Александр Шуринов: Себя другим в угоду не иначь

29 Март 2011 1154
Александр Шуринов
Александр Шуринов Фото автора.

Это не просто любимая стихотворная строка, а принцип жизни и творчества известного крымского живописца Александра Шуринова, достигшего славного возраста, когда и молодость ещё не покинула, и до старости не рукой подать: шестьдесят лет для творческого человека - самый расцвет. Чтобы понять художника, его устремления, надо понаблюдать за его работой. Что касается Александра, лучше сделать это на пленэре, потому что его мастерская - природа, а не замкнутое стенами пространство. Полотно на мольберте воспринимается как продолжение окружающего, и ловишь себя на мысли о какой-то магической силе, которую обрёл художник. Природная среда не просто стала средой обитания, а приняла его безоговорочно. И не всегда можешь понять, кто кем управляет: она создаёт его настроение или он влияет на то, что происходит вокруг. Стоя рядом с художником во время работы на пленэре, вспоминаешь слова физиолога Павлова: «Когда в голове появляется идея, глаза начинают видеть факты». Слившись воедино, идея и факты воплощаются в образный сюжет, напитанный состоянием природы, которое уловил художник, и владеющим им в этот момент настроением.

На одном дыхании

Глядя на его работы, трудно предположить, что в каждую вложен кропотливый труд. Впечатление такое, что выполнены они на одном дыхании, что называется, играючи. Это говорит о том, что живописец достиг той степени мастерства, за которой прячутся душевное напряжение, усилия, сопровождающие творческий поиск своего неповторимого почерка. Шуринов не просто нашёл собственный почерк, а достиг того артистизма, который завораживает зрителя, уводя его в созданный мастером мир, сотканный из тем и пластических образов, сюжетов, рождённых в наблюдениях за природой, неповторимой в каждом своем мгновении. Даже хорошо знакомые места становятся на его полотнах открытиями для чутких зрителей, которые превращаются в соавторов произведения не просто притягивающего их, а затягивающего, завораживающего.

Неутомимый путешественник по любимому полуострову, Александр тонко, ненавязчиво, но очень эмоционально передаёт среду, в которой оказывается, пульсацию цветка и деревца на склоне холодной неприступной скалы, переливающейся на солнце всеми оттенками радуги морской волны, устремлённой к береговым холмам, окутанным жарким маревом крымского полудня.... Пожалуй, никто так не сможет передать полыхающую красоту кустика скумпии, как он. Александр не пишет помпезных роз, его больше привлекает таинственная сирень, загадочная колючка татарника, неприхотливые полевые цветы, поражающие тончайшими нюансами цветовой гаммы.

Трудно сказать, в чём Шуринов, один из ярких представителей крымской школы изобразительного искусства, развивающий традиции мэтров, больший дока - в пейзаже или в натюрморте: и тот, и другой поддаются ему безоговорочно, позволяя проникать в таинства натуры, сиюминутной и вечной одновременно. Первозданность природы становится фоном самобытности мастера, а самобытность художника даёт возможность понять очарование созданного Творцом. Вот почему перед каждой картиной Александра испытываешь трепет от ощущения импульсов мироздания.

Заслуженный художник АРК Александр Шуринов не обделён вниманием искусствоведов. Одни называют его тихим лириком, другие - классическим крымским импрессионистом. Третьим он интересен прежде всего тем, что не вмещается в общепринятые рамки, что его невозможно «задвинуть» в установленные классификации. Его внутренняя раскованность, лишённая нарочитого лихачества, эпатажного бунтарства, позволяет оставаться свободным, подчиняющимся своим собственным законам, не противоречащим законам бытия и канонам профессиональной чести.

Перед обилием работ в его мастерской понимаешь, что художник не оторван от предшественников, вошедших в золотой фонд не только крымского, но и украинского, русского искусства.

Своя линия

- Александр, кто для вас эталон среди крымских художников?

- Фёдор Захаров. Его отношение к живописи - пример высочайшего служения своему предназначению. Менялись изобразительные формы, понятия, а он имел такой внутренний стержень, такую силу духа, которые не позволяли ему метаться ни влево, ни вправо. Ни в какие «измы» он не впадал. Он гнул свою линию и не иначил себя в угоду другим. Не думал ни о популярности, ни о славе. Ему это не надо было.

- А художник Шуринов гнёт свою линию?

- Конечно. И это нормально. Кому-то не нравится, что пишу природу без человека. Но это мой принцип. Не пишу так называемые визитные карточки Крыма - мне это не интересно. У меня свой Крым. С потаёнными уголками, романтичный, загадочный, скрытый от глаз равнодушных, холодных. Мой Крым не перед каждым раскроется.

- Глядя на ваши пейзажи, натюрморты, ощущаешь почти физически, что сработаны они на эмоциях, настроении. Нет настроения - кисти по боку, что называется?

- Работаю, когда Господь даёт команду поводить кистью по холсту.

- Говорят, художник - самый взыскательный критик собственного творчества. Как вы относитесь к своим детищам? Любимых много?

- Все картины не могут быть одинаково хороши. Конечно, плюсы и минусы каждой видишь. И чем старше и опытнее становишься, тем отчётливее понимаешь: самая хорошая работа - чистый холст. Во что ты его превратишь, зависит от индивидуальности, характера, мастерства. От настроения и настроя. Должна быть полная гармония, прежде всего в душе.

- При избытке эмоций такое возможно?

- Возможно, когда твои собственные эмоции и состояние природы совпадают. Тогда две стихии - внешняя и внутренняя - не разрушают друг друга, а дополняют. Надо суметь ухватить импульс, мотив природы и воплотить этот миг как вспышку совершенства. Моя задача, стремление - передать на полотнах «миг между прошлым и будущим» как отражение вечности бытия, нетленности красоты...

...Когда вокруг столько работ, взгляд невольно путешествует во время разговора от одной к другой, скользя мимолетным лучом, задерживаясь вдруг и замирая на чём-то. Как на «Бабьем лете», сотканном из мельчайших паутинок, пролетавших по воздуху и образовавших очертания цветом. Мазков совсем не видно. А букет - туманное видение, превращающее земную бренность в нетленность бытия. И понимаешь: вот оно, откровение. Но из тех, что как песня не для громкого голоса, а для тихого сердца: слышна не каждому.

В каждой работе Александра Шуринова - тайна его души. Не перед каждым она раскроется. Для этого и зритель должен приложить усилия, дать волю чувствам, чтобы они перехлестнули холодную умозрительность. Тогда от картины пойдут чувственные флюиды, она станет понятной, близкой и в созданных мастером образах проявится его собственный образ.
И станет ясно: за характерной для этого человека сдержанностью таится душа утончённая, ранимая, лиричная. Особая профессиональная интеллигентность, не приобретённая в среде общения, а родившаяся одновременно с его физической сущностью, напитывает автора и его работы, создавая поэтический мир, в котором он существует органично и непринуждённо и который открыт для людей одной с ним крови.

* * *

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Леонардо да Винчи.

* * *

Художник сокрушает стереотипы, позволяющие обычному человеку спокойно спать.

Анатоль Франс.

* * *

Художник - это фокус сознания вещей и явлений, отражённых в нём.

Максимилиан Волошин.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.