Настоящая любовь

3 Март 2011 652
Валентина и Юрий. 1953 год. Ленинград. Он отбывает к месту службы, она остаётся заканчивать институт.
Валентина и Юрий. 1953 год. Ленинград. Он отбывает к месту службы, она остаётся заканчивать институт.

Валентина Николаевна и Юрий Иванович Микеровы смотрят друг на друга с нежностью, а ведь с рождения их любви прошло уже более полувека, в жизни было разное. Но любовь, понимание и уважение тоже были всегда. И есть!

Белозерская встреча

Более тридцати пяти лет они - севастопольцы. Но если составлять карту семьи, то на ней будет много пунктов: Мурманск, где поженились; Полярный, где двадцать лет жили и служили; Калининград и Ленинград, где учились. Погранзастава Зимняя Мотовка на границе с Финляндией, на которой «служила» семилетняя Валюша с папой Николаем Ивановичем и мамой Анной Кирилловной. Антарктида, где был по долгу службы Юрий Иванович. Ещё множество точек-координат и, конечно, главная - Белозерск на Вологодщине.

- Хоть и учились в одной школе, - рассказывает Юрий Иванович, - но знакомы не были. Встреча произошла позже. Валюша, студентка Ленинградского педагогического института, приехала на каникулы к маме Анне Кирилловне (папа - Николай Свистунов, начштаба 181-го батальона пограничных войск Мурманского округа - героически погиб
28 января 1942 года. - Ред.). А я, курсант Калининградского 2-го Балтийского высшего военно-морского училища, приехал навестить своих родителей Веру Александровну и Ивана Дмитриевича. Познакомились с Валей на озере - есть в Белозерске красивейшее Белое озеро. Любовь с первого взгляда проверялась двумя годами переписки.

- Может, нынешней молодёжи это и покажется странным, - продолжает Валентина Николаевна, - но наше поколение в основном таким и было. Верим, есть непреходящие ценности: порядочность, честность, любовь, верность, хорошая крепкая семья, уважение друг к другу, пронесённые через всю жизнь.

Супруги рассматривают семейные фото, вспоминают день свадьбы. Сейчас с улыбкой, а тогда пришлось понервничать.

- 1954 год. Июль. Ленинград, - рассказывает Валентина Николаевна. - Закончен институт. Распределение в Архангельскую область учителем русского языка и литературы. Мы с Тамарой Балакиревой, моей лучшей подругой, прощаемся с любимым городом. Не могу не рассказать о Тамаре - необыкновенном человеке: можно сказать, благодаря ей мы поженились. Обаятельная Тамарочка, искренне любящая всех людей, готова была каждому прийти на помощь. Если у неё появлялись деньги, она приглашала всех в студенческую столовую, покупала билеты в кино и театр, совсем не заботясь, когда вернут долг. И вот мы расстаёмся. Мне грустно ещё и от того, что давно нет писем от Юры, который первый год служит офицером на Северном флоте.

Телеграмма судьбы

Писем не было, но в последний момент прилетела телеграмма: «Будь в субботу самолётом в Мурманске. Единственная возможность встречи. Люблю. Целую. Юрий».

- Помню, радость сменили смятение и растерянность, - говорит Валентина Николаевна. - Что делать? Меня ждут дома. Денег мало. И как же это лететь в неизвестность? Предложение стать его женой Юра сделал мне два года назад, но тогда мы оба ещё учились.

Подруга Тамара решительно советует: «Валька, лети!». Хозяйка квартиры, которую девушки снимали в студенческие годы, сомневается: «Валечка, полетишь, а потом он всю жизнь тебя упрекать будет: мол, сама ко мне прилетела...». Валентина Николаевна не знает, как поступить, и тут подруга берёт инициативу в свои руки. Подсчитывает деньги, занимает недостающую сумму у хозяйки и командует: «Едем на Невский за билетом на самолёт».

