Ищем вместе павших на войне

18 Март 2011 1565
Сколько их, поднимавшихся в атаку, не вернулись из боя.
Сколько их, поднимавшихся в атаку, не вернулись из боя.

Давно отгремели залпы орудий Великой Отечественной, поросли маками и ковылём окопы, скрыла земля следы былых боёв и безымянных фронтовых захоронений. Но родные тех, кто не вернулся с войны, о ком в семейном архиве лежит порой лишь пожелтевшее извещение со строчкой «пропал без вести», чьё место захоронения неизвестно, продолжают ждать вестей и ищут хоть какой-то след. Они верят, что даже через шесть с лишним десятков лет, отделяющих от войны, смогут узнать о последних днях, о месте гибели дорогих им людей. И ждут помощи от ветеранов, краеведов, просто неравнодушных крымчан.

«Через пять минут в бой»

«Родные, я пишу на спине у товарища, через пять минут в бой», - одно из последних писем от сыновей с этими словами получили в семье Горяйновых. Родители так и не дождались с фронта Ивана и Павла. Но их младшая сестра Светлана Алексеевна Калинина из Алушты продолжает поиски информации о старших братьях: «Хоть давно отгремела война, но повсюду на братских могилах я родные ищу имена».
К сожалению, наша читательница предоставила в редакцию лишь имена и фамилию братьев, не указав ни год и место рождения, ни данные о родителях. Поэтому мы можем только предполагать, что сведения, найденные в Центральном архиве Министерства обороны России, касаются её брата Ивана Алексеевича Горяйнова. Сведения о Павле Алексеевиче пока не найдены.

Первый Иван Алексеевич Горяйнов, 1924 года рождения, - уроженец села Молотово Ставропольского края. По картотеке обобщённого банка данных «Мемориал», созданного при архиве Министерства обороны России, этот красноармеец 360-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии погиб 13 сентября 1943 года. В Именном списке безвозвратных потерь сержантского и рядового составов частей 74-й стрелковой дивизии (кстати, командовал ею наш земляк Герой Советского Союза Андраник Казарян) указано место захоронения - деревня Оболонье Коропского района Черниговской области - и данные о маме - Нина Васильевна Горяйнова. Второе формирование (боевой путь с октября 1942-го по май 45-го) дивизии проходило на базе 134-й курсантской стрелковой бригады (по сведениям нашей читательницы, её брат тоже был курсантом). Село Оболонье и сейчас есть в Коропском районе Черниговской области. Оно расположено на правом берегу Десны, в 27 км от автотрассы Чернигов - Новгород-Северский. В сентябре 1943 года у него велись ожесточённые, часто рукопашные бои. Частям 74-й (в том числе и 360-му полку) и 8-й стрелковых дивизий удалось форсировать Десну и захватить плацдарм, откуда вскоре развернулось наступление на Чернигов. Братские могилы, где похоронены погибшие в этих боях, есть в самом Оболонье, в соседнем селе Лысая гора, в райцентре Короп.

Второй Иван Алексеевич Горяйнов, 1923 года рождения, - уроженец села Изяк-Никитино Чкаловской (Оренбургской) области. По данным ОБД «Мемориал», курсант-разведчик 113-го армейского запасного стрелкового полка 1-й Гвардейской армии погиб в бою на передней линии фронта 22 апреля 1945 года. Похоронен на кладбище юго-западнее церкви в селе Прухно в Польше. Даны координаты сестры Валентины Алексеевны.

Третий Иван Алексеевич Горяйнов, 1924 года рождения, - уроженец села Горяйново Курской области. По данным Именного списка на рядовой и сержантский состав, красноармеец 15-й дважды Краснознамённой ордена Ленина стрелковой дивизии пропал без вести 2 октября 1943 года в боях на западном берегу Днепра у местности Лоев (Гомельская область, Белоруссия).

Отец, брат?

