За нами - труба

5 Апрель 2011 753

Между Россией и Украиной зреет новая «газовая» война. Но если в начале третьей декады марта сообщения о нарастании разногласий носили характер очередного обмена «любезностями», то уже в первые дни апреля стало ясно: конфронтация неизбежна.

Подсчитали - прослезились

Ещё 21 марта на заседании совета комитета по экономическим реформам президент Украины Виктор Янукович впервые заявил, что для оздоровления финансовой ситуации НАК «Нефтегаз Украины» не исключает возможность его частичной продажи. Напомним, вернуть компании финансовую стабильность украинские власти пытаются с 2006 года - со времени первой «газовой» войны с Россией, результатом которой стало повышение цен на импортный газ.

С тех пор украинский газовый монополист терпит хронические убытки и пребывает в преддефолтном состоянии. Его чистый убыток в прошлом году составил 21,4 миллиарда гривен. Как стало известно в среду, в 2011 году компания планирует получить 18,9 миллиарда долларов доходов, в то время как её расходы достигнут 20 миллиардов. Чтобы погасить дефицит, ей придётся снова брать в долг у государства и продать ему гособлигаций на 1,1 миллиарда. Кроме того, как напомнил президент, с 1999 года предприятия ЖКХ задолжали «Нефтегазу» 13 миллиардов гривен, из них 4 миллиарда - в этом году.

Сделать компанию бездефицитной уже который год требует и Международный валютный фонд. Для этого следует поднять тарифы на газ до рентабельного уровня, а значит, в несколько раз. Но Кабмин пока умудряется выкручиваться. Очередное повышение с 1 апреля удалось отстрочить на неопределённый срок, к тому же в четверг МВФ согласился с необходимостью более постепенного повышения цен на газ для населения и теплокоммунэнерго: увеличения их не на 50% а на 20%.

Курс - на Запад

По словам Януковича, для финансовой стабилизации НАК необходимо привлечь средства внешних и внутренних инвесторов и создать «прозрачную и эффективную» вертикально интегрированную компанию. Каким образом это будет сделано, пояснил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко. «Принято принципиальное решение, что миноритарная часть акций «Нефтегаза» будет размещена на фондовых биржах. В результате планируем привлечь 5-6 миллиардов долларов, которые пойдут на развитие компании, увеличение добычи газа в стране, модернизацию отечественной газотранспортной системы», - заявил он.

По мнению же украинского миллиардера Дмитрия Фирташа, размещение акций «Нефтегаза» может принести около 20 миллиардов долларов зарубежных инвестиций. «Европейцы будут участвовать в процессе. И тогда наше госпредприятие не будет поглощаться в отличие от предложенного «Газпромом» варианта», - сообщил он.

В эту информационную волну тут же нырнул Азаров и заверил, что после модернизации украинской ГТС она останется в собственности Украины. Но через два дня вице-премьер Украины Сергей Тигипко, наоборот, предложил продать в придачу к акциям «Нефтегаза» и часть украинской трубы. «Сохранить статус ключевого транзитёра Украина сможет, только если оперативно предложит реальную схему акционирования газотранспортной системы с участием европейских энергетических концернов и «Газпрома», - заявил он.

Оппозиция тут же возбудилась. «Президент выглядит меньшим патриотом, чем Азаров, - съязвил член фракции «БЮТ-Батькивщина» Александр Гудыма. - Надо президенту напомнить, что продажа пакета акций, пусть и небольшого, означает продажу украинских подземных газовых хранилищ».

Но процесс уже пошёл. В позапрошлую пятницу НКРЭ опубликовала на своём сайте проект нового порядка доступа к украинской ГТС. Согласно документу к её мощностям могут получить доступ все участники рынка. Как сообщил газете «Коммерсант - Украина» источник в ведомстве, «главная цель документа - лишить «Газпром» монополии по транспортировке газа через территорию Украины».

Война неизбежна?

Разумеется, Россия нам этого не спустит, тем более что с весны прошлого года Кремль настоятельно советует Киеву объединить активы своих газовых монополистов, что, как считают эксперты, приведёт к поглощению «Нефгегаза» «Газпромом». РФ не теряет надежды получить контроль и над нашими ГТС и газохранилищами. И преследует при этом не столько геополитические, сколько финансовые интересы.

По официальным данным, в 2010 году чистая прибыль «Газпрома» сократилась на 42%. Но в марте ситуация изменилась. По оценке «ВТБ-Капитал», из-за событий в Японии и Ливии продажи «Газпрома» в нынешнем году могут возрасти на 3-5% при условии, что поставки газа в Европу и Японию увеличатся на 10-15 миллиардов кубометров. Сделать это Россия собирается без Украины.
22 марта премьер-министр РФ Владимир Путин посетил с официальными визитами Словению и Сербию, чтобы договориться об участии этих стран в проекте «Южный поток». В пятницу, 1 апреля, австрийская компания OMV также заявила о намерении сотрудничать с «Газпромом» в строительстве последнего отрезка этого газопровода.

И Украина поняла, что дальше отступать некуда. В пятницу министр энергетики Юрий Бойко сделал заявление, которое ранее не мог себе позволить ни один высокопоставленный украинский чиновник: «Нам это (строительство «Южного потока». - Ред.) однозначно невыгодно, позиция нашего президента достаточно жёсткая. Я сам присутствовал в то время, как он её высказывал в общении с руководством России, о том, что этот проект противоречит нашим национальным интересам. Попросту говоря, он отбирает газ из нашей трубы».

Министр сообщил, что ему удалось договориться с международными финансовыми структурами о модернизации ГТС. «Первый стык будет сварен в середине июня. Сюда специально приезжает еврокомиссар по энергетике, и в его присутствии мы начинаем модернизацию газопровода «Уренгой - Помары - Ужгород», - заявил он.

О жёсткой газовой конфронтации Украины свидетельствует и предложение вице-премьера Украины Андрея Клюева туркменскому президенту Гурбангулы Бердымухамедову о партнёрстве в проекте, связанном со строительством газопровода Nabucco. Напомним, цель проекта - снабжение Европы среднеазиатским газом в обход России.

Большинство экспертов полагает, что это приведёт к новой «газовой» войне между Москвой и Киевом. Впрочем, есть и другое мнение. «НАК набрал долгов у российских банков на сумму, превышающую три миллиарда долларов. Поэтому Россия спокойно выставит долговые обязательства и заберёт эти деньги акциями «Нефтегаза», - заявил неделю назад оппозиционный депутат Гудыма.

Елена МАНИНА.