Променад по Пушкинской

3 Апрель 2011 869
Центральную часть города украшают не только дома, но и люди...
Центральную часть города украшают не только дома, но и люди... Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Не знаю, как у вас, а у меня переход на «летнее время» обычно ассоциируется с окончанием зимней «спячки». Впрочем, это слово в кавычки брать необязательно - с наступлением холодов всегда чувствую себя, как сомнамбула. То ли дело - весна: в душе будто открывается форточка, и сквозняк перемен бодро выдувает из неё вялую сонливость, а заодно и хандру. В пятках нарастает зуд авантюризма, а тяга к перемене мест всё навязчивее сосёт под ложечкой.

Но погода пока «невыездная», море холодное, горы хмурые, прибрежные города готовятся к курортному «чёсу», напоминая дом, где генеральная уборка находится в стадии «всё кверху дном». Но, может, и не нужно никуда рваться, а поступить «сугубо перпендикулярно»? Нет, не в смысле - плюхнуться на диван с книгой или с наушниками вкупе с плейером. Как там у известного барда: «Налетела грусть. Ну что ж, пойду пройдусь». И в самом деле пойду! Например, «распечатаю» новый туристический маршрут по Симферополю.

Как, вы о таком не знаете? Рассказываю: в нашем городе есть шесть туристических маршрутов. Автобусно-пешеходная экскурсия «Немеркнущая слава героям» посвящена Великой Отечественной. «Симферополь исторический» - это когда вас возят по всем существующим в Симферополе местам «давно минувших дней». «Город поздних скифов», понятно, это - Неаполь Скифский, ему республиканские власти, кстати, собираются присвоить статус заповедника.

«Екатерининский путь» проходит в местах, где побывала или останавливалась великая императрица, заехав на денёк в будущую столицу Таврической губернии. А если точечные визиты в прошлое вас не устраивают, пожалуйста, садитесь в экскурсионный автобус и отправляйтесь в обзорный вояж по Симферополю. В «одном флаконе» вам покажут и Привокзальную площадь, и закладной камень на месте будущего памятника Екатерине Второй в городском саду, и фонтан греческого купца Савопуло - там же.

Но ближе к делу. Сегодня мы отправимся открывать прошлое не конкретных зданий или памятных мест, а целой улицы. Симферопольцы её прекрасно знают, большинство бывает здесь минимум раз в неделю. Но, торопливо пробегая мимо привычных фасадов, не задумываются, сколько тайн и легенд за ними хранится.

Собственная гордость

«У москвичей - Арбат. У питерцев - Невский и Аничков мост, и многое, многое... У нас - всех любящая улица Пушкинская. Пушкинская помнит и государя, и великих князей. Помнит и великое нашествие, и топот иноземных сапог, и казнённых граждан на деревьях своих... Пушкинская - это центр событий, нерв и добрая душа города», - когда-то крымский писатель Борис Цытович читал мне эти строки ещё в рукописи будущей книги «Город моей мечты».

И рассуждал о том, что начинается улица с трубы на городской бане, которая торчит, «как фаллос», символом начала всех начал. А заканчивается городским кладбищем, значит, протекает по ней вся наша жизнь. Потом этими мыслями автора поделился с читателями один из героев книги - сторож с бюстгалтерной фабрики Зефф Карлович.

Итак, Пушкинская - именно так упрямо называют симферопольцы улицу Пушкина. Вот она, живописная труба. Саму баню, полуразвалившуюся, ободранную, удачно скрывает здание бывшей женской консультации - тоже символа торжества жизни. Сейчас здесь торжествует политика: особняк года два назад передали представительству президента в Крыму. Памятник святителю Луке перед фасадом красноречиво стоит к учреждению спиной и осеняет крестным знамением перспективу прямой, как стрела, улицы.

Цены - умеренные

Пойдём и мы в направлении его жеста. Дом с номером «1» - подростковая поликлиника, рядом - Крымская филармония. До революции здесь размещалась городская Дума, после - городской Совет. Напротив поликлиники - жилой дом, такие постройки в народе называют «сталинками». На этом месте до советской власти красовалась одна из самых престижных гостиниц - «Санкт-Петербург».

О семье её хозяина Франца Николаевича Шнайдера - известных в Крыму строительных подрядчиков - нужно рассказать особо. В конце XIX века братья Шнайдеры считали Пушкинскую чуть не вотчиной и заполонили её своими строениями. Через квартал от «Санкт-Петербурга» сын Франца Николаевича построил трёхэтажную гостиницу «Метрополь» - сейчас это Дом офицеров. Как сообщала реклама тех лет, обстановка в ней была «безукоризненная, в номерах электрическое освещение, водяное отопление, умывальники с горячей и холодной водой, первоклассный ресторан и образцовая кухня». Ну чем не современные апартаменты! Читаем дальше: «Цены на всё умеренныя: номера от 2 рублей до 3 рублей 50 копеек в сутки». Нет, кажется, с временными параллелями мы погорячились....

