Тут помнят всё

27 Февраль 2011 856
Самодельная бомба.
Самодельная бомба. Фото автора.

«Предупреждаем, нам дали за твою голову задаток десять тысяч, если не уйдёшь до 15 февраля, мы должны тебя убрать. Мы уже раз просили, но не видим реакции. Это последнее предупреждение. Рэкет». Записка на тетрадном листочке - настоящая. Её в качестве вещдока изъяли сотрудники Службы безопасности Украины. Рядом - надорванный мешок с героином, накладная борода и самодельная бомба.

Пишите письма мелким почерком

Проникнуть в место, где всё это хранится - центр профессионального воспитания сотрудников СБУ, можно только по спецразрешению, после проверки на благонадёжность. Не судимы, не привлекались. Проходите.

За толстыми стёклами хранится то, что когда-то угрожало госбезопасности и стоит сотни тысяч гривен. Наш экскурсовод Инна Кудлай рассказывает, что теперь всё это служит наглядным пособием для того, как надо работать.

Белый листок: «Здравствуйте, уважаемые «Киевские ведомости», пишет вам курсант КВИРТУ ПВО. Это письмо - крик души! Буду кратким! Нам в течение восьми месяцев не платят компенсации за котловое довольствие. Государству на нас плевать. Помощи ждать неоткуда. Как говорится, строй счастье своими руками. Взрывчатку на пару взрывов мы нашли (при желании достанем ещё). Дистанционное управление с электрогенератором уже готово. Сами понимаете, сделать его нетрудно, ведь мы курсанты радиоинженерного вуза. Поймите нас сразу: мы - не террористы. Мы хотим получить то, что нам причитается по закону и не выдаётся с мая 1995 года. Вы помните метро в Баку? Ждите!
У вас шанс не допустить этого. Привлеките внимание к этому вопросу, возможность у вас есть. Не упустите этого шанса, и мы, может быть, вступимся, и вы узнаете немало подробностей. 01.02.96 года. Не подписываюсь, сами знаете почему».

Автор этих строк - студент пятого курса. Представляется худющий мальчишка с горящими глазами. Красивый почерк, без ошибок пишет. Отчаялся. Под конец анонимки буквы запрыгали, строчки поползли вниз. Сколько ночей он придумывал текст? Наверное, не было у него богатых родителей, и жил он на это котловое довольствие.

- Что же стало с ним потом? - спрашиваем у нашего экскурсовода.

- С ним провели профилактическую работу, - уклончиво ответила она.

А вот ещё анонимка, пришедшая зимой 92-го по адресу Верховного Совета Украины. Автор, выдавая себя за военного лётчика, костерит депутатов, обещая подорвать здание. Потом оказалось, что автор - пожилая женщина, в прошлом - учитель средней школы.

Элегантная анонимка: «Господин Левченко, мы знаем ваши доходы, поэтому возьмите 250 тыс. рублей и привезите 17.09.92 г. в 19 часов по адресу Алексеевка, пр. Победы, 64, подъезд 4, и положите под лестничкой с правой стороны, со стороны отопительных батарей. В противном случае мы расстреляем. Просим вас без шуток и других выходок. Комитет за свободную Украину».

- Была у нас экстремистская организация, которая планировала уничтожить существующий на Украине строй, - рассказывает Инна. - Позиционировали они себя как революционеры-коммунисты. Хотели создать Советскую Социалистическую Причерноморскую республику, действовали на юге страны. Грабили магазины, предпринимателей. Но всех экстремистов задержали, состоялся настоящий бой, были ранены наши сотрудники.

Нехитрый скарб, оставшийся после фрондёров: бомбы из мобильных телефонов и пейджеров - провода подключены к банке из-под солёных огурчиков, набитой мелкими гвоздями. Листовки, агитки, гранатомёт. Для маскировки - накладные усы, бороды и бакенбарды. Почему-то рыжие.

Шпион - находка для спецслужбы

На стенде департамента контрразведки один из главных экспонатов - Тарас Григорьевич Бублик. Вернее, материалы против него, единственного на Украине человека, отбывающего наказание за государственную измену. В 2002 году суд признал Бублика виновным и приговорил к семи годам лишения свободы с лишением звания полковника.

