Чудесный образ

19 Апрель 2011 681

Конкурс «Семейная реликвия» продолжается. Напоминаем, мы ждём от вас рассказы о реликвиях, хранящихся в семье. О чём рассказать - о вещах, фотоснимках, традициях, решать вам. Ветеран труда Анатолий КОТОВ из Севастополя, к примеру, рассказал об иконе.

«С интересом читаю рубрику «Семейная реликвия», захотелось и мне рассказать. У вас уже были рассказы крымчан об иконах-хранительницах, у нас тоже она есть - «Вседержитель». Чудесный образ, хранивший издавна моих предков, оберегающий и сейчас нашу семью.

Мои предки в начале прошлого века переехали из Слобожанщины в Казахстан. В семье Петра - жена, сын, три дочери. Получили участок хороший, посадили яблоневый сад. В семье односельчанина Сергея, устроившего мельницу на речке Кара-Булак, был один сын - Пантелей. Исполнилось парню девятнадцать, пора жениться. Сосватали одну из дочерей Петра - красивую и работящую шестнадцатилетнюю Фросю. После свадьбы молодые стали жить с родителями Пантелея на хуторе у мельницы. Работы хватало, прадед Сергей вскоре стал разводить лошадей. Востребованы были породистые рысаки: шла Первая мировая война, казаков призывали в кавалерию. А крестьян - в пехоту, в 1917 году призвали и моего будущего деда Пантелея. Сколько слёз пролила Фрося у иконы, молясь Создателю, вымаливала жизнь и здравия мужу. Икону эту из Харькова привёз мой прадед Пётр, передал молодым при венчании.

Первая мировая, революция, гражданская война - всё пришлось вынести солдату, но в 1922 году вернулся живой и здоровый - без единой царапины. Сказались Фросины молитвы. Через год родила она сына Алексея (моего будущего дядю). Зажили своим хозяйством: мельница, сад, пасека, огород, скотина. Город Верный стал Алма-Атой - столицей Казахской ССР. Коллективизация. Хуторян-переселенцев раскулачили: землю и дома (в основном двухэтажные) реквизировали. Появился в Кара-Булакской долине колхоз «Луч Востока». Пантелей сам передал колхозу мельницу, а дом у них был одноэтажный, батраков не нанимали. Потому семью не тронули, приняли в колхоз, поставили Пантелея мельником. А у родителей лошадей забрали, сослали семью в Голодную степь (Бетпак-Дала). Тогда велел Пантелей жене зерно принимать и складировать на мельнице, а сам добыл коня, винтовку - и за родителями. Вновь Фрося молится, просит у создателя защиты для мужа и родителей. Вымолила: вернулся Пантелей и родителей привёз. Колхозные власти промолчали, мельник-то нужен. «Аукнулось» всё в 1941-м. Великая Отечественная: Алексея мобилизовали на фронт, а отца - в Сибирь на лесоповал как сына раскулаченных. Бабушка Фрося осталась с четырьмя детьми. Старшая дочь Евдокия окончила семилетку, работала в колхозе: дома - младшие братик и сестрёнки. Однажды бригадир поймал Дусю с початком кукурузы, который хотела унести домой с поля. Оказалась девушка в Сибири. Молится Фрося за сына, мужа и дочь.

Услышал Создатель молитвы: в 1945 году сын вернулся с фронта, муж и дочь в честь Победы попали под амнистию. Вся семья собралась в родительском гнезде. Дуся вскоре вышла замуж за фронтовика Петра, через год появился я. К бабушке Фросе приезжал на все каникулы, работали с друзьями в саду и на колхозных полях. В июле 1963 года бригадир решил поощрить нас за хорошую работу поездкой на озеро Иссык. Когда утром выходил из дома, видел, как бабушка перекрестила. Ночевали в палатках, ночью пошёл дождь, я уговорил ребят перенести палатку на склон горы. Утром по месту, где мы сначала располагались, прошёл страшный селевой поток. Озеро Иссык перестало существовать (немного восстановилось лишь к началу нынешнего века). По долине были разрушения и жертвы. Наше чудесное спасение связываю с тем крестным знамением, которым осенила меня бабуля, и её молитвами за внука у иконы-хранительницы. Умерла бабушка Фрося в возрасте 87 лет. После похорон намоленную икону я привёз в Севастополь. Она ведь не только хранит нас, но и хранит в себе былое - память о предках».