Василий Джарты: За полномочия придётся бороться

3 Март 2011 1217
Премьер-министр АРК Василий Джарты в редакции газеты.
Премьер-министр АРК Василий Джарты в редакции газеты. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Председатель Совета министров АРК Василий ДЖАРТЫ и раньше не избегал общения с крымской прессой. Но когда он пришёл в качестве гостя в «Крымскую правду», журналисты газеты, что называется, «оторвались по полной». Впрочем, зная, что беседа будет ограничена лишь полутора часами, они задавали вопросы о наиболее острых проблемах автономии.

О криках: "Ура!", "проклятых сепаратистах" и новой элите

- Ранее вы говорили, что программой «Крым - жемчужина Украины» должны проникнуться все крымчане. Не кажется ли вам, что значительную трудность в исполнении этой программы представляет изменившееся со стороны центральной власти отношение к Крыму. Если при СССР он действительно был жемчужиной, то есть любимым дитятей, то после обретения статуса автономии отношение резко изменилось и из любимого дитя Крым превратился в пасынка. Касалось это не только конституционных, но и финансовых полномочий республики, которые ей раз за разом приходилось буквально отвоёвывать у Киева. И все наши проблемы именно в тезисе: «А не дадим им ничего, сепаратистам проклятым!».

- К счастью, о нас, крымчанах, уже не думают, что мы «сепаратисты проклятые». Мы доказали, что Крым является южными воротами Украины. Но за двадцать лет крымский патриотизм утопили в потоке популистских лозунгов. При этом дела тех, кто громче всех кричал, что они - патриоты Крыма, не соответствовали этим словам. Кроме криков «Ура! Мы автономия!» - ничего не было. И мы имеем то, что имеем.

Сегодня прежняя крымская элита разрозненна, её не видно. Наша задача - привлечь тех, кто действительно что-то сделал для Крыма. Это не только политики, но и учёные, общественные деятели, журналисты. Нужен своего рода клуб новой элиты, в котором будут обсуждаться проблемные вопросы автономии. Уже в ближайшее время он соберётся и заявит о себе.

- Действительно, и президент, и Кабмин с пониманием относятся к проблемам полуострова, даже пытаются их решать. Но для того, чтобы превратить Крым в жемчужину Украины, единомышленники должны присутствовать во всех ветвях власти, а этого пока не происходит. Что нужно, чтобы этого достичь?

- Нужно время. Если кто-то думает, что один Джарты, его команда, Совмин и какие-то ещё ветви власти что-то могут сделать самостоятельно, они глубоко ошибаются. Этого должны захотеть все: каждый на своем рабочем месте - от простого сельского труженика до председателя Совета министров. По-другому вопрос решаться не может. Сегодня действительно нет ещё ощущения, что власть в Крыму полностью консолидирована. Но мы движемся в правильном направлении. Уверен, пройдёт некоторое время - и цель у всех будет одна: создать эффективные условия для того, чтобы люди в Крыму не выживали, а жили. С другой стороны, мы понимаем, что не можем создать некий рай земной на отдельно взятой территории. Ну не могут в Крыму все жить зажиточно, а на Украине - иначе. Крым зависит от многих тенденций, свойственных стране в целом. Но у нас есть статус автономии, есть своя Конституция, свой Верховный Совет. И мы уже начали первые реальные шаги по укреплению и расширению полномочий автономии как неотъемлемой части Украины.

О парламентских интригах и дополнительных резервах

- Расширять полномочия Крыма действительно нужно. Когда в Совет министров пришла ваша команда, она начала разрабатывать несколько проектов законов Украины, в частности о Совмине, инвестиционной привлекательности автономии, экологии, земельных отношениях. Но пока нам известно только о двух реальных законопроектах: о земле, который в январе не набрал достаточного количества голосов в Верховном Совете Украины, и о Совете министров Крыма - тот, кажется, пропал в кулуарах крымского парламента. Каковы перспективы заявленных вашей командой документов?

- Никто и не обещал, что принимать законы будет легко. Если мы говорим о самодостаточности республики, то главным, конечно, является закон о развитии АРК. Президент Виктор Янукович считает, что этот закон должен стать пилотным, в нём будут зафиксированы стратегические перспективы развития конкретной территории. Законопроект практически подготовлен, он дважды выносился на заседания Кабинета министров, сегодня проходит последние согласования. Но нужно учитывать, что некоторые парламентарии этому препятствуют, поэтому идёт внутренняя борьба за принятие данного закона.

