g-fish
  • Экономика
Кто везёт, тот и прав
Кто везёт, тот и прав
До Марьино довезёте? / Фото: Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Сегодня по решению городских властей цены на проезд в симферопольских маршрутках возросли до 2 гривен 75 копеек. «Девятый вал» общеукраинского повышения тарифов на внутригородские перевозки захлестнул не только города Крыма, но и Донецк, Харьков, Запорожье, Ивано-Франковск. В свою очередь Совмин автономии предлагает поднять тарифы на междугородные и пригородные перевозки с 18 до 22 копеек за километр, что приведёт к росту стоимости билетов на треть. А эксперты прогнозируют ещё больший рост цен и массовый отказ граждан от услуг перевозчиков.

Убытки вопиют

Напомним, повышение на услуги транспорта было в 2004 и 2008 годах. Транспортники пытались поднять стоимость билетов весной 2009-го и 2010-го. Однако тогда Совмин не рискнул принять непопулярное решение накануне президентских, а позднее - местных выборов. В 2009-м убытки транспортников в 35,8 миллиона гривен пришлось компенсировать из республиканского бюджета.

Как и тогда, сейчас аргументы в пользу повышения стоимости проезда не меняются. Дорожает нефть на мировых рынках, что влечёт подорожание горючего на рынке внутреннем, а это увеличивает расходы автоперевозчиков на бензин и прочие составляющие тарифов. Но если восемь лет назад уровень убытков автоперевозчиков составлял 8-12%, то сегодня достигает в среднем 60-70%.

- С 2008 года подорожали ремонт (на 78%), коммунальные платежи (43%) и минимальная зарплата транспортников (75,6%). Стоимость горюче-смазочных материалов за три года увеличилась на 32%, - сообщил председатель Рескомитета по транспорту и связи Николай Черевков.

Тариф 22 копейки за километр, предлагаемый в размещённом на сайте Министерства экономического развития и торговли регуляторном акте, по словам Черевкова, является утверждённой Государственной инспекцией по ценам средней ценой. После 15 апреля документ может быть вынесен на заседание правительства автономии и вступить в силу через пять дней после опубликования. Напомним, транспортники настаивали на повышении тарифа до 26-32 копеек за километр. Наиболее плачевная ситуация сложилась у перевозчиков в крымской глубинке, тогда как на популярных курортных маршрутах автобусники не терпят убытков даже при старом тарифе.

«Политический» тариф

В ходе заседания постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по бюджетной, экономической и инвестиционной политике исполнительный директор транспортной компании ООО «СимСитиТранс» Эльзара Ислямова назвала тариф 22 копейки «политическим». Она сообщила, что созданное на средства российского инвестора предприятие, имеющее более 200 автобусов, фактически находится на грани банкротства. По её словам, транспортная отрасль регулируется государством, поэтому предприятие, на котором работают 500 человек, не может самостоятельно повышать тарифы и несёт убытки.

- Мы перевозим семь категорий льготных пассажиров, а из бюджета компенсируется лишь 7% от фактически перевезённых, - заявила Ислямова и добавила, что средняя заработная плата на предприятии составляет 1,5 тысячи гривен в месяц.

- Но и этот уровень нам выдерживать очень сложно. Если бы мы получали даже 50% от дотации, как, например, Крымское республиканское производственное предприятие «Крымтроллейбус», у нас была бы заработная плата на уровне 4 тысяч гривен, - констатировала она.

В свою очередь председатель комиссии Виталий Нахлупин усомнился в том, что, если бы «СимСитиТранс» получал такую дотацию из бюджета, сотрудники имели бы большую зарплату.

- Я готов заключить с вами пари. Я вам «выбью» эти деньги, если вы всем своим водителям будете платить 4 тысячи гривен. Но ведь ни для кого не секрет, что для водителя доводится план по кассовой выручке. Всё остальное - его заработок, - констатировал Нахлупин.

Он подчеркнул, что на самом деле предприятие не перевозит такое число льготных категорий пассажиров, которое могло бы существенно повлиять на его экономические результаты.

Лошадке бензин не нужен

Напомним, глава профильного правительственного комитета Черевков заявлял, что для каждого из перевозчиков может быть установлена своя цена на билеты из-за разницы в себестоимости тарифа, выводимого в зависимости от затрат («Маршрутка в «пакете», «Крымская правда», 12.04.2011 г.). Таким образом, каждый автоперевозчик сможет предложить пассажиру свою цену, а последний - сделать выбор в зависимости от толщины кошелька. В комментарии нашей газете председатель профильной комиссии крымского парламента Нахлупин пояснил, что это возможно лишь при наличии конкуренции, то есть когда на одном и том же маршруте будут работать несколько автоперевозчиков.

- Сегодня тендер на перевозки предполагает, что на один маршрут может быть только один победитель. Чтобы в конкурсе на один маршрут могло победить несколько перевозчиков, необходимо вносить изменения в действующее законодательство, - отметил Нахлупин.

Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о том, что в стране стоимость проезда в транспорте примерно в пять раз ниже, чем в Европе. Однако он умолчал, что минимальная зарплата в стране явно не дотягивает до уровня европейской. При том, что цены на горючее продолжают расти, эксперты прогнозируют, что стоимость проезда в той же маршрутке может взлететь до 10 гривен. И тогда миллионы рядовых граждан вынуждены будут отказаться от этого вида транспорта. Так что, может быть, на улицах наших городов, посёлков и сёл, как в XIX веке, снова появятся запряжённые лошадьми многоместные экипажи. Поскольку лошадке, как известно, бензин не нужен.

Алексей ЕРМОЛИН.

   

Комментариев

0
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии
Комментариев нет, оставьте первый
ОПРОС

8 Сентября

Позволительно ли возводить на пляжах объекты капитального строительства?

  • Нет. Пляжи и море - наше общее достояние.

  • Если закон позволяет строить семиэтажные отели на пляже, то пусть строят.

  • Мне всё равно. На курортах не бываю.

  • По каждому факту провести расследование. И давших разрешение, и построивших - на нары.

Предыдущий опрос

Почему так часто меняются руководители городов и районов Республики Крым?

41%

Привыкли к украинскому «шалтай-болтаю» и не вписываются в более жёсткое российское правовое поле.

18%

Отсутствует система подготовки кадров.

36%

Мешает «шкурный» интерес.

5%

Таскать вам - не перетаскать!
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПОПУЛЯРНОЕ
НАЙДИТЕ НАС НА FACEBOOK