Бензину показали «кирпич»

29 Март 2011 774
На табло уже не хватает места для цифр.
На табло уже не хватает места для цифр. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Антимонопольный комитет Украины оштрафовал три крупнейшие сети автозаправочных станций на 150 миллионов гривен за то, что они превысили установленный правительством ценовой коридор. Премьер Николай Азаров провёл серьёзный разговор с нефтетрейдерами, который, по мнению экспертов, не станет результативным без снижения налогов.

На днях АМКУ наложил штрафные санкции на сети автозаправок «Континент Нафто Трейд» (ТМ WOG), ООО «Альянс Холдинг» (ТМ Shell) и ПП «Окко Нафтопродукт» («Галнефтегаз»). Сумма штрафа составила 1% от годовой выручки корпораций, или 150 миллионов гривен. Помимо финансовых санкций комитет потребовал от компаний прекратить антиконкурентные действия и в течение двух недель снизить цены на АЗС до установленного правительством страны максимума, который составляет 9,50 гривны за литр бензина марки А-95.

Кроме того, первый заместитель АМКУ Юрий Кравченко отметил, что ведомство приняло решение уже в этом году закупить оборудование для лабораторий, с помощью которых Государственная служба технического регулирования будет проверять качество топлива на АЗС. В случае поступления экспертного заключения о несоответствии бензина указанным данным комитет будет иметь все основания привлечь оператора к ответственности за торговлю фальсификатом.

Путём угроз и уговоров

Открывая заседание правительства, состоявшееся на прошлой неделе, Николай Азаров пообещал принять жёсткие меры к нефтетрейдерам.

- У нас будет жёсткий разговор. Нигде в мире нет таких наценок на топливо, как на Украине. Если трейдеры требуют европейских условий работы, мы их обеспечим. Начнём с приведения в соответствие к европейским стандартам коммерческой наценки, - сказал Азаров.

По его словам, наценка на одну тонну нефтепродуктов в Европе в 2010 году составляла 140 долларов, на Украине она равнялась 177 долларам. Исходя из этого, прибыль для украинского топливного бизнеса составила около гривны на литре бензина.

- И не надо вводить в заблуждение граждан, пугая их ростом мировых цен на нефть, - отметил премьер. - Не так они выросли, как сверхприбыли недобросовестных торговцев.

Азаров подчеркнул, что правительство ежедневно проводит мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов и следит за тем, чтобы договорённость с нефтетрейдерами о соблюдении ценового коридора выполнялась. По его словам, в среду пройдёт очередное заседание экспертно-аналитической группы при Министерстве энергетики и угольной промышленности, на котором будет рассмотрен вопрос реагирования на изменения мировой конъюнктуры цен на нефть.

Выход из ситуации премьер озвучил на национальном собрании депутатов всех уровней от Партии регионов: Украина должна увеличить объём добычи нефти. По его словам, для прироста добычи на один миллион тонн необходимо почти 10 миллиардов долларов инвестиций. Уже в этом году специалисты начнут разведку новых залежей украинской нефти, но от разведки до освоения, как известно, проходят годы. Перспектива заманчива: если бы Украина смогла добывать 70% необходимой нефти, ей не пришлось бы послушно соглашаться с условиями импортёров, и появилась бы возможность диктовать свои цены на рынке нефтепродуктов.

Нефтетрейдеры не считают принятые Антимонопольным комитетом «жёсткие меры» объективными. Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук сообщил, что в настоящее время приемлемым для бизнеса являются 9,5 гривны за литр дизельного топлива, 10,2 гривны - за бензин марки А-95.

По его словам, в конечной цене бензина 60% приходится на его оптовую стоимость, которая зависит от тенденций на мировом рынке и не поддаётся внутренней коррекции. Ещё 30% составляют налоги и сборы, и только 10% - затраты на доставку и собственно прибыль АЗС.

- Нефтетрейдеры готовы какое-то время работать без прибыли и убытков, как попросил в феврале глава Минэнергоугля Юрий Бойко, но это требует определённых действий со стороны правительства по уменьшению фискального давления на отрасль, - отметил Косянчук. - Соответствующие требования были переданы на рассмотрение Кабмина, но реакции не последовало. Дальнейшее затягивание решения вопроса может привести к тому, что операторам придётся закрыть АЗС. Если власть согласится с ультиматумом нефтеперерабатывающих заводов, требующих ввести заградительные пошлины на импорт, украинский рынок топлива будет монополизирован тремя крупными игроками, и потребители проглотят дополнительное повышение цен в размере 1,3 гривны на литр.

Эксперты констатируют, что стоимость топлива украинского производства уже превысила оптовые цены поставок своих импортных аналогов. Руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн отмечает, что на Кременчугском НПЗ, который является крупнейшим украинским производителем бензина, стоимость тонны марки А-95 составляет 12 тысяч гривен.

- Исходя из этого, если мы возьмём рентабельность 40 копеек на литре, что ниже среднего, то получим стоимость литра бензина в рознице 10,1 гривны. Можно быть уверенным, что через пару недель на АЗС барьер в 10 гривен будет пройден, - сказал эксперт.

На крымских заправках автомобилисты платят за литр топлива на 20-40 копеек дороже, чем максимально дозволено установленным ценовым коридором. Владельцы заправочных сетей поясняют такую несправедливость удалённостью полуострова и дороговизной доставки топлива по железнодорожным путям. Штрафов за нарушения конкурентного законодательства они не боятся: правомерность своих действий они способны доказать контролёрам экономическими расчётами, в которых, по словам операторов, статья доходов сегодня отсутствует.

Наталия ГОНЧАРОВА.