Что касается законопроекта о земле, СМИ пишут, что его во второй раз внесли в повестку дня заседания Верховного Совета Украины, но сняли якобы без видимых причин. В действительности же его отозвали по нашему настоянию, поскольку отдельные депутаты решили сделать документ универсальным: они добавили в него ряд положений, касающихся земельных отношений в других регионах Украины. В результате законопроект оказался растянут и для многих непонятен. Он будет доработан, оптимизирован и вновь подан на рассмотрение украинским парламентом.

Республике необходим и закон о полномочиях Совета министров. Повторюсь, не всё происходит так быстро, как хотелось бы, но у нас хватит политической воли довести дело до конца.

- В последнее время и на республиканском уровне принято много документов, касающихся развития Крыма. Например, один из последних - о яхтенном туризме и малой авиации. Между тем из более чем пятидесяти республиканских программ сегодня работает менее половины, да и те финансируются недостаточно. Зачем же плодить новые? Или это лишь демонстрация, вернее, имитация деятельности?

- Считаю в корне неверной практику, когда правительство «запускает» лишь те программы, под которые есть ситуативное финансирование. Получается, есть деньги - давайте их быстро используем, вот, кстати, и программа подходящая.

Но при этом отсутствует стратегический подход к решению проблем: никто не знает, куда двигаться в ближайшие годы, не видит перспектив. Именно поэтому сегодня так важно чётко представлять, каким Крым должен стать через десять, пятнадцать, двадцать лет. А для этого следует разработать стратегию его развития, что мы и сделали.
И никакого популизма здесь нет и в помине.

Что касается малой авиации и яхтенного туризма, то мы пока приняли концепции, в которых обозначена руководящая идея, перспективное направление развития этих отраслей. Конечно, для этого нужны колоссальные средства, но если мы не будем ничего делать сегодня, то и завтра у нас будет то же, что и двадцать лет назад, то есть ничего.

Концепция - лишь первый шаг. В дальнейшем придётся решать куда более сложные задачи. Например, есть согласие президента разместить первые яхтенные марины на территории грузового и пассажирского портов в Ялте. Но сегодня порты находятся в ведении Министерства транспорта Украины и вряд ли оно так просто нам их отдаст.

Значит, придётся бороться, доказывать, что грузовой порт, который в день переваливает, условно говоря, две тонны песка в центре Ялты, создаёт городу больше проблем, чем приносит прибыли.

- И всё же хочу уточнить. Стратегия и концепции - это хорошо, но работать они начнут только в случае принятия соответствующих программ. Под них опять же нужны деньги, которых нет. Вы не раз говорили, что в республиканском бюджете есть дополнительные резервы - легализация зарплат, вывод бизнеса из тени и прочее. Но, судя по данным налоговиков, прорыва здесь пока не наблюдается.

- Мы создали республиканский комитет по оптимизации платежей в бюджет, чтобы немного встряхнуть местные власти в городах и районах, в том числе налоговые администрации. Ведь если сегодня крымский бюджет выполняется на 98,5%, то показатели по городам и районам гораздо ниже.

И здесь возникает масса вопросов. Например, почему не выполняют план по налогам и сборам такие курортные города, как Ялта или Евпатория? Почему в прошлом сезоне, несмотря на увеличение количества туристов на 800 тысяч человек, бюджет получил не миллионы, а несколько сотен гривен, именно несколько сотен, не больше? Поэтому, готовясь к предстоящему сезону, мы должны чётко понимать, чего от него хотим: увеличения потока отдыхающих или экономического эффекта. Или того и другого.

С другой стороны, чем больше государство будет вкладывать в развитие регионов, используя бюджетные механизмы, тем больше инвесторов смогут привлечь местные власти. Чем больше инвесторов, тем больше экономической стабильности. Чем больше стабильности, тем больше денег в бюджете. Но замкнуть этот круг, дать первый толчок обязано государство.

- Есть ли у Крыма шанс стать экономически самодостаточным, и нужен ли автономии одноканальный бюджет?

- Мы должны стремиться к экономической самодостаточности Крыма. Наша цель - сделать так, чтобы Крым не тянул деньги из центра, а сам мог полностью себя обеспечить. Он должен стать регионом, благодаря которому и будет развиваться вся Украина. Источники формирования бюджета могут быть разными. Главное, чтобы они находились на территории автономии.

