И вновь мы в храме Мельпомены

3 Апрель 2011 955

А открыла туда дверь в очередной раз руководитель литературно-драматической части Академического русского драматического театра им. М. Горького заслуженный работник культуры Украины, заслуженный деятель культуры Крыма, лауреат премии им. Г. Апитина Крымского отделения Национального союза театральных деятелей Людмила Касьяненко, написавшая вторую книгу «Храм Мельпомены».

В первой автор рассказала о великих русских, украинских, зарубежных актёрах, игравших на сцене старейшего театра, и получила за это Премию АРК. Читатели с нетерпением ждали обещанного продолжения. И вот состоялась презентация второй книги, в которой Людмила Григорьевна делится своими исследованиями истории постановок русской и мировой классики в разные периоды - от середины XIX века до наших дней.

- Идея этой книги возникла, как это часто бывает, неожиданно, - поделилась автор. - Сначала хотела просто продолжить рассказ о талантливых актёрах, работавших на сцене нашего театра в 50-80-х годах прошлого века. Углубившись в исследование, поняла, что постановки по таким произведениям мировой классики, как «Ричард III», «Царь Фёдор Иоаннович», «Ревизор», стали знаковыми для творческого коллектива. И у меня появилась мысль проследить историю постановок по пьесам этих и других авторов в разное время - с середины прошлого века до наших дней. Материала для этого достаточно: сохранились документы, рецензии, воспоминания режиссёров и актёров. Да и сама многое помню о том, как делались спектакли, которые много лет успешно шли на нашей сцене.

Каждая статья озаглавлена, не только предельно точно характеризуя каждого драматурга, его произведение и спектакль по нему, но и интригующе, а значит, побуждает непременно прочитать. «Трагикомедия нашей жизни» - о театре Гоголя, «Рыцарь драматургии» - о театре Островского, «Колдовское озеро» - Чехова, «Это и есть исторический балаган...» - Горького, «...Хочу быть понят моей страной...» - Булгакова, «Когда меж тем, что бело иль черно, /Избрать я должен - я не обманусь...» - о постановке пьесы А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович».

Это не дотошное и скрупулёзное исследование, а изящное изложение мыслей, появившихся при общении с режиссёрами и артистами, при перечитывании произведений, знакомых с детства, но в каждую пору жизни раскрывающихся по-новому. Читается не просто легко - с удовольствием от первой до последней строки. А какое удовольствие увидеть в разделе «Иллюстрации» молодые лица нынешних мэтров не только крымской, но теперь уже и столичных сцен - Александра Голобородько и Светланы Шершнёвой, Ларисы Бойко, Дмитрия Рымарева, Натальи Малыгиной. Читаешь о ролях, которые они играли, и слышишь их голоса. Конечно, благодаря сочному образному языку автора книги «Храм Мельпомены-2».

После первой книги автор получила много отзывов. В том числе и от читателей из дальнего зарубежья - из Германии, Сербии, Великобритании, США, Польши, Франции. Кинорежиссёр из Мюнхена Кристиан Херцер написал: «Людмила! Своей книгой ты поднимаешься над обыденностью и помогаешь в этом другим». А народный артист России Александр Галко отметил: «Думаю, вы первая, кто серьёзно занимается историей провинциального театра. Это прекрасно. Спасибо вам!». С этими словами перекликается написанное режиссёром из Лондона Дэвидом Внендтом: «То, что вы пишете историю провинциального театра, это гениально. Какая разница - провинциальный? Столичный? Это история искусства. Пусть я не знаю всех имён, о которых вы пишете, но как художник я преклоняюсь перед ними и перед вами».

Можно ли после таких лестных слов остановиться на уже сделанном? Думаю, нет. Хочется надеяться, что это не последняя книга Людмилы Касьяненко, которую мы возьмём в руки и с удовольствием и пользой для себя прочитаем.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.