На экскурсию в сизо

23 Март 2011 758
Изолятор - это по-взрослому.
Изолятор - это по-взрослому. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Шоковая терапия - неплохой способ привести в чувство тех, кто слов уже не слышит. Курильщики бросают вредную привычку после демонстрации жутких фотографий изуродованных никотином внутренних органов. Лихие ребята, уверенные, что одна доза наркотика повредить не может, убеждаются в обратном после просмотра шокирующего фильма «Реквием по мечте». А «трудные» подростки наверняка возьмутся за ум после посещения сизо - не в качестве заключённых, а в качестве посетителей. Об этом и многом другом говорили на заседании за «круглым столом» в Министерстве образования и науки Крыма, посвящённом проблемам детской преступности.

Редко, но метко

Глава министерства Крыма Виталина Дзоз уточнила, что превращать сизо в музей никто не станет, но согласилась, что можно было бы изредка устраивать экскурсии для тех, кто балансирует на грани между обычным человеком и преступником. Так что, когда понадобится соответствующее разрешение, руководство Минобразования будет обращаться в Главное управления МВД Украины в Крыму.

Как выяснилось, похожая «экскурсия» состоялась совсем недавно: группа состоящих на учёте в милиции подростков из Сакского района побывала в Симферопольском сизо. Посмотрели они на условия, в которых отбывают наказание их ровесники, даже в местную библиотеку заглянули. Вышли, по свидетельствам очевидцев, притихшие, подавленные. И это хорошо: если хотя бы один из них после такой встряски найдёт в себе силы изменить собственную жизнь к лучшему, значит, экскурсия прошла не зря.

Сегодня в Симферопольском следственном изоляторе содержатся тридцать пять несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в том числе одна девочка. Подростки отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких злодеяний: грабежи, разбои, умышленные убийства, угон транспорта, а также преступления, связанные с насилием и незаконным оборотом наркотиков.

Много - не мало?

По словам заместителя начальника по социально-воспитательной и психологической работе сизо №15 Дениса Доронина, более половины находящихся в изоляторе несовершеннолетних - это дети из неблагополучных и неполных семей, а в целом за
год количество подростков, содержащихся в сизо, уменьшилось
на 15%.

Но, как выяснилось, это вовсе не значит, что преступлений, совершённых детьми и подростками, стало меньше. Начальник отдела защиты прав и свобод несовершеннолетних крымской прокуратуры Нина Новикова сообщила, что за первые месяцы 2011 года уровень детской преступности в Крыму превысил средние показатели по Украине, причём в основном за счёт совершения тяжких преступлений.

- Этого можно было бы избежать, если бы дети были вовремя изолированы от негативного влияния семьи и окружения, в котором они находятся, - уверена Нина Новикова.

Что интересно, около месяца назад при обсуждении на заседании за «круглым столом» в Симферополе всё той же грустной темы один из представителей правоохранительных органов посетовал, что уголовные дела против малолетних правонарушителей возбуждаются только в самых крайних случаях. То есть ребёнок, который ведёт себя крайне агрессивно, ввязывается в драки и бьёт противника до крови, может и не понести наказание - до тех пор, пока не нанесёт кому-то действительно тяжёлые увечья. Тогда правоохранители уточнили, что реальная статистика детских преступлений может превосходить официальную в восемь раз.

Кто виноват и что делать?

В Европе специалисты давно уже пришли к выводу, что профилактика детской преступности гораздо эффективнее наказания. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь считает, что проблема детской преступности связана прежде всего с системой воспитания, и намерен обязать всех священнослужителей епархии проводить профилактические беседы в неблагополучных семьях.

Наркотики, алкоголь, курение, героизация криминальной субкультуры, избыток свободного времени, родительское невнимание и плохое окружение, по мнению участников заседания, и есть основные факторы, влияющие на рост детской преступности. И здесь важна каждая мелочь. Так, руководитель епархиального отдела по работе с молодёжью Симферопольской и Крымской епархии Вячеслав Харченко уверен, что разудалый тюремный шансон, который звучит чуть ли не в каждой второй маршрутке, также негативно влияет на детей и подростков.

- Это что-то вроде невидимого радиоактивного фона, который не ощущается до поры до времени, - говорит он. - Мы слушаем песни, как кто-то зарезал прохожего, и нам это кажется нормальным.

Но, как выяснилось в процессе обсуждения проблемы, принимать меры по снижению роста детской преступности только на местном уровне не получится при всём желании. Впрочем, участники встречи приняли не меры, а только рекомендации: назначение «инструктора по детям» в каждый двор, создание общественных советов по контролю над неблагополучными семьями при районных и городских Советах и прочие замечательные, но трудновыполнимые советы. Усилить админответственность родителей за невнимание к собственным детям, которые без должного присмотра превращаются в преступников, перекрывать рекламу новых сигарет и водки известных марок социальными роликами о вреде наркотиков и курения и принять суровые меры для ликвидации детской преступности - всё это можно сделать только на всеукраинском уровне. А пока на государство особой надежды нет, каждый родитель может и должен рассказать своему ребёнку всю правду о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Статистика

По данным пресс-службы Главного управления МВД Украины в Крыму, по состоянию на 21 марта в Крыму дети и подростки совершили 148 преступлений - это на 20,4% меньше, чем за тот же период в прошлом году. Из них особо тяжких и тяжких преступлений - 76, что на 7,3% меньше, чем в прошлом году.