Жэк-«потрошитель», или Как реформировать отрасль

30 Март 2011 1602
Азиз Абдуллаев.
Азиз Абдуллаев. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

В последнее время гражданам нашей страны есть о чём тревожиться. Но если проблемы, связанные с принятием нового Налогового кодекса, касаются лишь предпринимателей, а перспективы пенсионной реформы омрачают пока жизнь только тех, кто собирается или уже вышел на заслуженный отдых, то нововведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства затрагивают интересы практически всех жителей Украины. С середины апреля согласно обязательствам правительства перед МВФ цены на газ для населения должны вырасти как минимум на 20%. Поднимут украинские власти и тарифы на теплоснабжение, по прогнозам, на 26%. Понятно, что следом рванёт вверх стоимость и других жилищно-коммунальных услуг. Но это - лишь вершина айсберга коммунальных проблем, обсудить которые в редакцию «Крымской правды» пришёл заместитель председателя Совета министров Крыма Азиз АБДУЛЛАЕВ.

ОСМД: европейский подход?

- Для решения проблем жилищно-коммунального сектора, в первую очередь ремонта жилья, благоустройства территории необходимы солидные денежные средства. Однако госбюджет не резиновый, а жэки к 2015 году украинские власти собираются упразднить. Что предлагается взамен?

- Государство из года в год ставит перед нами задачу сделать сферу ЖКХ самоокупаемой. Но сегодня, например, в Симферополе работает не более 5-6% самоокупаемых жэков. Вместе с тем почти 90% квартир в Крыму приватизированы, поэтому возникает вопрос: каким образом работать с бывшей государственной собственностью? Давайте учиться у Европы. Взять на себя содержание подъездов, придомовых территорий, нежилых помещений могут общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

В 2008 году Украина получила законодательную базу для создания таких структур. Сегодня в Крыму их действует 640, или 5,4% жилого фонда. Кроме того, 21 частная организация выполняет функции по обслуживанию жилых домов, обеспечению их комплексом услуг ЖКХ. Мы планируем, что к 2014 году объединениями совладельцев многоквартирных домов будет охвачено 70% жилья.

- Каковы главные преимущества и недостатки такой модели?

- Плюсом является то, что у жилых домов появляется конкретный хозяин. Если в квартире, к примеру, протекает труба или сгорела проводка, мы обращаемся в жэк. Но на деле всё обычно заканчивается тем, что приходится самим находить слесаря или электрика и платить ещё и им за работу столько, сколько запросят.

В случае с ОСМД таких проблем не возникнет. В Крыму из 45 получателей газа от ДП «Газ Украины» 32 являются тепловырабатывающими предприятиями. Остальные - ОСМД, которые сами обеспечивают себя теплом. Так вот у них уровень оплаты за полученное тепло - 100%, а у предприятий - 50-60%.

Но есть и минусы. Например, те же «хрущёвки», подлежащие сносу или требующие капитального ремонта. ОСМД сами не могут осилить такой объём работ. Но в госпрограмме реформирования жилищно-коммунального хозяйства такие средства предусмотрены лишь для вновь создаваемых ОСМД. Поэтому деньги приходится искать в республиканском бюджете, а это не всегда получается.

В 2007 году на ремонт домов по заявкам ОСМД из госбюджета было выделено 9 миллионов гривен, в 2010-м - почти 6 миллионов. Сегодня просим у Киева уже 78 миллионов. Деньги пойдут на ремонт кровель, подъездов и установку счётчиков.

- Понятно, что у государства не хватит денег на то, чтобы обеспечить финансирование капитальных ремонтов всех ОСМД страны. Но почему бы Совмину, скажем, не принять республиканскую программу погашения ставок по кредитам таких обществ?

- Действительно, в Крыму действуют программы финансовой поддержки промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса. Возможно, следует подумать и о программе поддержки ОСМД.

- В каком из регионов Крыма они создаются наиболее активно?

- В прошлом году наибольшую активность проявила Ялта, где создано 280 обществ. Они первыми в автономии подняли вопрос о передаче в собственность ОСМД подъездов и придомовых территорий.

- Потому-то в Ялте и создают ОСМД, что власти не препятствуют землеотводам. А в Симферополе пока ни одному обществу этого сделать не удалось.

- Да, это большая проблема и не только в Симферополе, ведь местные Советы лишаются права распоряжаться землёй, переданной в управление ОСМД. Понятно, что это не в их интересах.

Гласностью по монополистам

- После того, как тарифы на услуги ЖКХ отпустили «на волю» и их утверждением начали заниматься местные власти, расценки разнятся и весьма существенно. Есть ли ограничители для роста тарифов или повышать их можно бесконечно и бесконтрольно?

- Существует структурная градация для ограничения тарифов. Поставщикам, чьи котельные способны производить более 20 Г/кал тепла, тарифы утверждает Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ). В Крыму это предприятия «Крымтеплокоммунэнерго» и «Крымтеплоснабжение» - монополисты, деятельность которых контролирует государство. Если утверждённый НКРЭ тариф ниже затрат, понесённых тепловырабатывающим предприятием, эта разница компенсируется из госбюджета. Существует градация и в водоснабжении. В городах с населением более 100 тысяч человек поставщики воды получают разрешение на тариф в НКРЭ.

