«Майдан» - Тигипко, депортация - МВФ?!

15 Март 2011 1158
Василий Хара. Фото с сайта www.from-ua
Василий Хара. Фото с сайта www.from-ua

Завтра парламент Украины планирует принять предложенный вице-премьером, министром социальной политики Сергеем Тигипко проект пенсионной реформы. А в первом полугодии нынешнего года - принять Трудовой кодекс. Против этого категорически высказываются украинские профсоюзы. Председатель Федерации профсоюзов Украины Василий Хара пообещал на пресс-конференции в Симферополе, что если нынешний проект пенсионной реформы всё же будет принят, это может вызвать «пенсионный майдан», поскольку реформа и, в частности, предусмотренное в ней повышение пенсионного возраста для женщин является «пагубной мерой». Кроме того, профсоюзы выдвинули ультиматум МВФ с требованием прекратить вносить свои поправки в проект Трудового кодекса, поскольку считают такие действия этой организации унизительными по отношению к Украине.

Реформа с двойным дном?

Сергей Тигипко назвал нынешний проект пенсионной реформы «социально справедливым».

- Было два пути: либо понижать размер пенсий, либо заставить своих граждан работать дольше. Украина выбрала второй путь, - отметил он.

Лидер ФПУ Василий Хара с таким выбором не согласен.

- Очень обидно, что либералу Тигипко поручено проводить социальные реформы, поскольку либеральная модель и модель
социальной защиты населения несовместимы, - констатировал Хара.

По его словам, к решению сугубо финансовой проблемы ликвидации дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины предлагаемое Тигипко повышение пенсионного возраста не имеет ни малейшего отношения.

- Примерно 50% экономики сегодня находится в тени. Общий фонд заработной платы составляет свыше 200 миллиардов гривен. Государство уже сделало шаг навстречу бизнесу путём снижения ставки налога на прибыль. Значит, при выходе из тени можно получить дополнительно 100 миллиардов гривен заработной платы, а это 35 миллиардов отчислений в Пенсионный фонд. Другой источник - повышение заработной платы. По данным Института экономики НАН Украины, в 2009 году ВВП Украины был в среднем в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза, а заработная плата меньше в 20 раз. Если зарплату повысить только в два раза, это принесёт ещё 70 миллиардов гривен в Пенсионный фонд. А то, что Тигипко называет пенсионной реформой, вовсе не является таковой. Это вредительство народу и государству, - констатировал Хара.

- Украине грозит «пенсионный майдан»?

- Возможно, да. Комитет Верховного Совета Украины, Федерация профсоюзов Украины, другие организации приняли решение об отклонении проекта пенсионной реформы. На парламентских слушаниях было предложено обратиться к народу, и народ сказал этому варианту пенсионной реформы «нет». «Да» сказали только Тигипко и представители МВФ.
И если их считать народом, тогда с реформой всё ясно. МВФ пытается самым мерзким образом нам пакостить, влияя на внутреннюю политику. Правительство вынужденно с ним мириться, поскольку выбраться из финансово-экономической ямы без финансовых средств невозможно. А единственный их источник - МВФ. Хочу сказать, что такого давления, такого наглого отношения МВФ к Украине не было никогда. Мы четырежды проводили переговоры с их представителями, дали свои предложения по реформам пенсионной системы. Однако за два месяца они не удосужились нам ответить. Сегодня ФПУ пикетирует представительство МВФ в Киеве. Мы выставим жёсткий ультиматум: если Фонд не откажется от давления на украинскую власть, мы вынуждены будем проводить работу по выдворению его представителей из страны.

Кодекс «золотого компромисса»

Проект пенсионной реформы, предложенный Тигипко, лидер ФПУ Хара громит по всем статьям. Зато разработанный при его непосредственном участии и, заметим, на американские деньги проект Трудового кодекса он называет «комплексным документом по горизонтали и вертикали». Хотя другие профсоюзные организации Украины именуют документ «прямым путём в рабство для наёмных работников».

- Те, кто даёт негативную оценку проекту Трудового кодекса, мягко говоря, передёргивают факты, спекулируя на незнании людьми его текста. Одно из критических замечаний, что кодексом вводится 48-часовая рабочая неделя. Но дело в том, что 48-часовая рабочая неделя существовала во времена СССР и существует сегодня. Это общее правило. Но не все производства, отрасли и отдельные профессии под это правило подходят. Это те, кто работает вахтовым методом, селяне во время уборки урожая, лесники при выполнении определённого вида работ. Не отработает же селянин в страду 8 часов и хлопнет дверью, а дождь пойдёт, и пропадёт урожай. Поэтому определённая неделя может получаться
48-часовой. Но следующая будет 30-35 часовой. В нынешнем законодательстве нет ограничения рабочего дня - можно и 8, и 16 часов. А Кодекс такое ограничение устанавливает - да, можно в особых случаях, чтобы рабочий день продолжался более 8 часов, но не более 12-ти. Второе ограничение заключено в том, что 12-часовым рабочий день может быть не более двух дней подряд. А потом только 8-часовым. Общая сумма рабочего времени и может дать те самые
48 часов, в одну из четырёх рабочих недель месяца, - пояснил Хара.

По словам главы ПФУ, в проекте Трудового кодекса соблюдён принцип «золотого компромисса».

- В Международной организации труда нам пояснили, что кодекс должен защищать права и работников, и работодателей. Перекос в ту или иную сторону означает постоянные конфликты между ними. И, на мой взгляд, Трудовой кодекс в этом смысле идеален,- констатировал Хара.

Однако бочка мёда не обошлась без ложки дёгтя.

- Либерал Тигипко объявил всему миру, что проект кодекса, являющийся продуктом Верховного Совета Украины, отдан МВФ, который должен внести в него поправки, главная цель которых - развязать руки работодателям, чтобы они могли запросто, как в Америке, уволить работников без лишних разговоров. А значит, проект кодекса находится под угрозой потери «золотого компромисса»,- резюмировал Хара.

Алексей ЕРМОЛИН.