«Фотон» почти не виден

3 Апрель 2011 1184
«Фотоны» на жидких кристаллах.
«Фотоны» на жидких кристаллах.

На огромной территории бывшего симферопольского производственного объединения «Фотон» ныне обитает двадцать пять фирм, в том числе крупных. Среди них нелегко отыскать главный корпус завода телевизоров. Лишь со стороны улицы «Крымской правды» на фасаде высотки отчётливо видно его название: «Фотон». Мало чего осталось у этого предприятия от прежних благополучных лет. Ни действующих производственных корпусов, ни детских садов, ни столовых, ни базы отдыха на морском берегу, ни конструкторского бюро.

Без денег и рынок потеряли

Как писал великий Гоголь, хотя и по другому поводу: «Всё взяли басурманы, всё пропало».
В данном случае взяли не бесплатно - купили, но, как уверяют знающие люди, за бесценок, с «откатами», чиновничьей корыстью. Попробуй теперь разберись, сколько добра ушло в карманы чиновников и дельцов от бизнеса. Да и кто будет разбираться?

В течение нескольких десятилетий «Фотон» являлся одним из градообразующих предприятий Симферополя. В объединении трудилось пятнадцать тысяч человек, оно даже опекало футбольную команду «Таврия». После разрухи, наступившей вслед за распадом СССР, на «Фотоне» от былого величия не осталось и следа. В штате предприятия - всего 80 человек, с прошлым его связывают лишь ветераны производства, пришедшие сюда работать 30-40 и даже 50 лет назад, да несколько цехов.

А ещё торговая марка, которая, однако, сейчас не вызывает особого пиетета. И пишется это слово на телевизорах по-английски: «Foton». Помнится, в конце горбачёвской «перестройки» довелось проводить заседание пресс-клуба «Крымской правды», на котором обсуждались проблемы выживания предприятий в условиях рыночной экономики. Принявший участие в заседании генеральный директор «Фотона» Фёдор Шишов сказал тогда, что для объединения эта проблема уже решена: оно создало в важнейших регионах страны сервисные центры, застолбив таким образом крупные рынки сбыта продукции.

Такая политика выглядела серьёзно и основательно, но до поры до времени. И когда начал катастрофически обесцениваться советский рубль, ситуацию уже не могли спасти никакие усилия. Объединение попросту оказалось без оборотных средств. Оно начало, как тогда казалось, временно сокращать выпуск телевизоров и соответственно количество работающих. Многие из них уходили на рынок торговать чем придётся. А тут ещё открылись таможенные границы для ввоза телевизоров из дальнего зарубежья. Они быстро заполонили украинский рынок, уничтожив мощь «Фотона», который успел довести выпуск телевизоров до миллиона штук в год. Кстати, до сих пор они «пашут» в квартирах тысяч жителей на территории некогда великой страны.

На японской матрице

За годы независимости Украина полностью лишилась своей многопрофильной базы по производству комплектации для сборки телевизоров. То, что от неё осталось, впоследствии оказалось невостребованным, ведь отечественная комплектация не выдержала конкуренции с китайской, которая помимо прочего значительно дешевле. Сейчас полторы сотни плоских телевизоров, ежемесячно производимых на «Фотоне», имеют японскую матрицу и китайскую «начинку». Покупателям продукции симферопольского предприятия это обстоятельство, скорее, сулит преимущества. Во всяком случае испытания показывают, что телевизоры «Foton» ничем не уступают изделиям ведущих мировых производителей этой продукции, причём они гораздо дешевле.

Завод прочно удерживает свою небольшую нишу на рынке телевизоров, работает прибыльно, своевременно выплачивает персоналу зарплату. Её уровень - выше среднего по Крыму. Производственные и бытовые помещения выглядят ухоженными и уютными, со свежими следами евроремонта. А кое-где сохранился блеск ещё советского периода, например, в цехе, где прежде выпускалась продукция военного назначения, в том числе изделия для аэрофотосъёмки.

Здесь над входной дверью висят электронные часы на ходу советского производства. Но не видно движущихся конвейеров, как бывало прежде. В цехе - лишь пара десятков готовых телевизоров да ящики с комплектацией.

За гривну, глядишь, и купят

Завод давно носит статус открытого акционерного общества, он является государственной собственностью. Продать бы его инвесторам, да не находятся желающие приобрести эту собственность, а вкладывать деньги в государственную структуру не хотят. Производственные мощности, может быть, и пригодились бы дальновидным бизнесменам, но мешает балласт в виде недостроенного производственного корпуса. Его содержание требует немалых денег, и налог за эту махину надо платить.

Какова перспектива у этого акционерного общества? Председатель правления Виталий Мусийчук полагает, что она прояснится, когда государство определит судьбу своей собственности. Пусть отдаст хорошим людям хоть за гривну при условии, что новые хозяева не сократят количество работающих.

В наших следующих публикациях мы расскажем и о других крымских предприятиях, сумевших пережить не один кризис. Вспомним и о тех, которые во времена Союза были гордостью всей страны, но не сумели избежать развала.

Иван ДЬЯКОВ.

Фото автора.