Человек с самым украинским именем и отчеством был обвинён в передаче засекреченной информации о вооружении и боевой технике Вооружённых сил Украины. По информации СБУ, его после службы за границей в составе группы советских войск завербовала в 1992 году иностранная разведка. От неё полковник получил шпионское оборудование: фотоаппарат, фотоплёнки высокой чувствительности, портфель с тайником для документов, диктофон и средства выполнения тайнописных сообщений по подставному адресу.

Бублик свою вину не признал, твердил, что с ним решил поквитаться олигарх из Ивано-Франковска, с которым они не поделили квартиру, и что скомпрометировать его было выгодно тогдашнему руководству СБУ в Ивано-Франковской области. На суде он заявил, что показания из него попросту «выбили», а фотоаппарат и портфель можно купить в любом магазине.

- Семь лет за измену государству - срок небольшой, - говорит наш экскурсовод. - Пятикурсник академии СБУ за сотрудничество с немецкой разведкой получил восемь. А всего за пятнадцать лет департамент разведки выявил более ста шпионов.

И здесь «Башмаки»!

На фотографии, прикрытой стилизованной решёткой, - «вор в законе» Амиран Эбралидзе. На Украине Амиран контролировал группировки квартирных воров. В конце восьмидесятых его отправляли на «перевоспитание» в Соликамскую колонию для уголовных авторитетов, известную как «Белый лебедь».

А вот макет взрывного устройства, которым в 1996 году пытались убить мэра Севастополя Виктора Семёнова. От взрыва ранения получили мэр, охранник и прохожий. Покушение приписывают преступной группировке «Башмаки».

Яркий экспонат - мешок с героином. От манки невооружённым глазом не отличишь. В чём только не пытаются провозить наркоту - в игрушках, в телефонах, в себе.... Наркотик помещают в презерватив и либо заглатывают, либо прячут в ректальные или вагинальные полости. Иногда «капсулы» внутри живого контейнера рвутся, принося злоумышленнику мучительную смерть.

Ещё примеры контрабанды - бриллиантовые броши в лимонах, золотые серьги в пробках от шампанского, бриллианты в часах. Где что нашли - так и демонстрируют. Под толстым стеклом расположился мини-«Лувр» - иконы, литографии, гравюры, старинное оружие и посуда.

Майор «Вихрь» и другие герои

Второй зал центра профессиональной подготовки эсбэушников посвящён Великой Отечественной войне. Вот он, настоящий майор Вихрь, легендарный командир разведгруппы «Голос», действовавшей в Польше во время Великой Отечественной войны, Евгений Степанович Березняк. Герой, в которого с подачи автора сценария одноимённого фильма Юлиана Семёнова влюблено уже третье поколение дам. На свой киношный прототип Евгений Степанович похож не очень. Поговаривают, внешность и характер героя Семёнов писал не с него, а со своего друга, автора повести «Вызываем огонь на себя» Овидия Горчакова. Сыграл его красавец Вадим Бероев.

Гордость необычного «не музея» - «вальтер» Героя Советского Союза, разведчика Николая Кузнецова, который под именем немецкого офицера Пауля Зиберта вёл разведывательную деятельность в оккупированном Ровно, и предсмертное письмо кавалера ордена Ленина Любови Шевцовой. «Здравствуй, мамочка. Мамочка, вам уже известно, где я нахожусь. Я очень сейчас жалею, что не слушала вас, а сейчас сожалею, так мне трудно. Я не знаю, никогда не думала, что мне придётся так трудно. Мамочка, я не знаю, как вас попросить, чтоб вы меня простили за то, что я вас не слушала, но сейчас поздно. Мамочка, прости меня за всё. Что я тебя не слушала, прости. Прости, может быть, я тебя вижу в последний раз».

Грустно. Когда-то в стенах этого здания тоже полегли от рук фашистов десятки людей. Освободители тщетно искали живых: немцы, отступая, не пощадили никого. А ещё до войны здесь выступал Маяковский.

Сегодня в этих залах принимают присягу сотрудники СБУ. Что ж, очень символично. Пусть учатся и не забывают о том, что сделали их предшественники. Все ведь знают, что бывает с теми, кто старое забудет.