Керченская итальянка

3 Апрель 2011 1603
Галина Сколярино.
Галина Сколярино. Фото автора.

Современные итальянцы Крыма - это потомки выходцев из Италии, которые попали в Крым в конце XVIII века, после окончания Русско-турецкой войны. Русское правительство пригласило в Крым итальянцев, занимающихся садоводством и виноградарством, большой интерес был и к людям морских профессий. До сороковых годов девятнадцатого века в Керчи находился специальный сардинский вице-консул. Поскольку итальянская колония была достаточно велика, уже в двадцатом веке в городе даже действовали итальянская начальная школа и клуб, содержавшийся на средства итальянского колхоза «Сакко и Ванцетти».

В январе-феврале 1942 года итальянское население было полностью выселено из Керчи и перемещено в Северный Казахстан. В 1953-1954 годах переселенцам разрешили вернуться на полуостров. Сегодня Ассоциация итальянцев Крыма насчитывает около двухсот человек. Керченский регион является единственным местом их компактного проживания на территории не только Крыма, но и Украины.

Истоки. Итальянская семья

Предки Галины Евгеньевны Сколярино попали в Крым после Русско-турецкой войны. Один прадедушка по материнской линии, Доминик Порчелли, был судовладельцем и с семьёй приплыл из Апулии (район в Италии) в Крым на собственном корабле «Святая Мария». Другой прадед, Доминик Коланджелло, тоже был капитаном. В семействе же Сколярино все были садоводами. Итальянские семьи большие, в семействе Сколярино - десять детей. Приехав в Крым, сразу стали строиться. В царской России итальянцам жилось хорошо. Граница была открыта, при желании можно было съездить на родину, многие дети учились в Италии, молодые мужчины служили в итальянской армии, но после службы и учёбы, как правило, все возвращались назад, в Крым.

В итальянской семье действуют свои законы. Основной из них - уважение и почитание старших в клане. «До сих пор все праздники отмечаем у самого старшего в семье. Моей маме, Ипполите Винченцевне, 86 лет. Когда кто-то приезжает в гости к любому из родственников, обязательно первым посещает старейшего», - объясняет Галина Евгеньевна. Второй не менее важный закон - любовь и внимание к детям. Каким бы ребёнок ни был, от итальянской мамы ни одного дурного слова о чаде не услышишь: если нечем хвастаться - смолчит, есть чем - обязательно расскажет об успехах ребёнка.

Галина Евгеньевна ещё помнит заставленный баночками подоконник в бабушкином доме. Всю неделю бабушка потихоньку наполняла эти баночки конфетами, орешками, обязательно всё делилось на все баночки поровну - каждому внуку.

В домах всё - скатерти, постельное бельё, полотенца - было белое, украшенное итальянскими кружевами, которые хозяйки плели вручную . Между прочим, кружевом с самой давней историей и с самыми древними традициями считается итальянское, а самым известным - венецианское. Разумеется, с его возникновением связана романтическая история. По легенде, некий итальянский моряк, вернувшись из дальнего плавания, подарил своей верной возлюбленной привезённую издалека экзотическую морскую водоросль, которую моряки называли «кружевом русалочки». Когда любимый вновь отправился в далёкие края, его подруга, чтобы скоротать время в ожидании, начала плести кружева, взяв за образец переплетения нитей подарок рыбака.

Венецианское кружево стало столь знаменитым, что эскизы для его узоров не гнушались рисовать великие итальянские художники. А для их воплощения ремесленники придумывали всё новые виды плетения.

В детстве Галочка любила семейные праздники. Их было много. Обязательно накрывался большой стол. Девочка любила страшнаты (ракушечки из теста) со штуфатом (особая томатная подлива, над которой или бабушка, или мама буквально колдовали весь день). Галя каждый год с нетерпением ждала Рождество, ведь будет её любимое лакомство - картыдаты, хрустящий хворост в виде роз, залитый мёдом. А ещё девочка любила праздники, потому что было очень весело. Папа играл на гитаре, аккордеоне. В семье все любили петь, особой популярностью пользовалась шутливая песня о Марьяниной любви. А как азартно танцевали тарантеллу! И она выучила этот стремительный танец.

