Братская могила в Чёрном море

9 Март 2011 1629
Фото с сайтов www.project-nomad.ru и www.obd-memorial.ru
Фото с сайтов www.project-nomad.ru и www.obd-memorial.ru

В июне исполнится 70 лет с тех пор, как жизнь миллионов советских людей и многих их потомков из нынешних независимых государств разделилась на «до и после начала войны». «Крымская правда» совместно с читателями вспоминает, какими были эти трудные дороги войны. На одной из них - в Чёрном море - остались около 7 тысяч человек, погибших в один день всего за четыре минуты.

С «Титаником» не сравнится

Их немало у берегов Крыма - катеров, теплоходов, эсминцев, подлодок, ставших в годы войны братскими могилами для членов экипажей и пассажиров. Но трагедия, случившаяся 7 ноября 1941 года с санитарным транспортом «Армения», стала одной из самых крупных морских катастроф в мире. Модно сравнивать подобные происшествия с трагедией «Титаника», на котором погибло 1513 человек. На «Армении» погибло примерно в пять раз больше. Точное количество погибших не известно до сих пор.
- На «Армении» погибла почти вся семья: мама, отец, невестка и маленький племянник, - рассказывает наш читатель Владимир Смирнов. - Я учился в военном училище, а они вместе с моим старшим братом остались в Севастополе. У брата была бронь. В феврале я получил письмо: брат рассказывал о трагедии, о том, как днём 6 ноября смог посадить семью на «Армению», уже тогда там было не протолкнуться (когда на следующий день транспорт покидал Ялту, люди, по словам очевидцев, стояли, тесно прижавшись друг к другу, были заняты даже технические помещения в трюмах. - Ред.). До сих пор меня мучают вопросы: почему приказами задерживали уход и без того заполненного судна на Кавказ, почему никто не торопится с серьёзным увековечением памяти погибших? Говорят, точных координат затонувшей «Армении» нет, а после войны из архива дело о гибели корабля было изъято и уничтожено. Правда, несколько лет назад СМИ заявляли, что одной фирме с помощью суперсовременного оборудования удалось установить точку и глубину, где лежит сантранспорт, идентифицировать его. Но если это так, почему об этом рассказывалось вскользь, не привлекая внимание родных, всё ещё ждущих правды о трагедии 7 ноября? Это же, как ни кощунственно звучит, сенсация. И почему, обнаружив тогда судно, не стали продолжать расследование? Ведь, возможно, удалось бы поднять списки хотя бы погибших врачей и раненых из госпиталей, иные документы. Почему в конце концов нет в Крыму памятника «Армении»? Маленькие мемориальные доски на ялтинской набережной и в храме в Малореченском под Алуштой - мизер той памяти, которая должна жить в сердцах. Ведь даже об американском «Титанике» есть мемориалы, фильмы. Может, на памятник и исследование якобы обнаруженного судна не хватает денег? Готов внести пенсию, - говорит В. Смирнов.

Мужество капитана

Приказов, задержавших уход «Армении» на Кавказ, было несколько. Командир корабля капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский и начальник санитарной службы «Армении» военврач II ранга Пётр Андреевич Дмитриевский должны были принять в Севастополе на борт только раненых, их во избежание давки доставляли в шлюпках. Потом поступил приказ эвакуировать почти весь медперсонал Черноморского флота. Тогда же на «Армению», вынужденно пришвартовавшуюся в Корабельной бухте, хлынули желающие выехать из Крыма. Хоть и нелогично, опасно было вывозить на одном судне почти всех врачей из города, готовящегося к обороне, хоть и погрузились на корабль тысячи «незапланированных» пассажиров, но «Армения» могла уйти в Туапсе, как и предполагалось, в 19 часов. И шансы, что дошла бы, высоки, ведь она уже совершила 15 рейсов, вывезя из Одессы и Севастополя на Кавказ до 20 тысяч человек.
Но последовал новый приказ: выйти в 17 часов и зайти в Ялту, забрать местный медперсонал, семьи руководящих работников. Уже в море капитан-лейтенант Плаушевский, очевидно, получил новый приказ: в Балаклаву, где на «Армению» сотрудники НКВД загрузили какие-то деревянные ящики. Версий об их содержимом множество: от архивных документов до коллекции вывезенной из Алупки передвижной выставки Русского музея Ленинграда. Как бы там ни было, но в Ялту судно пришло только ночью 7 ноября. И вновь на него хлынули тысячи желающих эвакуироваться. Последним приказом командиру корабля запрещался выход в море до 19 часов вечера.
Владимир Плаушевский его нарушил, «Армения» ушла в 8 утра. Со стороны командира это было не безумство, а мужество. Он наверняка прекрасно понимал: ослушание грозит расстрелом, идти днём всё-таки рискованно. Но фашисты подходили к Ялте, ждущую вечера «Армению» вражеская артиллерия могла расстрелять прямо в порту, а в море был шанс.
Его в 11 часов 29 минут в пока официально не установленной точке Чёрного моря (по различным данным, в пределах треугольника мыс Айя - мыс Сарыч - мыс Аюдаг) оборвала торпеда с фашистского самолёта «Хейнкель-111». Два сторожевых катера, сопровождавших сантранспорт, сумели спасти лишь нескольких человек.

