Старая машинка

10 Март 2011 880

Конкурс «Семейная реликвия» продолжается. Напоминаем, мы ждём рассказы о реликвиях, хранящихся в семье. Татьяна НЕМЧЕНКО из Симферополя рассказала о швейной машинке.

«Швейная машинка фирмы «Зингер» хранится в нашей семье уже более 110 лет. Она принадлежала моей прабабушке Марии Степановне Камышан. До замужества прабабушка работала швеёй в имении известного черниговского помещика Г. Закревского. В 1898 году вышла замуж за Александра Ивановича Камышана, он работал в Санкт-Петербурге на Путиловском (позже Кировском) заводе. Мои прадеды происходили из большой (пять сыновей и две дочери) дружной семьи харьковского фельдшера Ивана Камышана и его жены Матроны Ивановны. Родной брат прадеда подпоручик Пётр Иванович подарил эту швейную машинку им на свадьбу. Прабабушка не расставалась с ней всю жизнь. Пётр Иванович в октябре 1914 года, во время Первой мировой, был штабс-капитаном, он поднял в атаку своих солдат в бою с австрийцами в Прикарпатье, погиб под пулемётным огнём врага.
С воинскими почестями похоронен на родине. Прадед же мой за участие в революционных волнениях на Путиловском заводе был под надзором полиции. Чтобы не трогали жену и дочь, ему приходилось скрываться, а как представился случай, прадед уехал на Дальний Восток, где служил его младший брат Иван. Прабабушка с дочерью (моей бабушкой) Натальей ездят к нему, регулярно получают письма, но прадед остаётся во Владивостоке. Какое-то время Мария Степановна с дочкой живут одни в Санкт-Петербурге, швейная машинка помогает им выживать.

Потом бабушка выходит замуж, и семья перебирается в Мелитополь, рождается моя мама Надежда Тимофеевна Гончарова. Голод 1932-1938 годов опять заставляет семью переезжать, на этот раз в Темрюк Краснодарского края, где выживали за счёт рыбного промысла. Бабушка Наталья работает заведующей медицинским пунктом и играет на сцене Темрюкского народного театра.
С успехом исполняет роль Вассы Железновой в одноимённой пьесе Горького. Много лет у нас хранилась книжечка «Работа актёра над ролью», по которой бабушка осваивала секреты актёрского мастерства. А прабабушка Мария Степановна шьёт бельё, перешивает, ремонтирует одежду. За это люди давали ей кое-какие продукты - так выживали.

Выручала машинка и во время Великой Отечественной. Но положение становилось всё тяжелее, Керченский пролив нещадно бомбили фашисты. Прабабушка, бабушка и мама решают перебраться в Симферополь к родственникам. Правдами-неправдами в 1942 году добрались из оккупированного Темрюка в оккупированный Симферополь. И снова выручала швейная машинка, за неё села бабушка Наталья - старенькая прабабушка уже плохо видела. Когда в 1944 году освободили город от фашистов и моя мама стала студенткой, она решила освоить швейное дело. Позже мамочка стала хорошей портнихой, хотя по специальности была учителем английского языка и работала в школе. Вообще она была одарённым человеком: прекрасно вязала, занималась ковроткачеством, рисовала картины. Имела звание самодеятельного художника, занимала призовые места на различных конкурсах. В 60 лет научилась играть на виолончели, а я на фортепьяно аккомпанировала ей. У нас и сейчас в доме висят мамины картины, ковры, стоит расписанная ею посуда. Всё это тоже наши семейные реликвии, память о дорогом человеке.

Но я о швейной машинке. Теперь на ней шью я, правнучка бабы Марии, не дожившей всего двух месяцев до моего рождения. А машинка по-прежнему в строю. Уже моя внучка Лизонька проявляет интерес к шитью, такому нужному делу в жизни каждой женщины».