О дворцах, «шалманах» и пяти квадратных метрах

Совмин планирует создать республиканское учреждение «Ливадийский дворец-музей», куда перейдут и сам дворец, и парк. Специалисты утверждают, что это не только снизит статус, но и лишит государственного финансирования.

- Парк должен развиваться вместе с Ливадийским дворцом, как это было раньше. Сегодня в парке вовсю торгуют сувенирами, скоро дойдёт до блошиного рынка. Что касается самого дворца, аналогов которому нет ни в одной из стран СНГ, то из него сделали не визитную карточку, а проходной двор. Свадьбы, дни рождения - каждый делает там, что хочет. А что в фондах происходит, вообще никто не знает. Мы хотим жёстче контролировать наше достояние, то, что по праву принадлежит автономии и государству. Для этого и создаём республиканское ведомство.

- Плато Ай-Петри является уникальной природной зоной, но из уст чиновников разного уровня периодически звучат предложения узаконить шалманы на Ай-Петри, а затем начать строить там «цивилизованные» рестораны и кафе. При этом экологи говорят о том, что любые попытки заковать Ай-Петри в бетон неминуемо приведут к гибели плато, а чтобы восстановить утраченное, понадобится не одно десятилетие. Какова ваша позиция в этом вопросе?

- Во-первых, нам необходимо прагматично оценить ситуацию, чтобы потом не давать задний ход. Однако уже сейчас могу сказать, что никогда не соглашусь на узаконивание нынешних «шалманов» на плато Ай-Петри. Во-вторых, Ай-Петри надо развивать и делать его привлекательным для туристов, но с учётом экологической безопасности.

- На сайте Верховного Совета Крыма обнародован новый порядок использования пляжных территорий, в котором предусматривается, что на одного отдыхающего должно приходиться пять квадратных метров пляжа. Власти городов и посёлков ЮБК признаются, что выполнить это условие сложно, учитывая, что количество отдыхающих превышает вместительную способность пляжей, а отсыпка одной карты пляжа в той же Ялте стоит около 400 тысяч гривен. Предусмотрены ли какие-либо средства на реконструкцию пляжей в бюджете автономии? И в случае принятия документа как правительство будет контролировать его исполнение, особенно по пяти квадратным метрам?

- Не собираюсь давать ни копейки и из центрального, и из республиканского бюджетов. Отсыпать пляжи Большая Ялта обязана сама. Это касается и Евпатории, и Алушты. Пусть руководство этих городов изыскивает средства, берёт кредиты. А то вдруг что, бегут: «Василий Георгиевич, помогите, дайте денег!». Но при этом ничего не делают, чтобы заработать самим. Вот когда они проявят инициативу, мы по мере возможности начнём помогать.

О том, кто прав и кто виноват

- Симферопольское водохранилище относится к водным объектам, на которые распространяется закон, запрещающий в зонах какое-либо строительство, кроме гидротехнических и специализированных инженерных сооружений. Но соборная мечеть на Ялтинской трассе в Симферополе к таковым не относится, тем не менее её планируют расположить гораздо ближе от водохранилища, чем это позволительно. И депутаты горсовета уже дали разрешение на выполнение проекта землеотвода. Как вы относитесь к тому, что тем самым они фактически попрали закон?

- Депутаты приняли решение о согласии на подготовку документов для строительства - в этом нет нарушения. И окончательное решение будет принято в рамках закона.

Если же говорить о нарушениях законодательства со стороны местных властей автономии в целом, то мы до последнего будем бороться с этим беззаконием. На ЮБК, например, нужно было запрещать строить не то что в стометровой, а в километровой зоне.

- Вы присутствовали на сессии Симферопольского горсовета, когда депутаты выделили участок земли в микрорайоне Луговое-2 под строительство жилья крымским татарам. Общественные организации инвалидов Крыма сразу же созвали пресс-конференцию и обнародовали документы, согласно которым этот же участок несколько лет назад депутаты предыдущего созыва выделили под строительство социальной деревни для инвалидов, но начать её строительство помешали самозахваты. Вам известно об этом?

- Земля в Луговом выделена не только крымским татарам, но и представителям других национальностей. Вопросом спорности участка занимался вице-премьер Крыма Георгий Псарёв, и в ближайшее время мы увидим официальное заявление, которое внесёт полную ясность в этот вопрос.

