Разворованные гарантии

Более трети средств госбюджета, выделяемых на оздоровление детей, ушло в никуда

5 Май 2011 921
Валентин Борисов. Фото с сайта www.sevastopol.su
Валентин Борисов. Фото с сайта www.sevastopol.su

Каждая третья гривна, выделенная в 2009-2010 гг. из государственного бюджета на санаторное лечение в Крыму детей и подростков с соматическими заболеваниями, тратилась неэффективно или с нарушением законодательства. К такому выводу пришла коллегия Счётной палаты Украины по результатам аудита эффективности использования средств госбюджета, проведённого в марте. За комментарием наша газета обратилась к начальнику территориального управления Счётной палаты Украины по АРК и Севастополю Валентину БОРИСОВУ.

- На каждую тысячу обследованных детей только 11 практически здоровы, а у 60% имеются хронические заболевания. При этом государственные гарантии на охрану здоровья детей остаются «пустыми». Медицинская помощь в санаторных учреждениях была оказана только каждому восемнадцатому ребёнку из нуждающихся. В то же время 22 детских санатория для лечения хронических заболеваний (кроме туберкулёза), 10 из которых - государственные, не используются на полную мощность, - сказал Борисов.

По его словам, результаты аудита показали, что Министерство охраны здоровья, Министерство обороны и Министерство внутренних дел Украины, в подчинении которых находятся государственные детские санатории, расположенные на территории Крыма, неэффективно управляют имеющимися ресурсами.

-Управленческие решения привели к сокращению и перепрофилированию санаториев, а также к неэффективному использованию средств госбюджета, - подчеркнул Борисов.

При ежегодной потребности санаторного лечения для 730 тысяч детей с соматическими заболеваниями в 2009-2010 годах было пролечено лишь 39,4 тысячи детей, а это - 5,4% от общего числа нуждающихся.

- Министерство охраны здоровья и Минфин Украины из-за отсутствия контроля со стороны правительства финансируют санатории на уровне 57% от фактической потребности. Материально-техническая база здравниц не развивается, корпуса требуют ремонта, медицинское оборудование не обновляется, - констатировал чиновник. - В подчинённых Минздраву санаториях детей диспансерной группы лечат в основном осенью и зимой, путёвки на лето продаются. А плановые показатели санатории выполняют за счёт дополнительных коек, поэтому в палатах в это время проживает от 8 до 16 детей.

Борисов отметил, что детские санатории, подчинённые МВД и Минобороны, которые могли бы ежегодно оказывать медицинскую помощь более чем 15 тысячам больных детей, также используют для предоставления платных услуг.

- Министерства не ведут учёт детей диспансерной группы, а инструкции по организации санаторно-курортного лечения не предусматривают отдельного порядка распределения путёвок для лечения в подведомственных санаториях детей, состоящих на диспансерном учёте, - констатировал собеседник нашей газеты.

Кроме того, Минздрав как уполномоченный орган в сфере здравоохранения не выполняет функций по координации деятельности санаторно-курортных учреждений независимо от форм собственности.

Как установила коллегия Счётной палаты Украины, на государственном уровне отсутствует ряд базовых документов для эффективной работы санаторных здравниц.

- Более семи лет разрабатывается государственная программа развития санаторно-курортной отрасли, более девяти лет не создаётся и не ведётся государственный кадастр природных лечебных ресурсов, более 13 лет - госреестр аккредитованных учреждений охраны здоровья. Так стоит ли удивляться, что работа крымских детских санаториев не ориентирована на фактическую потребность в лечении детей? - резюмировал Борисов.

Алексей ЕРМОЛИН.