Остальными поставщиками услуг по закону о местном самоуправлении занимаются местные Советы. В итоге и возникает разница до 20-30% в тарифах в разных населённых пунктах. Поставщик обязан предоставить калькуляцию себестоимости производимых услуг на проверку в Госинспекцию по контролю над ценами, она и даёт своё заключение об экономической целесообразности. Недавно о том, что в регионах страны необоснованно завышены цены на коммунальные услуги, заявил президент Виктор Янукович. Делается это за счёт неправдивых данных об износе сетей, ставках аренды и так далее.

При этом коммунальщики заявляют, что не могут модернизировать отрасль, так как действующие тарифы не покрывают себестоимости предоставляемых услуг, и требуют их повышения, независимо от динамики цен на энергоносители. Но в реальности для того, чтобы иметь возможность оплачивать качественные коммунальные услуги, заработная плата граждан Украины должна быть не менее 6-7 тысяч гривен в месяц. У нас пока этого нет. Поэтому спасение - в создании ОСМД.

- Наших читателей, проживающих в доме на улице Залесской в Симферополе, обслуживает коммунальное предприятие «Комфорт», которое уже четыре месяца не подаёт в квартиры тепло. Жильцы обратились в городскую прокуратуру, однако оттуда пришёл ответ, что «Комфорт» к этому не причастен, обеспечить себя теплом должны сами жильцы. Но самое интересное, что одновременно прокуратура запрещает установку автономного отопления, поскольку есть опасность взрыва дома. Что делать?

- Готовьте обращение в Совмин, мы выедем на место, проведём технический совет. Будем принимать решение по собственнику дома - строительной фирме «Консоль».

- То есть без государственного контроля над частными коммунальными предприятиями не обойтись. Вероятно, такой же контроль требуется и для предприятий, переданных в концессию. Кстати, именно массовым концессионированием водо- и теплоснабжающих компаний, по словам заместителя министра ЖКХ Украины Юрия Хиврича, и собирается заняться профильное ведомство. Готовы ли крымские власти к тому, чтобы «выезжать на место» в каждом случае нарушения закона?

- Сегодня во многих районах Крыма в концессию переданы водопроводные сети, поставщики обязаны обеспечивать водой сёла в течение четырёх лет. Если бы не концессия, с водой в сельской местности были бы огромные проблемы. В сёлах имеются водопроводы, насосы, скважины, но до недавнего времени не хватало рачительного хозяина, который следил бы за их техническим состоянием, устанавливал приборы учёта, своевременно обеспечивал поступление денежных средств от населения. Просто ставя целью использование в отрасли такого механизма, следует отдавать наши сети в руки компаний, которые в состоянии реально изменить ситуацию.

- Конкретный пример в продолжение темы. Жители восьмиподъездного девятиэтажного дома платят в месяц жэку более 25 тысяч гривен. Соответственно в год - 300 тысяч. За эти деньги, скажем, вечно протекающую крышу можно не только отремонтировать, но и покрыть позолотой. Но никто из симферопольцев, да наверняка и жителей других городов Крыма, понятия не имеет, на что идёт их квартплата. А вот Киевская горадминистрация обязала все жэки столицы с 1 февраля предоставлять жильцам полную информацию о расходовании их средств. Почему бы то же не инициировать в Крыму?

- Следить за деятельностью каждого жэка - не функция Совмина. Но мы можем предложить мэру Симферополя заслушать на сессии финансовые отчёты всех городских жэков. Да и депутаты городского Совета могут настоять на том, чтобы открыть эту информацию. В действительности всё зависит от активности населения. Если у людей не возникает вопросов, нет и ответов.

- Когда Антимонопольный комитет проводил в Крыму проверку, он выявлял, например, такие статьи расходов: «Обход коммуникаций с дозором». Такое впечатление, что коммунальное предприятие содержит собственную псарню. Госжилинспекция Украины в свою очередь заявила, что практически все территориальные инспекции выявили нарушения в сфере ЖКХ. В частности по итогам проверок крымской инспекции за девять месяцев прошлого года потребителям возвращено 300 тысяч гривен, начисленных незаконно. Так, может, решать проблему с помощью активности не только депутатов, но и правоохранительных органов?

- Однозначно. Те материалы, которые мы получим в результате отчётов городских жэков, я передам в инспекцию по ценам, а если потребуется - и в прокуратуру.

«Дайте мне справку, что им нужна справка, что вам нужна справка»

- Жэки берут своих клиентов на измор по принципу: вас много, а я - один. Свидетельство тому - письмо нашей симферопольской читательницы. Ей потребовалось переоформить в жэке №2 Железнодорожного района документы. Мало того что пришлось запастись несколькими копиями этих бумаг и за каждую закорючку платить деньги, женщина вынуждена была приходить на приём несколько раз. Получается, как у Райкина: «Дайте мне справку, что им нужна справка, что вам нужна справка». И такая практика существует повсеместно. Есть ли контроль над работой сотрудников коммунальных контор?