- Ранее, обсуждая вопрос выделения земли в Симферополе участникам самозахватов, тот же Псарёв предложил: «Давайте работать по спискам, заверенным печатью меджлиса». Хотелось бы напомнить, что меджлис является незарегистрированной организацией и никакой печати там и быть не может.

- Псарёв оговорился. Но мы должны понимать, что необходимо от чего-то отталкиваться. Ведь все граждане Украины имеют право на землю. Мы проанализировали, скольким крымским татарам была выделена земля, и это одна треть из вернувшихся в Крым. С другой стороны, есть опасность того, что мы потратим деньги на коммуникации для выделяемых участков, а те, кто получит там землю, не будет на ней ничего строить. Но мы идём на это ради освобождения других захваченных участков, ведь из-за самозахватов власти Симферополя не могут принять генплан города.

О месте под солнцем и капле в море

- Симферополь не имеет не только генерального плана, но и свободной земли. Он окружён если не самозахватами, то мелкими частными строениями. Разве по-хозяйски отдавать драгоценную землю под индивидуальное строительство, ведь очевидно, что город должен расширяться благодаря многоэтажной застройке?

- Полностью с вами согласен. В Симферополе действительно много частного сектора. Если бы существовал план развития города, не получилось бы, что в центре города находятся участки частной застройки. Принять бы горсовету решение не давать землю под индивидуальное строительство, но по закону он этого сделать не сможет, ведь каждый гражданин Украины имеет право на землю. Прокуратура сразу такое решение опротестует. Поэтому вокруг частного сектора в Луговом-2 мы хотим выделить землю под многоэтажки.

- Когда в Луговом будете разбираться, наметьте место и для Дворца спорта. Симферополь - единственный региональный центр на Украине, где нет ни Дворца спорта, ни бассейна, ни нормального спортзала, куда бы вы могли привести инвесторов, если они приедут. А стадион «Локомотив» просто ползёт по швам.

- Буквально неделю назад мы подняли вопрос, что Симферополь - единственный республиканский центр Украины, не имеющий выставочного центра. Конечно, если бы у нас был Дворец спорта, там логично было бы и разместить выставочный центр. Сегодня уже есть поручение найти площадку для строительства. И средства для начала проектирования в этом году именно такого комплекса, думаю, мы найдём.

Вы знаете, что в прошлом году из госбюджета на социально-экономическое развитие автономии выделили 500 миллионов гривен. Рекорд, казалось бы, раньше ничего подобного не было. Но это - капля в море для решения всех накопившихся за долгие годы проблем. В этом году выделят 900 миллионов, 100 миллионов уже поступило на наш казначейский счёт. Тоже рекордная цифра, но тоже капля в море.

Мы запланировали построить в Симферополе восемь детских садов, достроить школу. И дороги - не только в Симферополе, но и во всех крупных городах - не менее 25 миллионов гривен на каждый город. Но сколько ещё работы! Возьмём, например, Украинский театр, на него же страшно смотреть. И как долго центральные власти ещё будут нам помогать - год, два, три? Ведь это всё делается лишь для того, чтобы мы сами смогли привлекать инвесторов, начали зарабатывать.

- Действительно, хочется, чтобы впереди была ясная цель, перспектива и надежда на лучшее. Убеждён, что если переход через Керченский пролив только начнёт строиться, Крым уже будет не узнать. Он сразу станет другим, и инвесторов уже не надо будет уговаривать.

- Решение вопроса о строительстве перехода - это межгосударственный уровень. На уровне Кабинета министров создана межведомственная рабочая группа, в которую входит один из моих заместителей, она активно работает. Уже есть договорённость, что в строительстве будут задействованы рабочие ресурсы Керчи, Феодосии и других городов Крыма, а также наши предприятия. Поэтому считаю, что переход будет. Он должен быть. И это действительно даст реальный толчок развитию экономики полуострова.

- Крым традиционно рассматривается как место отдыха, но Керчь и Феодосия - это промышленные города. Симферополь и Севастополь - тоже. У нас только на два военных аэродрома меньше, чем в Великобритании. Скажите, вы верите в то, что весь этот потенциал можно восстановить?