Две сотни фамилий

Среди тех, кто спасся, - старший брат и тётя нашей читательницы из Евпатории Галины Малышевой. Об этой истории газета рассказывала в сентябре прошлого года в материале «Неразрывная нить поколений». А вот отец Галины Кубриной из Сакского района, военврач III ранга, остался в море.
- Я с родителями, сестрой и дедушкой жила в Евпатории, - вспоминает читательница. - Папу мобилизовали 23 июня. Мы успели эвакуироваться, а он, как позже узнали, погиб на «Армении», когда из Ялты вывозили персонал и раненых военно-морского госпиталя. Прошло почти 70 лет. Меня волнует: неужели Россия устранилась от поисков теплохода? Читала, что их несколько лет ведут киевские специалисты. Но почему ищут лишь энтузиасты, на государственном уровне Россия и Украина успокоились? Но ведь там 7 тысяч наших земляков, безвинно погибших за считанные минуты. Даже памятника им нет, больно.
Имя Андрея Васильевича Кубрина значится в донесении о погибших медсанотдела ЧФ от 23 января 1942 года, хранящемся в Обобщённом банке данных «Мемориал» при Центральном архиве Минобороны России. Донесение, увы, неполное.
Неполны и именные списки погибших на санитарном транспорте «Армения», составленные штабом санитарных транспортов ЧФ и организационно-строевым управлением ЧФ в том же году. «Обстоятельные списки погибли на санитарном транспорте «Армения» вместе с секретной канцелярией медсанотдела ЧФ». «Большинство граф не заполнено в связи с тем, что личные дела на погибший личный состав находились только на корабле». Лишь две сотни фамилий, почти 150 из которых - экипаж и медперсонал самой «Армении».
Семьдесят лет назад через четыре с половиной месяца после начала Великой Отечественной войны у берегов Крыма появилась огромная братская могила. Будем помнить.

* * *

В мирное время на теплоходе «Армения», вступившем в строй в 1930 году, в каютах и на палубе размещались 944 пассажира, экипаж - 96 человек. В последний рейс теплоход, переоборудованный в августе 1941 года в санитарный транспорт, ушёл, имея на борту около 7 тысяч человек: персонал и тяжёлых больных и раненых из 23-х медицинских учреждений, в том числе и медикосанитарного отдела Черноморского флота, севастопольских и ялтинского морских госпиталей. Кроме того, на «Армении» эвакуировались несколько тысяч жителей Симферополя, Севастополя, Ялты, чьи фамилии при беспорядочной погрузке никто не записывал. Экипаж корабля и медперсонал судна - более 200 человек.

Компетентное мнение

«Поиски «Армении» в этом году продолжатся, - говорит Сергей Воронов, директор Департамента подводного наследия Украины Института археологии Национальной академии наук. - Чтобы окончательно подтвердить причину почти мгновенной гибели судна: торпедирование фашистским самолётом, взрыв середины судна, разгерметизация его из-за возможных открытых люков между отсеками (на «Армении» - раненые, им нужна хорошая вентиляция воздуха). Чтобы постараться уточнить хотя бы часть фамилий погибших: не исключено, что благодаря слоям сероводорода в Чёрном море в сейфах командира и начсанслужбы «Армении» сохранились документы. Чтобы придать затонувшему судну статус международного морского мемориала, ведь этого ждут родные погибших. Учёный совет Института археологии утвердил программу научно-исследовательской экспедиции «Берег Богов» (поиск следов доисторических культур), в рамках которой вновь будем искать санитарный транспорт. Поиски ведутся не первый год, в своё время были подводные экспедиции совместно с американским институтом археологической океанографии, его директор Роберт Баллард нашёл «Титаник». Обследованы все возможные точки координат места гибели санитарного транспорта. Увы, даже с самой современной поисковой аппаратурой американцев «Армению» тогда найти не удалось. Пять лет назад одна из фирм заявила, что им удалось установить точное место гибели судна. Получив их отчёт, вышли в море. На обозначенную точку погрузился подводный аппарат «Лангуст» (Государственный океанариум, Минобороны Украины), но ничего не нашёл. В 2006-2008 годах мы, используя самую совершенную немецкую и американскую технику, облазили тот квадрат вдоль и поперёк. Точку эту пересекли 27 раз! Обнаруживали даже 20-сантиметровые гильзы от артиллерийских снарядов. В 2009 году, всего в 270 метрах от указанной фирмой точки, мы обнаружили украинским подводным роботом «Софокл» парусный 30-метровый корабль. Не верю в разговоры о том, что «в этом месте «Армения» провалилось в пропасть и её завалило илом». Ландшафтные характеристики, особенности грунта и ила позволяют сомневаться: нет там таких пропастей, на мониторе гидролокатора это просматривается великолепно и чётко. Гильзы обнаружили, а уж хоть маленький кусочек какой-нибудь части судна, если бы он там был, и подавно заметить можно.В этот раз экспедиция будет чисто украинская. К сожалению, Россия, которая, казалось бы, тоже как правопреемница СССР должна быть заинтересована в увековечивании памяти погибших, относится к поиску как-то безразлично. Но среди привлечённого оборудования предполагается использование поисковой техники российского Научно-исследовательского института приборостроения имени В. Тихомирова. Кроме того, проектируем наш «Архимед» - он должен достать до 500 метров. Думаю, в море выйдем примерно во втором квартале. Осталось всего два квадрата, где мы ещё не искали: шансы растут. Один из них - за территориальными водами напротив Ай-Тодора. Второй - на траверзе Аюдага. Глубины поиска: от 470 до 1500 метров. Больше всего опасаюсь, что в тех местах судно соскользнуло по склону на большие глубины. Но будем надеяться на лучшее. Хотя финансирования уже традиционно нет, хотя политикам это и не интересно, но экспедиция обязательно будет! Это наш долг перед погибшими 70 лет назад. Море зовёт».