Власти много не бывает,

считают крымские политологи и мечтают об авторитаризме

27 Февраль 2011 1388

Вчера исполнился год со дня инаугурации четвёртого президента независимой Украины Виктора Януковича. Год - слишком малый срок для того, чтобы давать однозначные оценки непростым процессам, которые ещё далеки от своего завершения. При этом не заметить начатые в стране впервые за долгие годы реформы невозможно. Обсудить успехи и неудачи первого президентского года собрались за «круглым столом» «Крымской правды» политологи Владимир Джаралла, Александр Форманчук, Денис Батурин и Андрей Мальгин.

- Год, который мы прожили после инаугурации президента Януковича, был достаточно насыщенным. Какие достижения мы можем записать в актив президенту и его команде?

Александр Форманчук:

- Я бы уточнил, что этот год был более успешным лично для Януковича, чем для его команды, потому что, мне кажется, окончательный состав своей команды ему не удалось сформировать. Думаю, впереди нас ещё ждут кадровые решения. Президенту удалось если не улучшить ситуацию, то хотя бы остановить Украину на грани падения в пропасть. Януковичу также удалось впервые за десять лет обозначить и даже начать необходимые реформы. В гуманитарной сфере Янукович в некоторой степени «успокоил» общество и устранил деформации, созданные его предшественником. Речь идёт о совершенно не нужных Украине псевдоисторических проектах Ющенко. Во внешней политике зарубежные визиты Януковича в отличие от его предшественника не были просто «турпоездками». Это была попытка балансировать между Европой и Россией и, надо сказать, небезуспешная. Кроме того, наметилась ориентация на расширение сотрудничество со странами БРИК, в первую очередь Китаем и Индией, экономики которых растут. Эффективное сотрудничества с этими странами и Россией сегодня представляет наибольший интерес для Украины.

Денис Батурин:

- Одной из причин, по которым Янукович стал президентом, было разочарование избирателей в его предшественнике. Это вызвало общее разочарование во всём «оранжевом» лагере. От Януковича ждали наведения элементарного порядка в стране. И те действия, которые мы наблюдаем сейчас, в частности в Крыму, говорят именно о такой направленности его политики. При Ющенко центральная власть издавала указы, осуществляла какую-то политику, но всё это подвергалось жёсткой критике, не исполнялось и саботировалось на местах. В итоге сгруппировавшиеся региональные элиты, саботируя выполнение команд из центра, решали при этом вопросы политической и хозяйственно-экономической жизни своего региона самостоятельно. Примером может служить Крым, где действия экс-президента по наведению порядка в земельной сфере и сфере межнациональных отношений привели к нулевому результату. Причём у Ющенко были силовые и политические рычаги влияния и поддержка одной из самых организованных этнических групп полуострова. Безусловно, эту систему нужно менять.

В предшествующие периоды были заложены основы географического разделения нашего государства и соответствующего разделения электоральных предпочтений. Первое, что делает президент Янукович, чтобы стать президентом всей страны, а не отдельных областей, - выстраивает административную систему, осуществляет расстановку кадров. Безусловно, без согласования интересов, в том числе идеологических, тут не обойтись. С другой стороны, чтобы проводить реформы и управлять государством, необходимы кадры, которые будут выполнять волю президента и которым тот может доверять. Кадровая политика такого рода никогда и нигде не воспринималась положительно. Например, усиление вертикали власти привело к смене элит в Крыму и разрушению сложившейся системы отношений. Но однозначный плюс - это концентрация власти и обеспечение управляемости государства.

Андрей Мальгин:

- Беспорное достижение Януковича - потепление отношений с Россией, подписание договорённостей по Черноморскому флоту РФ. Нельзя не отметить также первые шаги по проведению реформ, в частности сокращение госаппарата. Это, пожалуй, главный позитив.