Тарантелла, любимый народный танец южных итальянцев, известен с XV века. Между прочим, одна из легенд гласит, что возник он благодаря поверью, что после укуса паука тарантула нужно как можно быстрее убить «обидчика» и как можно дольше танцевать на его останках. По другой легенде, при помощи танца лечили любое безумие. Даже были бродячие оркестры, призванные выполнять столь важную миссию. Но уже с XVIII века тарантелла - просто народный танец итальянцев, экспрессивный и зажигательный.

Изгои. Странствия

Об этом печальном событии всегда в семье говорили на пониженных тонах. Столько раз ещё девочкой Галина слышала рассказ о том, как в холодный январский вечер 1942 года ворвались трое военных, приказали срочно собираться. Женщины в спешке под пристальными чужими взглядами и дулами автоматов хватали какие-то вещи, брали только то, что смогли унести. А потом - катер, который доставил в Новороссийск, затем - погрузка в вагоны-теплушки, что забивались до отказа. Случалось, что не было места в вагоне, и часть семьи сажали в другой. До Северного Казахстана добирались полуголодные больше двух месяцев, под грозные окрики конвоя, не зная и не ведая, в чём их вина.

На территории Казахстана на каждой станции отцепляли определённое количество вагонов, вот и получалось, что часть семьи оказывалась в одном населённом пункте, часть - в другом. Жилья не было, распределяли по дворам и селили кого в сарай, кого в предбанник. Местное население встречало без особой радости. От такого потрясения и ужасной дороги дед Винченцо Коланджелло, капитан дальнего плавания, бывший начальник Новороссийского порта, заболел и умер.

Семья Сколярино в изгнании страстно желала вернуться в Крым. В 1953 году отец поехал на разведку, кто-то «стукнул», и отцу принесли предписание в 24 часа покинуть Керчь. По возвращении он написал письмо Ворошилову: первый раз «хвастался», рассказал о том, что с первого дня войны был на фронте, о своих ранениях, наградах (10 орденов и медалей), полученных в Великую Отечественную войну. Прямо на письме Ворошилов поставил резолюцию о разрешении прописаться в Керчи, это и помогло. Родители на радостях вернулись на свою родину. Хотя вскоре и соответствующие правительственные указы вышли, но на местах ещё долго боялись прописывать «изгоев».

Прошло много лет, но у мамы Галины Евгеньевны до сих пор сохранился страх перед депортацией. «Что характерно, я никогда не слышала ругательств и проклятий из уст родителей в сторону власти. Депортация воспринималась как ужасное недоразумение, вызывающее чувство скорби и печали. Это, я думаю, присуще всем итальянцам, беззлобным и добрым людям», - говорит Галина Сколярино.

После возвращения семьи в Керчь родилась Галина. Родители хотели дать ей красивое итальянское имя Грациелла, но потом решили не осложнять жизнь девочке. Вот и живёт сейчас самая настоящая итальянка с русским именем. Хотя в документах весь клан «по-честному» записан итальянцами. И язык в семье передавался из поколения в поколение. Правда, когда уже в 90-е годы стали приезжать гости «оттуда», выяснилось, что язык, на котором общался клан, был диалектом итальянского и очень отличается от литературного. И на одной из официальных встреч, когда Сколярино уже возглавляла Ассоциацию итальянцев Крыма, Галина Евгеньевна решила блеснуть, вспомнила песню из детства, которой её научила Ольга Фэрри, друг семьи. С ней Сколярино познакомились в Северном Казахстане. Коммунистка бежала перед войной из Италии, Советский Союз предоставил убежище, но спустя несколько лет её всё же депортировали, как итальянку. Так вот, Ольга Фэрри в один из своих приездов в гости научила маленькую Галочку настоящей песне о «бандеро россо». Галина Евгеньевна и напела песню большим гостям. Почему-то итальянцы стушевались, а переводчица потом пояснила, что это песня итальянских коммунистов о красном знамени.

«На протяжении всей жизни меня за кого только не принимали! Когда-то в Грузии один мужчина на весь автобус возмущался: как это грузинка не знает родного языка. Мне же неудобно было вступать с ним в пререкания, а так хотелось сказать, что я - итальянка», - улыбается Галина Евгеньевна.

В этом году женщина хочет исполнить свою давнишнюю мечту - побывать на исторической родине. Наверное, это удивительное ощущение, когда сравниваешь то, что в тебя заложили родители, свой язык с неким эталоном. Очень многое может не совпасть, ведь Галина Евгеньевна Сколярино - крымская итальянка.

Татьяна МАКСИМОВА.