- Это действительно очень серьёзный вопрос. Сегодня жэки замыкаются на местные органы власти, и на этом «вертикаль» заканчивается. Уверен, реформирование сферы ЖКХ следует начинать не столько с финансирования, сколько со своего рода административной реформы управленческого аппарата и усиления его ответственности перед потребителями.

- Ещё одно письмо нашего читателя, проживающего в Симферополе на улице КИМ. В конце прошлого года Симферопольское управление водного хозяйства обязало жителей частного сектора вынести водомеры за пределы их подворий. Но, как выяснилось, ссылаются водники на предписание, датированное 2002 годом. Насколько это законно?

- Водоканал не имеет права требовать переноса уже установленных счётчиков. В инструкции, о которой вы говорите, ясно написано, что правило действует лишь для вновь устанавливаемых водомеров. Перенести их могут требовать при ремонте и замене, но не более того.

- Вопрос, который касается всех без исключения: начнётся ли с 20 апреля начисление пени за просрочку коммунальных платежей?

- Обязательно, соответствующий механизм уже разработан.
В первый и второй раз при неуплате потребители будут предупреждены, затем на них будут наложены штрафы, потом последуют иски вплоть до ареста движимого и недвижимого имущества - по усмотрению истца.

- Закон гласит, что начислять пеню можно лишь после того, как в стране будут ликвидированы все долги по зарплатам, пенсиям и другим социальным выплатам. Как известно, только долги по зарплатам на Украине превышают 1,4 миллиарда гривен. Каков их размер в Крыму?

- Сейчас этот долг составляет около 78 миллионов гривен. Причём в последнее время возникли задолженности и в сфере ЖКХ в связи с тем, что коммунальщики не получают деньги за свои услуги в полном объёме и на зарплату средств не всегда хватает.

«Если кто-то кое-где у нас порой...»

- Читатель из Евпатории пишет, что в течение трёх лет городские власти не могут определить исполнителя услуг централизованного теплоснабжения. Сегодня такими исполнителями здесь являются жэки, которые не имеют на это лицензий.

- Не только в Евпатории существует практика, когда тепловырабатывающие предприятия поставляют услуги не напрямую потребителям, а через жэки. Но деньги люди должны платить тепловикам. Этот хитрый треугольник, конечно, нужно ликвидировать. На очередном селекторном совещании с руководством регионов автономии я обязал всех крымских мэров до следующего отопительного сезона исключить всех посредников.

- Исключить посредников - это хорошо. Но у нас есть такие монополисты, как «Крымэнерго», городские водоканалы, «Крымгаз». Без них не обойтись, потому что других нет. Но если вникнуть, они что хотят, то и делают. Например, «Крымэнерго» перевёл потребителей на оплату по квитанциям, которые то не доносят, то они теряются. Вместе с тем на Центральном рынке бабульки вовсю торгуют расчётными книжками не только этой компании, но и других коммунальных служб. Каким образом это поступает на рынок?

- У клиентов «Крымэнерго» есть выбор: платить по книжке или по квитанции. Другое дело, что учёт платежей находится подчас на весьма низком уровне. Поэтому людям и приходится выстаивать очереди, чтобы провести сверку. Давайте проведём заседание за «круглым столом», на которое пригласим специалистов компаний-монополистов, независимых экспертов, и зададим им вопросы, касающиеся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

- Каковы, на ваш взгляд, масштабы коррупции в сфере ЖКХ? Это повальная практика или просто «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет»?

- Все мы читаем газеты и знаем, что коррупция на Украине, к сожалению, присутствует, и с этим злом нужно бороться.

- Согласно закону о приватизации жилого фонда, вспомогательные помещения не подлежат продаже, и собственники квартир в многоэтажках являются их совладельцами и обладают первоочередным правом их совместного использования. Но опять же от наших читателей мы узнали, что жэо Центрального района Симферополя готовит к приватизации подвальные помещения жилых домов. Насколько это законно?

- Действительно, подвалы, чердаки, лестничные клетки и другие вспомогательные помещения приватизации не подлежат. Но жэки имеют право сдавать их в аренду, а вырученные средства использовать на ремонт и обслуживание дома, то есть в интересах жильцов. Другое дело, что они этого не делают и деньги от аренды тратят непонятно на что.

- Наоборот, очень даже понятно.

- Здесь мы опять возвращаемся к вопросу гласности в работе жилищных контор и необходимости их отчётов перед потребителями. Что же касается непосредственно аренды подвальных помещений, то сейчас крымское правительство занимается вопросом их передачи в управление ОСМД, чтобы уже сами жильцы могли сдавать их в аренду и получать деньги для обслуживания своих домов.

Подготовили

Алексей ЕРМОЛИН, Елена МАНИНА.