Владимир Джаралла:

- Крыму приход Януковича дал очень многое. Впервые в Киеве установилась власть, которая не является враждебной по отношению к республике. Несомненно, это связано с именем нового крымского лидера Василия Джарты - человека, который входит в «личную команду» президента. Многие важные решения относительно Крыма принимаются благодаря его авторитету и связям. Для автономии это фактор, конечно же, благоприятный. Переформатирован совет представителей крымскотатарского народа при президенте, что сделало его работу более динамичной. Приняты решения по проблеме самозахватов. Начата работа по нормализации земельных отношений. Это уже достижение по сравнению с ситуацией прошлых лет, когда мы наблюдали полное отсутствие у власти политической воли. Нужно также понимать, что со стороны правительства в отношении меджлиса это не уступка, а именно компромисс. Если другая сторона от него откажется, соответственно будет меняться и политика власти.

- Какие главные неудачи и тактические ошибки команды президента вы можете назвать?

Денис Батурин:

- Список негативных явлений, что имеют место сейчас, схож с тем списком, который мы могли бы составить два-три года назад. Реформы запущены, но год - слишком малый период, чтобы мы оценили их экономическую эффективность. Понятно стремление провести или хотя бы начать непопулярные реформы в самый первый год президентства, с тем, чтобы общественный шок от этих процессов к концу первого президентского срока Януковича несколько поутих и появились бы реальные ощутимые результаты этих реформ. Власть должна честно объяснить, что происходит. Налоговая реформа нужна, потому что практически каждый экономически активный гражданин Украины недоплачивает государству. И прежде чем обвинять его в жестокости, нужно понять: если хочешь получать пенсию, нужно платить налоги. Проблема в том, что мы не доверяем своему государству: оно ещё слишком молодо и слишком непредсказуемо себя вело. Только политической волей можно скорректировать любые реформы и компенсировать социальный шок. К сожалению, ещё не найден баланс между интересами крупнейших экономических групп и интересами общества. Но этот баланс не был достигнут с самого начала существования государства Украина.

Александр Форманчук:

- В самой команде есть группы влияния, которые очень сложно согласовывают свои корпоративные интересы с потребностями государства. Кроме того, многое из того, что делает Янукович, выполняется на уровне импровизаций, которые далеко не всегда успешны. Примером может служить поспешное принятие Налогового кодекса. Но это в большей степени не просчёт самого президента, а недостаток профессионализма команды. Самому же Януковичу не хватает, на мой взгляд, более чёткой последовательности в действиях. Например, непонятна вся эта возня вокруг Тимошенко. Если она виновата - доведите до суда. То же касается и гуманитарной политики. Табачник - удачное решение, но ему досталось тяжёлое наследство после Ющенко, поэтому здесь нужна единая стратегия. Действия Табачника должна поддерживать вся президентская команда. Но иногда его начинают критиковать свои же, что свидетельствует об отсутствии единства во властной команде. Воля должна быть более жёсткой. Сегодня только в условиях авторитарного управления можно спасти Украину от падения в пропасть, на грани которой она балансирует.

Андрей Мальгин:

- Пожалуй, стоит отметить некую «осторожность» при вступлении в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Процесс идёт излишне медленно. К недостаткам, пожалуй, стоит отнести и ставку на зарубежные заимствования и помощь международного финансового сообщества. Это наследие политики «многовекторности» мне представляется неоправданным, учитывая кризисную ситуацию, в которой мы находимся.

Владимир Джаралла:

- Всегда существуют завышенные ожидания. Достаточно вспомнить президента Обаму, который победил с фантастическими рейтингами. Но затем, когда наступило время конкретных дел, этот рейтинг стал резко снижаться просто потому, что у каждого американца свои представления о том, как должно быть хорошо. На Украине мы видим ту же ситуацию, поэтому сейчас восторгов значительно меньше. Главная причина - экономическая ситуация. Можно вспомнить шутку, что экономика Украины напоминает полную женщину, надевшую джинсы: вроде всё на месте, но такая ...задница!

- Отмену конституционной реформы куда отнести - к плюсам или к минусам?

