Маршрутка в «пакете»

Цены на проезд в транспорте будут разниться

12 Апрель 2011 960
Николай Черевков.
Николай Черевков. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Ещё в марте в симферопольских маршрутках появились объявления, извещающие, что стоимость проезда поднимется с 2 до 3 гривен. При этом эксперты утверждали, что это не предел: стоимость проезда может увеличиться до 5-7 гривен. Перевозчики объясняют необходимость такого повышения ростом цен на горючее и запчасти. Власти Крыма заявляют о готовности искать компромиссные варианты.

Например, путём пакетирования, то есть прикрепления неприбыльных маршрутов к прибыльным. Как могут измениться цены на проезд в маршрутках в ближайшее время? К чему готовиться пассажирам? За разъяснениями мы обратились к председателю Республиканского комитета по транспорту и связи Крыма Николаю ЧЕРЕВКОВУ.

Большая разница

- Цены на топливо, резину, запасные части растут. И в этой ситуации необходимо принимать взвешенные решения, учитывая интересы и пассажиров, и перевозчиков. Сказать перевозчикам, что стоимость проезда будет только 2 гривны и не выше, мы не можем. В том же Севастополе на внутригородских маршрутах она колеблется от 1,5 до 3,5 гривен. Разница в оплате проезда есть и на городских маршрутах в Керчи. Вместе с властью крымской столицы мы пришли к тому, что оплата проезда не должна превышать 3 гривен. Но в любом случае окончательное решение об установлении тарифа на внутригородские перевозки остаётся за Симферопольским горсоветом, - констатировал Николай Черевков.

По его словам, крупные и средние предприятия-перевозчики платят в год от 400 тысяч до миллиона гривен налогов в бюджет, в то время как «единоналожники» - лишь по несколько тысяч гривен. Поэтому в зависимости от понесённых затрат у перевозчиков экономически обоснованная цена на проезд будет разной.

- Но резкое повышение стоимости проезда вызовет недовольство населения, падение пассажиропотока и прибыли. Перевозчики понимают, что устанавливать максимальную цену нельзя, - говорит Николай Черевков.

Для того, чтобы компенсировать разницу в оплате на разных маршрутах, применяется метод пакетирования, когда к прибыльному маршруту «пристёгивается» несколько нерентабельных.

- В Симферополе тоже есть рентабельные и малорентабельные маршруты, и в этой ситуации метод пакетирования был бы вполне применим, - говорит чиновник.

Почём билетик в Ялту?

Ещё одна схема заключается в повышении эффективности управления транспортным потоком.

- Сегодня в Крыму существует более 800 маршрутов. На них работает 186 перевозчиков. Мы предлагаем укрупнение, чтобы их было не более 20-30.
В этом случае будет легче договариваться об уровне цен, - пояснил Черевков.

На сайте Министерства экономического развития и торговли Крыма размещён проект постановления Совмина, в котором предлагается новый базовый тариф в 22 копейки за пассажирокилометр в пригородном и междугородном сообщении (ныне действующий - 18 копеек). Указаны и причины необходимости повышения тарифа. «За последние два года затраты автотранспортных предприятий на перевозку пассажиров выросли в среднем на 57,6%, в том числе ГСМ - на 34,2%, запасные части, ремонт и обслуживание подвижного состава - 78,1%, зарплату - на 75,6%, коммунальные платежи - 42,6%. Доходы от перевозки пассажиров в условиях действующего тарифа не покрывают затрат автопредприятий», - отмечается в документе.

Для пассажиров принятие нового тарифа на междугородные перевозки означает, что на автостанции билет на один и тот же маршрут могут предложить по разной цене.

- Например, билет от Симферополя до Ялты может стоить 20, 25 или 30 гривен. Всё будет зависеть от себестоимости услуг перевозчика. Кроме того, при тарификации проезда должен также учитываться комфорт. Кто-то во время поездки будет предлагать кофе и прохладительные напитки, у кого-то будут работать кондиционеры, телевизоры, предлагаться услуги экскурсоводов. Цена должна соответствовать качеству предоставленной услуги. Это подстегнёт конкуренцию в среде самих перевозчиков, - резюмировал Черевков.

Когда верстался номер

В Симферополе стоимость проезда в маршрутных такси планируется поднять до 2,75 гривны. Об этом сообщил мэр города Виктор Агеев. По его словам, такое решение приняла Постоянная комиссия горсовета по вопросам промышленности, транспорта, связи и ТЭК. Он подчеркнул, что тариф будет изменён после того, как окончательное решение примет исполком горсовета.

Алексей ЕРМОЛИН.