Построили Шнайдеры и доходные дома и магазины, в которых сегодня расположены знаменитая «чёрная» аптека и парикмахерская. Сам Шнайдер-старший жил в доме напротив нынешнего «Центра здоровья», его отпрыск - в особняке, где теперь располагается Дворец бракосочетаний.

«Крест» зажигает

Но не будем спешить, ведь мы прогуливаемся по Пушкинской «с чувством, с толком, с расстановкой». Вернее, с очередной остановкой. Знаменитый «крест» - пересечение Пушкинской и Карла Маркса. Если встать в центре перекрёстка лицом к кладбищу...... нет, давайте лучше встанем лицом к трубе. Готовы? Тогда смотрите: справа - серое здание, смахивающее на готическое. Это - бывший магазин «Крымконсервпрома». По диагонали - дом купца Семерджиева, помните, ещё лет десять назад здесь был магазин «Сувениры»? В позапрошлом веке семейство купца занимало второй и третий этажи, на первом находились торговые лавки.

Через дорогу - неказистое одноэтажное здание со срезанным углом. Какие здесь когда-то продавали вкусные пирожные! А до 60-х прошлого века здесь размещался городской «Универмаг», пока его не перевели в специально построенное здание на проспекте Кирова.

А теперь присядем на одну из скамеек, вольготно расположившихся по центру дороги. Ой, на этой деревянное сиденье просто с корнем вырвано. Ну что ж, пойдём к другой, поближе к «Семерджиевской фотографии». Это ателье существует уже более ста лет, и начихать ему и на революции, и на кризисы, и на всяческие переделы собственности.

Днём на «кресте» ничего особенного не происходит, но к вечеру здесь собирается молодёжь, чтобы просто потусоваться, попить пива и послушать музыку. Но чаще ребята развлекаются тем, что горланят песни и сшибают у прохожих мелочь на то же пиво.

Раскрой глаза!

Отдохнули? Тогда двигаем дальше - на угол улицы Горького. А вот, как говорится, и первоисточник - памятник великому поэту. Александр Сергеевич заезжал в Симферополь осенью 1820 года, несколько дней гостил в доме губернатора на нынешней улице Ленина. В 100-летнюю годовщину его рождения бывшая Приютнинская и стала называться Пушкинской.

Охраняет статуя поэта вход в Русский театр, бывший Дворянский, построенный в 1911 году. Пожалуй, каждый симферопольский школьник знает, что на его подмостках в молодости выступала великая Фаина Раневская.

А вот и загс. Здесь, как обычно в выходные, не только не проехать, но и не пройти. Свадьба! Из аккуратненького домика с колоннами выходят ошалевшие от счастья молодожёны. Ой, какое платье у невесты заковыристое, а воланчики какие замысловатые! Но девчушка симпатичная и лёгонькая, как воланчик от бадминтона, извиняюсь за каламбур. Вот сейчас жених посадит её на ладонь, дунет, и полетит его вторая половинка, как бабочка - крылышками бяк-бяк-бяк-бяк! А вот и воробушек прыг-прыг-прыг-прыг. Может, это к теплу?

Ну ладно, хватит глазеть на чужое счастье. Как говорит подруга, зависть - плохое чувство. Возвращаемся в Симферополь позапрошлого века.

На пересечении с улицей Гоголя стоит двухэтажное здание с полукруглыми окнами - сейчас Этнографический музей, когда-то - первый в Симферополе приют для девочек графини Амалии Адлерберг. В 1840 году она купила этот дом, вернее, то, что находилось на его месте, у друга Пушкина генерал-майора Николая Раевского. В приюте жили девочки от 3-х до 16 лет, их обучали закону Божиему, географии, русскому языку и арифметике.

...Ещё в 80-е по центру Пушкинской, там, где сейчас стоят облезлые скамейки, были разбиты клумбы. И мимо них чинно прогуливались горожане, совершая вечерний променад. А когда не спешишь, есть время оглядеться по сторонам и увидеть то, чего не замечаешь за ежедневной суетой.
И главное, почувствовать пульс бесконечного времени - в лепнине фасадов, рельефах фронтонов, надписях на аттиках.

А ещё, если очень захотеть, можно увидеть подёрнутые дымкой силуэты, неспешно движущиеся по камням давно исчезнувшей брусчатки. Грациозно колышутся невесомые кринолины, кокетливые шляпки покрыты мерцающей вуалью, элегантные зонтики чуть слышно отбивают шаг - тук-тук-тук. И сдержанно кланяются дамам кавалеры, и гарцуют на лошадях офицеры, и утопает город в сиянии тёплого дня.
А за окнами домов, как и сейчас, течёт неповторимая жизнь - жизнь улицы с величественным названием, неподвластным времени - Пушкинская.

Елена МАНИНА.