Андрей Мальгин:

- Это отдельная тема. Если результатом реформы Конституции станет экономическая стабилизация, негативные её стороны будут менее заметны, поскольку «антидемократизм» этой реформы носит ситуативный характер. Если же явных успехов в экономике не будет, негатив выйдет на первый план. Важнейшим фактором будет именно экономическое состояние, потому что в условиях обнищания невозможна никакая демократия. Надо ещё учитывать особенности нашей страны. Азаров говорит, что «облегчат жизнь» мелкому и среднему бизнесу. Но мы ведь знаем, что для контролирующих органов объявленные реформы - просто повод сильнее «надавить» на предпринимателей. Если команда Януковича не сбалансирует это давление, в среднесрочной перспективе нас ждут негативные последствия: людей будут «выталкивать» из бизнеса или загонять «в тень». Хотя в целом реформы задуманы правильно, и откладывать их просто нельзя.

- От политических вопросов мы всё время возвращаемся к экономическим. То есть главные проблемы всё-таки в экономике?

Владимир Джаралла:

- Разорённая экономика и есть главный враг правящего режима. Оказалось, что положение тяжёлое, а возможностей получать деньги с Запада или Востока уже почти нет. И то, что удаётся всё-таки получить, сопровождается тяжкими условиями, которые приходится выполнять правительству Азарова, что, разумеется, не добавляет ему популярности. Поэтому его и называют иногда «политическим камикадзе»: он должен выполнить тяжелейшую работу по реформированию страны и уйти.

- Что необходимо президенту и его команде для успешного продолжения выбранного курса реформ?

Александр Форманчук:

- Во-первых, надо закрепить своё пребывание у власти: провести хорошо продуманную реформу избирательной системы, повысить проходной барьер на выборах и так далее. Чтобы меньше зависеть от политической конъюнктуры. Опять же здесь Янукович должен быть более жёстким и последовательным в своих действиях. Не надо стесняться авторитаризма. Отойти от базовых принципов демократии в условиях Украины невозможно. Российской модели у нас всё равно не получится, там другие стандарты и другие условия. По этой же причине не надо пытаться слепо копировать Россию. Но власть нужно укреплять, навести порядок в команде и более последовательно проводить реформы, не заигрывая ни с кем и не оглядываясь назад. Ни в какие исторические времена реформы не воспринимались и не поддерживались народом. Это надо чётко понимать. Если больной уже на операционном столе, его надо оперировать. Это больно, но будем надеяться, что в перспективе мы всё же получим положительный результат.

Владимир Джаралла:

- Любое действие встречает противодействие - этот закон не отменить. На Украине противодействие уже появилось и постепенно нарастает. Обанкротившейся оппозиции не удалось его возглавить. Но в обществе идёт стихийный поиск способов высказать своё мнение власти. Поэтому перед властью стоит задача изучить общество, понять, из каких групп оно состоит, найти главные «болевые точки». Социальная справедливость должна быть сегодня в фокусе внимания и президента, и всей его команды. Граждане должны понимать, что перед реформами и законом все равны. Это - способ объединить общество.

Андрей Мальгин:

- Во внешней политике хотелось бы более логичного и активного движения в сторону Таможенного союза, более чётких и ясных взаимоотношений с республиками бывшего СССР. Очевидно, настала пора урегулировать отношения с ВТО, потому что вступление в неё уже сейчас выходит боком. Нужны более продуманные условия членства в этой организации. А в гуманитарной сфере нам всем, думаю, хотелось бы скорейшего принятия нового закона о языках в редакции Ефремова-Гриневецкого-Симоненко. Понимаю, что большинство таких шагов встречает мощное сопротивление, но обитатели «русскоязычного пространства» Украины давно ждут этих шагов от власти.

Денис Батурин:

- Проблем великое множество, но главная - взаимоотношения между властью и обществом. Первое, что нужно сделать, - решить проблему коммуникации между властью и обществом. Гражданам должно быть понятно, почему дорожает бензин, и что делается, чтобы этого не было, почему дорожает гречка, кто в этом виноват и опять-таки, что делать. С одной стороны, власть должна слышать общество, а с другой - общество должно понимать, что власть идёт на непопулярные шаги, но она вынуждена это делать ради стабилизации в будущем.

Николай ФИЛИППОВ.