Пока не профессионалы, но...

20 Апрель 2011 1056
Сцена из спектакля «Дама с собачкой».
Сцена из спектакля «Дама с собачкой». Фото автора.

Молва о театре «75/1» Крымского университета культуры, искусств и туризма давно разнеслась по крымским городам и весям: он частенько радует своими выступлениями жителей разных уголков полуострова, артистов приглашают и на солидные форумы и фестивали. Недавно они выступили перед учёными, педагогами, музейными работниками из разных стран на форуме русистов Украины. Обсуждение было оживлённым и, безусловно, полезным для начинающих профессионалов.

Любовь по-чеховски

Одно из представлений состоит из двух самостоятельных спектаклей: «Дама с собачкой» и «Медведь» по короткой пьесе-шутке писателя. Причём материалом послужила не чья-то пьеса «по мотивам» (а такие версии есть), а собственный сценический вариант театра, которым руководит заслуженный работник культуры и лауреат Премии АРК Сергей Пальчиковский.

Спектакль «Дама с собачкой» зажил своей успешной жизнью два года назад: количество показанных постановок уже перевалило за сотню, а интерес к нему не иссякает. Скромнице Анне Сергеевне фон Дидеритц и вальяжному Дмитрию Дмитриевичу Гурову сопереживали в Симферополе и Евпатории, Балаклаве, Симеизе и Ласпи, в Алуште и Ялте, где и случилась волею автора эта трогательная история. Чаще всего театр играет этот спектакль в ялтинском Доме-музее
А. П. Чехова. Здесь «Даму с собачкой» смотрели и смотрят гости из дальнего и ближнего зарубежья - Англии, Германии, России. Здесь режиссёр и артисты получили множество положительных отзывов. До сих пор коллектив помнит тёплые слова театрального критика из Лондона Хэйзел Кит и классика советской кинорежиссуры Марлена Хуциева, снимавшего в Ялте фильм «Невечерняя» о встречах Чехова и Толстого, нашедшего время посмотреть спектакль университетского театра. Заинтересовал спектакль преподавателей Московского государственного университета и сотрудников Бахрушинского музея. А не так давно «Даму с собачкой» посмотрел Питер О'Тул - знаменитый ирландский актёр, лауреат премии американской киноакадемии «Оскар», снявшийся в популярных фильмах «Лоуренс Аравийский», «Калигула», «Как украсть миллион». Питер признался, что обожает драматургию Чехова, но сыграл на сцене только одну чеховскую роль - Астрова в «Дяде Ване». Спектакль произвёл на него впечатление.

Со дня премьеры роль Анны Сергеевны играет выпускница университета Вероника Пальчиковская, а на смену Даниилу Корнееву и Юрию Михайловскому пришли студенты пятого курса Данил Высоцкий и Евгений Овсянников.

Представляя спектакль русистам, режиссёр Сергей Пальчиковский пояснил свою позицию так:

- Мы ничего не осовремениваем. Просто смотрим на события, блистательно описанные Чеховым, с точки зрения сегодняшних людей.

Никто не сможет повторить блестящую игру Алексея Баталова и Ии Саввиной, тонкую режиссуру Иосифа Хейфица, создавших фильм «Дама с собачкой», ставший каноническим с шестидесятых годов прошлого века. Мы это прекрасно понимаем. Но время идёт, всё вокруг меняется, меняемся мы. И приходит потребность посмотреть на всё это другим взглядом. Неизменным остаётся одно - стремление сохранить дух Чехова. Великого. Неповторимого.

Вопросы зрителей были довольно острыми. Например, профессора из Донецка Валерия Калинкина интересует, как далеко можно зайти с собственной интерпретацией классики? Режиссёр не растерялся:

- Это - внутреннее дело каждого. Если говорить о тенденциях, то сегодня мало кто чтит литературный оригинал как незыблемость. В кино вообще считают, что сценарий - это только отправная точка, а режиссёр сам вершит новую реальность на основе «вспомогательного литературного материала». Я не считаю себя вправе поступать так. Надо прислушиваться к тому, кто создал реальность в своём произведении. Прислушиваться. А дальше уже руководствоваться своим внутренним правом. Режиссёру приходится чем-то жертвовать из произведения, потому что он создаёт новую реальность. Мастерство заключается в том, чтобы сделать это тактично, созвучно взятому материалу, не искажая основного замысла и мыслей автора. Есть авторы, из которых вообще нельзя ничего убрать при всём твоём желании. Это Чехов. Поэтому его и тяжело ставить.

Профессор ТНУ им. В. Вернадского Марина Новикова на похвалы скупа, но тут удержаться не смогла:

- Мало кому удаётся ставить по принципу: ни шага без мизансцены. Это дар. У режиссёра Пальчиковского он есть. Весь спектакль - цепь мизансцен, меняющихся со сменой настроений. Актёры органичны, что неудивительно. Крымчанам о многом говорят фамилии актёров: Пальчиковская, Навроцкий. Вероника - актриса уже в третьем поколении, Антон - во втором. Артистические дети прекрасно справились со сложными ролями. Да и те, кто играет второстепенных персонажей, совершенно органичны, «вытанцовывают» свои роли, покоряя непосредственностью и искренностью.

Смешно и поучительно

Именно так поставлен и более поздний спектакль студенческого театра, пользующийся неизменным успехом, по пьесе польского драматурга Александра Фредро «Муж и жена». Режиссёр не случайно выбрал это произведение автора, а не его более популярную комедию «Дамы и гусары» - ему всегда хочется быть первооткрывателем.

В постановке Сергея Пальчиковского гармонично уживаются и увлекательный сюжет, и любовные страсти, и мораль, не лишняя для зрителей, которые вполне могут спроецировать события комедии на себя, настолько они из нашей жизни.
И режиссёр, и молодой художник Иван Минин, и актёры Антон Навроцкий, Вероника Пальчиковская, Данил Высоцкий, Илья Синькевич, Любовь Климкина, Алёна Максимчук и Евгений Овсянников не просто играют - живут в образах, наделяя их плотью и кровью, передавая эмоции без пошловатого надрыва, с той самой простотой, которая так необходима для восприятия и для сопереживания. И в то же время с куражом, без которого артисту никогда не добиться лёгкости - сестры достоверности и убедительности.

В ближайших планах театра - премьерный спектакль «Шерше ля фам» по пьесам М. Беркье-Маринье и А. Курейчика. Начата работа над чеховским «Дядей Ваней», непростым в постановке и в восприятии. Поклонники театра с нетерпением ждут новой встречи с полюбившимся коллективом.
У всех остальных есть возможность открыть для себя новые таланты, которые совсем рядом и ждут нашей с вами поддержки.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.