Мой прекрасный край

3 Март 2011 746
Улица Тырети. Фото с сайта www.gorodokk.ru
Улица Тырети. Фото с сайта www.gorodokk.ru

Как каждому из нас порой не хватает мгновений настоящего счастья, что пережили в местах детства! «Крымская правда» предлагает читателям мысленно вернуться в те сокровенные уголки и времена, вспомнить, как жили. Присоединяйтесь, как это сделала Галина ДОКУЧАЕВА из Симферополя.

«Мой дед Степан Васильев в 1909 году за стачечное движение на золотых приисках Якутии был сослан с семьёй в Сибирь. Гнали их по московскому тракту, папа мой родился в повозке. Поселили деда в трёхстах километрах от Иркутска, в деревушке Тыреть-2. Там и родилась я. Деревушка располагалась в долине. С одной стороны - небольшая возвышенность с соснами, пихтой и кустами кашки, цветущими весной. Внизу - озеро родниковое с рыбками и речушка Трифониха, в которой мы купались до тумана в глазах. С другой - за огородами лес с берёзками, боярышником, земляникой и многими полезными травами. В четырёх километрах от села - сосновый бор, где было много грибов. Хозяйство у родителей было хорошее, мы были одеты, обуты, нам наряжали ёлку на Новый год, у нас были коньки и лыжи. Помню, как садились за стол: дед, бабушка, папа с мамой и три папиных брата. Стоял большой самовар, и шёл разговор о хозяйстве и о делах в колхозе. Утром родители уходили на работу, а мы оставались с дедом и бабушкой с заданием на день. Вечером родители приезжали с работы на повозках с песнями, мы радостно встречали.

Война с белофиннами, папа ушёл на фронт. На краю села на пригорке стоял домик лесника, и у него был радиоприёмник. Мама брала двух моих маленьких братьев и шла к леснику послушать, как проходит война, скоро ли закончится. Папа с финской вернулся, но мужчины в селе поговаривали, что война будет с Германией. И она грянула. Помню, как папа шёл с сенокоса с очень тревожным лицом, дома мы его окружили, он говорил с нами о войне.
В селе было дворов триста, почти все мужчины ушли, остались пожилые. Один стал председателем колхоза, другой - бригадиром, организовывали полевые работы. Всё для фронта! Женщины взяли всё на себя. Садились на трактор, выполняли все трудоёмкие работы, помогали и мы, дети. Давали нам серпы, показывали, как держать, и мы участвовали в жатве. Один раз серп прошёл мне по мизинцу, шрам виден до сих пор. Ночью убирали сено, стояли у комбайна: насыплется бак зерна - быстро относили в кучу. В общем, делали всё, чтобы помочь отцам и братьям на фронте.

Победа. В село с фронта вернулись лишь трое, в том числе и мой отец. Один мужчина прожил полгода, папа - девять лет, умер от последствий ранений и болезней. Третий фронтовик был полуслепой, одинокий - его жена и трое детей отравились по весне просом. Но жизнь в селе продолжалась. После семи классов тётя по папиной просьбе согласилась отвезти меня в город, в техникум. Поехала в одном ситцевом платье. В котомке - телогрейка и ботинки двоюродного брата, которые дала тётя, юбка и кофточка от подруги. Поступила, но со второго курса ушла на годичные курсы картографов, техникум закончила заочно. Стала работать, вышла замуж, родилась дочь. Кстати, с мужем мы живём уже 59 лет, у нас двое внуков, три правнука. В 1955 году мужа отправили в Казахстан, поехали с дочкой с ним. Ехали в товарном вагоне до города Атбасар, от него потом до места надо было ехать на машине ещё около сотни километров. Не доехали, пришлось переночевать в чеченской семье. Отругали нас, бестолковых родителей, чеченцы, что пустились в путь с маленьким ребёнком. Нагрели воды, искупали дочь, дали нам умыться, напоили чаем. Утром поехали дальше. Приехали в совхоз, жить негде - поселили нас в Красном уголке. Стала я знакомиться с казашками, узнавала обычаи, научилась готовить буарсаки (типа печенья или хлебцов). В декабре 1959 года мужа перевели на Украину в город Буск, жили в частном доме в украинской семье, жили дружно. Через два года переехали в Шепетовку. Пришлось побывать в Белоруссии, жила на квартире в белорусской семье. Работала в Молдавии, жила в молдавской семье, два сезона работала в Львовской области. Ни разу ни в одной республике никто мне не сказал, что я москалька. Дружно все народы жили.

А я, где бы ни была, всегда вспоминала свою деревушку под Иркутском. Моя малая родина навеки осталась в душе такой же прекрасной. Правда, от села там ничего не осталось, но неподалёку вырос городок солеразработчиков. Верю, что и для рождающихся там детей мои места детства тоже становятся малой родиной. Вот такой у меня был «родной порог», мой любимый край».

***

Тыреть - муниципального образование в Заларинском районе Иркутской области России, в которое входит рабочий посёлок Тыреть (Тыреть-1) и старая деревня Тыреть (Тыреть-2). По мнению Матвея Мельхеева, изучавшего этимологию названий Прибайкалья, Тыреть происходит от названия бурятского рода тэртэ, перешедшего сюда из Тункинской долины в XVII веке, где живут буряты этого рода.

Здесь расположен один из самых известных солерудников России, открытый в 50-60-х годах прошлого века. Каменную соль крошат комбайнами и вывозят на поверхность для обработки.

Источник: www.ru.wikipedia.org