- Без веры вообще нельзя что-либо делать. Что касается потенциала, то буквально сегодня утром на совещании с заместителями я сказал: посмотрите на карту, Южный берег занимает лишь пятую часть Крыма, а большая часть его территории - это сельхозугодья. И в стратегии развития автономии это направление - одно из приоритетных. Крымчане должны кормить себя сами. Ну что, мы не можем посеять сегодня гречку и вырастить её? Не можем удовлетворить потребности в овощах, в зерне? Можем! Нужно только правильно это спланировать. То же касается и других отраслей экономики Крыма - транспорта, строительства, промышленности.

О чиновничьих чемоданах и умении отделять зёрна от плевел

- Не так давно было много шума по поводу планируемого переезда различных министерств и ведомств из здания Совмина, но затем началась административная реформа, сокращение и оптимизация госаппарата. Отпала ли в связи с этим необходимость переезда и закончены ли штатные перемещения?

- Когда мы приглашаем инвесторов, они, мягко говоря, в шоке от состояния не только отдельных кабинетов, но и всего здания правительства. О каких миллионных инвестициях может идти речь, если административные здания находятся в плачевном состоянии? А мы хотим, чтобы инвесторы видели, что действующая власть здесь надолго. Поэтому в здании Совмина делаем ремонт и переезд не отменяем.

Реформирование власти тоже пока не окончено. Второй этап административной реформы подразумевает наделение регионов более широкими полномочиями, а значит, большей ответственностью. Но это возможно лишь при условии укрепления власти на местах.

- Недавно вы побывали в трамвайном управлении в Евпатории, где заявили, что до конца февраля оно получит 260 тысяч гривен для ликвидации задолженности по зарплате. Выполнено ли это обещание?

- Вопрос финансирования решён, средства уже поступили на счёт Министерства финансов, и мы готовы передать их трамвайному управлению для погашения долгов.

- Категория «дети войны» имеет льготы на проезд в общественном транспорте. Но нередко водители крымских автобусов отказываются перевозить их бесплатно. Вы намерены уладить этот болезненный вопрос?

- Городские Советы Евпатории, Феодосии и Керчи заключили договоры с перевозчиками об обслуживании граждан этой льготной категории. Совмин помогает городским властям упорядочить перевозку людей, но полностью удовлетворить потребности крымчан в льготной перевозке трудно из-за отсутствия средств в бюджете.

Однако, учитывая социальную значимость предприятий электротранспорта, в феврале мы изыскали средства для предприятий электротранспорта на компенсацию льготного проезда. За счёт субвенции из госбюджета в 2011 году предприятиям электротранспорта будет перечислено 2,39 миллиона гривен, в том числе предприятиям «Крымтроллейбус» - 1,8 миллиона, «Керчьтроллейбус» - 186,9 тысячи, Трамвайному управлению им. И. А. Пятецкого - 400,2 тысячи. Причём 1,78 миллиона мы из Киева уже получили.

- Умеете ли вы «держать удар»? Как переживаете минуты славы и минуты поражения?

- Удар научился держать давно - как только в 1987 году вышел закон о кооперации. Думаю, вы понимаете, ведь и Крым переживал сложности в те времена.

Что такое слава? Что такое поражение? Вся человеческая жизнь - это синусоида. Есть подъёмы и падения. Главное, когда ты находишься внизу, нужно сделать всё, чтобы опять вернуться в верхнюю точку. Считаю, что каждый, кто не прожигает, а проживает свою жизнь, движется по этой траектории. А вообще для меня работа, наверное, самое главное. Комфортно себя чувствую, когда то, что делаешь, получается. Это, наверное, и есть самое большое достижение.

- Способны ли вы прощать, сопереживать человеку, попавшему в беду? Что для вас простительно и что - категорически нет?

- Я считаю себя сильным человеком. А сильный человек должен уметь прощать. Есть человеческие ошибки, которые допущены по ряду объективных причин, и это нужно понимать. Любой человек может ошибаться. Наверное, кто-то и меня должен прощать за мои ошибки.

Самое страшное - это предательство. Вот предательство простить нельзя. Потому что действия человека, который предаёт - осознанны, он осмысленно на это идёт. Главное - понять, предательство это или ошибка.

- Предательство - это когда бьют в спину.

- А может, кто-то сзади просто споткнулся и упал на вашу спину? А вы расценили это как предательство! (смеётся).

Подготовили
Алексей ЕРМОЛИН,

Елена МАНИНА,

Никита ПОЛЬКО,

Николай ФИЛИППОВ.