- В кассе последний билет, - говорит Валентина Николаевна. - Решили: судьба. И вот аэропорт. На Тамаре белое крепдешиновое платье, а я парюсь в бостоновом костюме, купленном для работы в школе. Красная блузка и босоножки дополняют наряд. Багаж - чемоданчик с одним платьем и мелочами. Ни плаща, ни пальто. Еду на Север. Минута прощания. Договариваемся: если что не так, я шлю Тамаре телеграмму в Архангельск, и она высылает деньги на обратную дорогу. И вот мы в воздухе. Рядом сидит представительный мужчина. Немного побеседовали. Он интересуется, встретят ли меня, уж очень легко одета. Я немного нервничаю: вдруг Юра не встретит? Посадка. Все спешат к автобусу, который идёт в Мурманск. Меня никто не встречает. Подходит попутчик и предлагает подвезти на машине, которая пришла за ним. Что делать? Сажусь в машину, ещё не плачу, но уже близка к этому. Мужчина деликатно молчит. И вдруг вижу несущееся навстречу такси и белую офицерскую фуражку в окне. «Остановите! Это за мной!». Выскакиваю из машины, навстречу бежит Юра. Обнялись. Все печали остались позади.

Оказалось, Юрий надолго уходил в море, поэтому так решительно и вызвал любимую. Но на пути к счастью чуть было не встала сотрудница загса, отказывавшаяся регистрировать брак, мотивируя, что молодожёны будут просить квартиру у командования.

- Заверили, что не будем, - улыбается Юрий Иванович. - Наконец выдают свидетельство о браке и объявляют мужем и женой.

Вместе по жизни

- С облегчением выходим на улицу, - продолжает Валентина Николаевна. - Светит незакатное полярное солнце, искрится в Екатерининской гавани вода, стоят у причала боевые корабли, а вдали - серые скалы. Молодой муж произносит сакраментальную фразу: «Ну ладно. Я пошёл на корабль»... Почему сакраментальную? Она сопровождала нас на протяжении всей службы, могла прозвучать в новогоднюю ночь или в разгар отпуска. И это было свято. А я отправилась телеграфировать маме, которая давно ждала домой: «Мамочка, не волнуйся, всё хорошо. Целую. Валя». В воскресенье отмечали свадьбу. Сидели в столовой, названной каким-то остряком «Ягодкой». Механик Саша Лазеев и штурман Иван Иванович - вот и все гости. Мужчины пили вино и обсуждали корабельные дела. Потом отправились в Дом офицеров флота, где я с каждым потанцевала. На следующий день Юра отвёз меня в Мурманск, купил билет в мягкий вагон, выдал немыслимую сумму - 3500 рублей (стипендия у меня была 220 рублей). И мы расстались на четыре месяца. Корабль уходил на боевое задание на Новую Землю.

Юрий Иванович служил командиром кораблей на Северном флоте, потом инженером-гидрографом на Черноморском флоте, в кругосветке прошёл моря и океаны. Сейчас капитан I ранга в отставке. Валентина Николаевна, как и положено жене морского офицера, ждала из походов, хранила семейный очаг, работала в школе. Супруги вырастили дочек Алёну и Светлану, радуются внукам Марии, Кириллу и Юрию. А те гордятся родителями, бабушкой и дедушкой, очень их любят. О доброте и жизнелюбии супругов могли бы рассказать и пушистые красавцы Фёдор и Бася. Особым кошачьим чутьём они, замученные улицей, выбрали квартиру тех, кто приютит. Теперь довольно мурлычат, когда Валентина Николаевна и Юрий Иванович ласково гладят любимцев.

- Говорят, браки заключаются на небесах, - улыбается Валентина Николаевна. - Я благодарна Господу за счастливую жизнь, замечательного мужа. Раньше в России офицеры с достоинством произносили: «Честь имею!». Мой муж относится к таким людям, которые могут сказать: «Честь имею!». И это будет правда.

Впрочем, такую же правду Юрий Иванович может сказать и о жене: «Она у меня замечательная, настоящая офицерская жена, верная, надёжная, заботливая, любящая. И самая любимая на свете».

В их жизни было разное, но ни он, ни она ни разу не пожалели о встрече на Белом озере, о том, что расписались в Мурманске. Потому что в их сердцах живёт настоящая любовь.