«К нам едет Юрий Гагарин!»

14 Апрель 2011 1128
Юрий Гагарин с пионерами в Евпатории. Фото из личных архивов Владимира Ясинского и Нелли Бурахович.
Юрий Гагарин с пионерами в Евпатории. Фото из личных архивов Владимира Ясинского и Нелли Бурахович.

Сколько раз первому космонавту Земли Юрию Гагарину довелось посетить Крым - вряд ли кто сосчитает. В располагавшийся неподалёку от Евпатории Центр управления полётами он приезжал не отдыхать - работать. Тем не менее однажды встреча с пионерской детворой во Всесоюзной детской здравнице состоялась. Организаторами её стали первый секретарь Евпаторийского горкома комсомола Нелли Сидоренко (впоследствии - бессменный в течение 35 лет главный врач неврологического детского санатория «Искра» Нелли Ибраимовна Бурахович) и Владимир Францевич Ясинский (начальник пионерского лагеря имени Ю. Гагарина, затем - заместитель директора завода «Вымпел»).

Летом 1965 года Нелли Сидоренко загорелась идеей пригласить Юрия Алексеевича в Евпаторию, в пионерлагерь, носящий его имя. Поделилась ею с начальником лагеря, он поддержал. И комсомолка умчалась в «Артек» - договариваться с Гагариным.

Приехала в лагерь «Морской», сразу - к гостевому домику, где жил Юрий Алексеевич Гагарин. Обнаружила, что там никого нет, ждать пришлось довольно долго. Только часам к пяти вечера появилась машина, из которой вышел Гагарин. Сейчас она удивляется, как не оробела, а тогда даже не подумала об этом. Подошла: «Здравствуйте! Юрий Алексеевич, очень вас прошу: доставьте, пожалуйста, радость детям, отдыхающим в Евпатории! Я вас приглашаю к нам в город, машина ждёт вас!» Что подумал Гагарин, никто не знает, однако лицо озарилось его неповторимой - единственной такой! - улыбкой, он рассмеялся: «Я, конечно, это приглашение принимаю. Но сегодня вечером должен вылететь в Москву. Даю тебе честное пионерское, комсомольское, космическое - какое хочешь! - слово: в августе буду отдыхать в Гурзуфе и обязательно приеду к вам в город!».

Приближался август. И тут в Евпатории разгорается эпидемия дизентерии! И, конечно, трудно было представить, что сюда может приехать Гагарин! Но вдруг 20 августа 1965 года в квартире Сидоренко раздаётся телефонный звонок и первый секретарь обкома комсомола Володя Максимов говорит: «Ну что, Неля? Гагарин приехал в Гурзуф на отдых.
И собирается к вам в Евпаторию - решил сдержать своё слово!».

Первый секретарь Евпаторийского горкома партии посмотрел на девушку, как на сумасшедшую: «Я поражаюсь вашей безответственности! Ну как во время эпидемии можно принимать в городе Гагарина?!» Но он всё же приехал.

В это время Владимир Ясинский уже действовал. Надо ж было торжественное построение пионеров подготовить, образцовую линейку. «Словом, наступило утро 22 августа - страх Божий! - улыбается Владимир Францевич. - И ужас мой усугублён тем, что в этот последний день третьей летней смены лагерь уезжает! Тысячу с лишним детей нужно отправить по разным направлениям. И в этот последний день - ещё и Гагарина встречать!».

От центрального входа постелили ковровую дорожку. Выстроили детишек. Духовой оркестр замер наготове. Однако в назначенные десять часов - нет никого! Десять минут ещё - нет! Только Ясинский отошёл в корпус, к телефону, духовой оркестр как грянет марш! Выскакивает, глядь - а Гагарин-то уже по территории лагеря ходит!

Накануне лидер крымских комсомольцев звонил Нелли: «Где ты нас будешь встречать?» Она не растерялась: «Буду стоять у памятника генералу Токареву». И 22 августа в 9 утра пришла на Театральную площадь. А минут 20 спустя подъехала обычная голубая «Волга» и из неё вышли Максимов с Гагариным.

Юрий Алексеевич тут же спрашивает: «Где можно выпить стакан воды?» Подъехали к кафе на перекрёстке улицы Токарева и проспекта Ленина. Зашли спокойно. И один из курортников оказался внимательным: «По-моему, это Гагарин». Ситуация наклёвывалась не очень хорошая. Но юная женщина не растерялась: «Тихонько говорю Гагарину с Максимовым: «Сидите за столиком спокойно. Я сейчас подойду к стойке, но, когда позову Володю, Юрий Алексеевич, будьте добры, подойдите вы!» Направляюсь к буфетчице, она делает нам всем коктейли с мороженым, и я, заправская актриса, зову: «Боже мой, я же все не донесу! Володя, помогите мне, пожалуйста!» Гагарин подходит, берёт эти бокалы. Отдыхающие обескуражены: «Боже, как похож, как похож!».

Самой встречей в лагере дирижировала пионервожатая Лениана Кулинич. Всё у нее оказалось на своих местах: торжественный рапорт, приветствия, речи, приём в почётные пионеры. Потом Гагарин выступил: «Хороший пионерский лагерь. Хорошие у вас дела!» Показали ему все достопримечательности, зашли в Ленинскую комнату, где висел большущий стенд «Мы носим его имя» - с биографией Гагарина. Был там и снимок, где он - в железнодорожной форме. Ясинский не удержался: «Юрий Алексеевич, а я ведь тоже такую форму носил!» «Где?» «В Первом московском индустриально-педагогическом техникуме трудовых резервов» - отвечаю. Гагарин удивился: «Надо же! Я тоже туда поступал - меня не приняли.
В Раменском ремесленном училище я получил специальность «помощник сталевара», а в техникуме тогда было два отделения - железнодорожное и механическое. И молодой сталевар там оказался не нужен, не по профилю».

Провожали Гагарина тогда всей компанией почти до Перевального. И ехать пришлось через аэропорт: нужно было посадить на самолёт Любовь Шевцову из Укрсовпрофа, которая из-за этой встречи опоздала на свой рейс в Киев. Юрий Алексеевич пошёл к начальнику аэропорта: «Пожалуйста, помогите: женщина опоздала на свой рейс!». Тот отвечает: «Иди покупай билет». Только услышал: «Я - Гагарин!» - куда и спесь делась. Начальник подлетел чуть ли не под потолок, тут же о билетах забыл: сам Гагарин у него в кабинете! Когда Шевцова села в самолёт, компания заторопилась: «Ладно, поехали!» Но гость был непреклонен: «Нет! Пока самолёт не поднимется в воздух, никто из нас не покинет аэропорт».

Он очень доволен остался той встречей. И дружба продолжилась - и с городом, и с его жителями. И лично с Владимиром Францевичем.

Татьяна ДУГИЛЬ.