Реформуй - не реформуй...

12 Апрель 2011 636

На прошлой неделе у Украины случился очередной интеграционный «облом»: Евросоюз вновь отказал ей в перспективе членства. Для украинских властей это, пожалуй, послужило сигналом к медленному, но уверенному сворачиванию так рьяно рекламируемых ранее экономических реформ.

Недолго музыка играла

«Для достижения высоких политических целей Украина и её друзья должны завоевать сердца и умы европейцев», - столь многообещающе заявлял еврокомиссар по расширению и политике соседства ЕС Штефан Фюле ещё в начале декабря прошлого года. Тогда же он заверил, что «лучшим поощрением» дальнейшего углубления отношений с Евросоюзом для Украины могут стать широкомасштабные реформы.

Прошло всего четыре месяца, и тональность Европарламента изменилась: «поощрять» Украину он уже не намерен. В четверг, принимая резолюцию о Восточном измерении европейской политики соседства, он отказался дать Украине надежду на то, что, испив до дна горькую чашу реформ, она в качестве приза получит «пончик» - станет членом ЕС.

Уже на следующий день министр иностранных дел Украины Константин Грищенко поспешил заверить, что обязательства перед ЕС мы готовы выполнять и без всяких мотиваций. К тому же у нас этих обязательств - хоть ложкой ешь: и соглашение об ассоциации, и вхождение в Зону свободной торговли, и интеграция в европейский энергорынок, и визовая либерализация - во всём этом Евросоюз пока не то чтобы отказывает, но упорно тянет резину. «Масштаб обязательств в рамках этих процессов сопоставим с обязательствами стран-кандидатов при вступлении в ЕС. Однако мы готовы выполнять их, не имея чёткой европейской перспективы», - заявил Грищенко.

Не очень и хотелось

А теперь попробуем отделить мух от котлет. Вместо политического решения о членстве в ЕС Украина вновь получила лишь надежду на «европейскую перспективу» - как говорится, почувствуйте разницу. Но главное, войти в Евросоюз наша страна не сможет, даже если власти реформируют в ней всё, что шевелится, и даже больше. Возникает резонный вопрос: зачем тогда вообще вся эта суета с реформами? К тому же и деньги МВФ, которые под эти реформы можно получить, нам уже не очень и нужны.

Судя по всему, тот же вопрос мучительно пульсирует и в сознании украинских чиновников. Ведь время для экономических революций сейчас явно неподходящее. В стране вновь растёт инфляция - в марте она составила 1,4%, что в полтора раза выше, чем в феврале, и максимум - за последние полгода. Главным её двигателем стали цены на продукты питания и горючее, которые дорожают во всём мире. Если же в этой ситуации повысить цены на газ для населения, на чём настаивает МВФ, к акциям протеста «упрощенцев» и учителей примкнёт коммунальный майдан, причём не только в Киеве. Не добавляют позитива и перспективы пенсионной, жилищной, судебной, земельной и административной реформ, а также необходимость решительной борьбы с коррупцией - одним из главных условий членства в ЕС.

Хотя в четверг Верховный Совет Украины принял, наконец, антикоррупционный закон, эксперты уверены, что эта законодательная инициатива и конкретные действия по её реализации - «две большие разницы». «Главная причина коррупции - это сращивание бизнеса и власти. Безусловно, такие законы нужны, однако пока власть и бизнес будут сращены, ситуация в стране в корне не изменится», - считает политолог Владимир Никитин.

Всё более призрачными становятся и перспективы пенсионной реформы. МВФ настаивал, чтобы она официально стартовала не позднее марта, но у украинского парламента - своя точка зрения. Через три месяца после решительного старта её всенародного обсуждения, сопровождаемого регулярными призывами премьер-министра Украины Сергея Тигипко перейти от слов к делу, в прошлый вторник народные избранники по инициативе президента Виктора Януковича дали задание Кабмину доработать законопроект. Как сообщил в четверг представитель президента в Верховном Совете Украины Юрий Мирошниченко, принят он должен быть не в ближайшей перспективе, а до конца года.

О том, что и судебная, и административная реформы не вполне удались, заявил вчера министр юстиции Украины Александр Лавринович. По его мнению, результаты первой можно будет увидеть лишь через несколько лет. Вторая тоже закончится не скоро, так как следующим её шагом будет сокращение в местных органах власти, а это - «чрезвычайно большой объём работы». Собственно, и первый этап - оптимизация в высших эшелонах власти - успеха не принёс. Как считают аналитики, численность чиновников здесь не столько сокращается, сколько растёт благодаря созданию новых структур.

«Козья морда» для МВФ

Не спешат украинские власти выполнять и требования МВФ о повышении цен на энергоносители, чтобы сбалансировать бюджет «Нефтегаза». Пока его финансовое положение их не очень волнует: в начале месяца газовый монополист успешно расплатился за поставки российского газа в марте, заняв в «Ощадбанке» около миллиарда гривен. К тому же платёжный баланс и финансирование дефицита бюджета в текущем году и так складываются без кредитной поддержки МВФ, так что отказ от программы не разбалансирует украинскую экономику.

Да и желающих дать нашей стране в долг сейчас - пруд пруди, и разрыв с МВФ вряд ли усложнит доступ Украины к иностранному капиталу. Кстати, несмотря на жалобы премьер-министра Николая Азарова на то, что правительству приходится расплачиваться за долги предшественников, Кабинет министров успешно пользуется нынешней конъюнктурой: в феврале, как сообщило Министерство финансов Украины, госдолг страны вырос до 445,7 миллиарда гривен, или 56,2 миллиарда долларов, увеличившись только за два месяца на 13,5 миллиарда гривен. Эксперты МВФ прогнозируют, что государственный долг Украины в 2011 г. увеличится до 42,4% ВВП.

Между тем, у государства пока хватает денег, чтобы платить по счетам. Проблемы возникнут лишь в следующем году, когда придётся погашать кредиты МВФ. Но зачем заглядывать так далеко и будить спящих собак? Тем более что главные кредиторы - где-то далеко, а «собаки» - социальные бунты - совсем рядом.

Елена МАНИНА.