Узнать об отце Иване Фёдоровиче Степанюке хочет и дочь Тамара Червова из Черноморского. «Ищу его уже более сорока лет, - написала читательница. - Он - 1914 года рождения, уроженец Винницкой области, села Юровка. В 1930 году переехал в Макеевку Сталинской (Донецкой) области, отсюда ушёл на фронт. Писем мы не получали, потом уехали к бабушке в Винницкую область. После освобождения области от фашистов вернулись с мамой в Донецкую область в Енакиево. Когда поехали за новыми документами (старые сгорели) в Макеевку, встретили мамину подругу. Она рассказала, что приходило письмо от папы, получила наша соседка и через несколько дней вернула почтальону. Когда мамина подруга пришла на почту, письмо уже отправили адресату. Потом мы сделали запрос и получили извещение, что отец пропал без вести в декабре 1943 года. Через несколько лет к нам во двор пришёл мужчина, высокий, худой. Стал расспрашивать о маме, о папе. Я ответила: мама на работе, папа пропал на войне. Мужчина пообещал ещё зайти, но так и не пришёл. Может, он что-то знал об отце?».

В ОБД «Мемориал» в донесениях послевоенного периода есть анкета на отца нашей читательницы, составленная, очевидно, по запросу жены солдата Ольги Ивановны Степанюк. Согласно документу призванный 27 сентября 1941 года из Макеевки солдат Иван Степанюк числится пропавшим без вести на декабрь 1943 года. Возможно, дата установлена по сведениям о том письме, что пришло в Макеевку после её освобождения в сентябре 43-го. То есть к декабрю 43-го сведений о солдате Степанюке уже не было найдено. А пропал он в декабре или раньше - неизвестно.

Кроме того, в архиве есть два донесения военного периода. Согласно одному из них красноармеец Иван Фёдорович Степанюк, зенитчик 52 Гвардейского артиллерийско-зенитного дивизиона 41-й Гвардейской стрелковой дивизии 1 формирования пропал без вести 26 февраля 1943 года в бою у совхоза «Пионер-5» Днепропетровской области. Во втором донесении штаба Северо-Кавказского фронта имя и отчество солдата не указано. Красноармеец 341-го отдельного пулемётного батальона 151-го укрепрайона бывшего Крымского фронта Степанюк пропал без вести в мае 1942 года.
151-й укрепрайон - это в Крыму. Другое название - Ак-Монайский укрепрайон на одноимённом перешейке. Весной 42-го здесь героически сражались воины трёх армий, но фашистам удалось прорвать оборону. В донесении кроме Степанюка значатся ещё 100 погибших и 1865 пропавших без вести в этом укрепрайоне.

О фронтовой судьбе братьев Алексее и Василии и отца Павла Тимофеевича Пантелеевых мечтает узнать и Анна Азарова из Сакского района. В обобщённый банк данных сведения о Павле Тимофеевиче пока не внесены. На запрос же о его сыновьях выдаётся несколько ссылок, но даты рождения не совпадают с указанными читательницей. Единственное удалось выяснить: в восьмом томе Книги памяти Республики Коми указано, что Алексей Павлович Пантелеев, уроженец Воронежской области, призывался в сентябре 1942 года.

Поиски продолжаются. Если кому-либо из наших читателей известна судьба тех, кого ищут, если кто-то воевал рядом с ними, был свидетелем их последнего боя или видел строчку с такой фамилией на братской могиле, может помочь в поиске захоронения, напишите в редакцию «Крымской правды». И пусть хоть одной неизвестностью в солдатских судьбах станет меньше.

Фото из сборника Великая Отечественная война и с сайта www.obd-memorial.ru

На фото: Список безвозвратных потерь 151-го (Ак-Монайского) укрепрайона на 1966 человек.

Боль в цифрах

В годы Великой Отечественной войны и во время боёв на Дальнем Востоке безвозвратные потери (погибшие, умершие в госпиталях, пропавшие без вести, погибшие в плену) личного состава Вооружённых сил СССР (армия, флот, погранвойска, НКВД) составили
8 668 400 человек.

* * *

Общие потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили 26,6 миллиона человек.

Данные на май 2010 года, озвученные Межведомственной комиссией по подсчёту потерь в годы войны, состоящей из представителей Минобороны и МВД России, ФСБ, Росстата и Росархива.

* * *

В оборонительных и освободительных боях на полуострове погибшими и пропавшими без вести числятся около 700 тысяч воинов. Захоронено (известные и сохранившиеся могилы времён войны, сделанные однополчанами или местными жителями, и новые захоронения, появившиеся во время поисковых экспедиций) всего около 150 тысяч человек.