июля 1941-го о количестве записавшихся в народное ополчение. Более 9 тысяч мужчин и более 3 тысяч женщин - цифры не окончательные, запись продолжается. Народ поднялся на защиту Отечества. Сообщение об отправке с Черноморского флота в распоряжение 51-й армии боеприпасов и вооружения для усиления северного участка полуострова. Постановление Совнаркома Крымской АССР от 15 августа об эвакуации гражданского населения в безопасную от военных действий зону.

Те, кто остался на полуострове, в полной мере ощутили оскал фашистского режима. Объявление о введении гитлеровцами комендантского часа на выставке только одно - из Керчи. Подобных на улицах городов и сёл Крыма было развешано очень много, но ещё больше на полуострове было листовок наших подпольщиков, вначале рукописных, потом печатных. На все фашистские «расстрел, запрещено» патриоты отвечали призывами «Смерть немецким оккупантам!». В архиве сохранился крохотный прямоугольник бумаги - листовка за июль 1942-го: подпольщики сообщали об оставлении Севастополя и тут же обнадёживали: «Да здравствует Севастополь!». Верили - освобождение, Победа будут. Верили и приближали.

Марина Шульженко показывает фотоснимки: партизаны на задании, высадка десанта морской пехоты в Керчи в ноябре 43-го, доставка боеприпасов через Сиваш в марте 44-го, штурм 2-й Гвардейской армией 4 Украинского фронта укреплений на Турецком валу 8 апреля 44-го - Крымская наступательная операция. И вот уже танки с красными звёздами в Феодосии, и номер нашей газеты «Красный Крым» (так раньше называлась «Крымская правда») - специальный выпуск от 14 апреля 44-го со сводкой Совинформбюро об освобождении 13 апреля населённых пунктов страны. Среди них - Симферополь, Евпатория, Феодосия.
И боевой листок авиачасти капитана Тищенко с заголовком «За полное освобождение Крыма», и пленные фашисты в Инкермане. Мирный труд. В совхозе «Знамя коммунизма» Лариндорфского (ныне Первомайского) района собирают горючее для армии и думают о хлебе - пахать придётся на коровах, техники и лошадей почти нет. В Симферополе жители вышли на воскресник и разбирают завалы в нынешнем сквере имени Дыбенко, где фашисты разрушили гостиницу «Европейская». И снова боль - в совхозе «Красный», в Дубках раскапывают ямы и колодцы, заходятся в крике матери и жёны, опознающие тела своих детей, мужей, родителей. Десятки тысяч крымчан не пережили оккупацию, фашистами сожжено 142 населённых пункта. Память о них сохранили архивные документы - свидетели войны.