Косовский синдром

24 Февраль 2011 922
Так приходит «демократия».
Так приходит «демократия».

Три года назад албанские власти южного края Сербии Косово при поддержке США и ряда стран ЕС провозгласили независимость от Белграда. К настоящему времени самопровозглашённое государство признала 71 страна из 192 стран - членов ООН. В Косово находится американская военная база Bondsteel, строительство которой было запланировано там ещё до нападения НАТО на Югославию. Раздел Югославии, а затем Сербии западными державами напомнил многим знаменитый Мюнхенский сговор 1938-го, после которого Вторая мировая война была уже неизбежна. ООН, как в своё время Лига Наций, оказалась не в состоянии предотвратить очередной передел мира. С выстрелов в Сараево началась Первая мировая, с раздела Сербии - новый этап европейской истории. Впрочем, не только европейской.

История повторяется

Сергей Хелемендик, депутат парламента Словакии, член ПАСЕ, писал в 2008 году: «Возникновение Косово стало результатом стратегии США по дестабилизации Европы. Эта стратегия празднует свою очередную победу. Но праздник получается ещё более зловещий, чем бомбардировки Белграда. Потому что касается уже не только Югославии, Балкан или Европы. Этот чёрный праздник на красно-кровавом фоне касается всего мира.

США удалось продавить возникновение Косово не потому, что Америка так сильна. Слабой и беспомощной оказалась Европа, по которой последствия косовского эксперимента ударят уже завтра. В Косово взрывается регионально-этническая бомба нового поколения. После этого взрыва пересмотр результатов Второй мировой войны, а значит и границ в Европе и мире, примет характер цунами.

Кратковременный прогноз может выглядеть так: Россия воспользуется новой ситуацией для решения своих геополитических проблем на пространстве бывшего СССР и в скором будущем предъявит миру несколько «новых государств», которые возникнут прежде всего в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье».

Оценки Хелемендика подтвердились: менее чем через полгода грузинская армия атаковала позиции миротворцев и начала штурмовать Цхинвал. Началась война, получившая неофициальное название «080808», в результате которой на карте мира появились ещё два непризнанных государства - Южная Осетия и Абхазия.

За полгода до военного конфликта американская пресса уже демонстрировала готовность «объективно» освещать будущую войну на Кавказе: «Конечно, если бы Абхазия и Южная Осетия действительно отделились и если бы за этим последовала гражданская война в Грузии, русские получили бы на своих границах очередное несостоятельное государство. А мы знаем по опыту Югославии, Ближнего Востока и Африки, что у этнических и религиозных гражданских войн есть неприятная привычка перекидываться на соседние страны» («The Washington Post», 19 февраля 2008). Таким образом, сценарий будущего военного конфликта на Кавказе ни для кого уже не был секретом. Следующей после Грузии «жертвой российской агрессии» должна была стать Украина, а местом конфликта - Крым.

Албанская мина Европы

Через три года после провозглашения независимости в Косово сохраняются старые проблемы - безработица, разруха, коррупция и межэтнические конфликты. По данным Всемирного банка, 45% населения республики живёт в нищете, 15% - в условиях крайней нищеты. Более сорока процентов жителей Косово - а это в основном молодёжь - не имеет работы. Несмотря на все усилия международного сообщества, беженцы не желают возвращаться на родину, поскольку не видят для себя никаких перспектив.

«Косово, по-видимому, в настоящий момент не может существовать самостоятельно ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения безопасности. Возможно, никогда и не сможет».

«The Washington Times» (США), 19 февраля 2008 г.

Досрочные парламентские выборы в декабре прошлого года не стабилизировали и политическую ситуацию в крае. Лидером объявили Демократическую партию Хашима Тачи, получившую 34 из 120 мест в парламенте. Но в Интернет попали видеокадры, на которых сотрудники избирательной комиссии сами заполняют бюллетени. Ситуация усугубилась, когда британская газета The Guardian опубликовала доклад члена комиссии по соблюдению прав человека Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Дика Марти. В нём говорится, что в конце 90-х премьер Косово возглавлял преступную организацию, занимавшуюся заказными убийствами, похищением людей и торговлей человеческими органами. Тачи был одним из основателей и лидеров албанской военизированной группировки «Освободительная армия Косово» (ОАК). В докладе Дика Марти приведены также факты причастности возглавляемой Хашимом Тачи группировки к торговле героином и поставкам «тяжёлых» наркотиков в Европу. ПАСЕ начала масштабное расследование фактов убийств мирных жителей с целью продажи их органов. Нестабильная обстановка в непризнанной республике, по мнению ряда аналитиков, выгодна США. Угроза «сенсационных разоблачений» позволяет контролировать и лидера правящей партии, и поток наркотиков в европейские страны. Известно, что после ввода американских войск в Афганистан производство наркотических веществ в этой стране выросло в несколько раз. Известно также, что военно-транспортные самолёты, снабжающие военные базы США, не подвергаются досмотру. Кроме того, стратегически Косово может служить плацдармом для размещения ударной группировки в случае ведения боевых действий на Ближнем Востоке. Отсюда же легко контролировать южные направления поставок энергоносителей в Европу.

Наталья Нарочницкая, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:

- Карла дель Понте - это чистый демон во плоти, я не побоюсь этого слова. Мне кажется, в ней заложена какая-то биологическая ненависть к правде, к чести, к достоинству, к традиции, к великим ценностям. Выйди её книга раньше - никогда Хашим Тачи не стал бы лидером самопровозглашённого квазигосударства «Косово», а оказался бы на скамье подсудимых. Всем известно, что он - боевик, замешанный в чудовищных зверствах. Что касается похищения сербов, у которых потом вырезали органы, то выясняется, что знал об этом пять лет и молчал. Более того, об этом знали и некоторые сотрудники так называемых миротворческих миссий и боялись за свою жизнь, и потому ничего не говорили. Значит, они прекрасно отдавали себе отчёт, что такое те самые албанцы, которых они мировому сообществу представляли как несчастных жертв, спасающихся от «демонов сербов». Это страшные данные. Есть даже карты, где указаны посёлки, в которых вырезали почки у живых людей, и потом их уже добивали и разбирали на органы. Есть данные о том, что там было двенадцать русских женщин, гражданок России, которые были замужем за сербами.

«Они бывали биты, но побеждены не были»

Запад не единожды демонстрировал двойные стандарты - следующим ближайшим примером стала война на Кавказе, во время которой грузинские военные, напавшие на российских миротворцев и обстреливавшие жилые кварталы Цхинвала из реактивных миномётов, изображались «жертвами российской агрессии». Впрочем, план 2008 года оказался выполнен лишь частично. У российских границ действительно возникло два непризнанных государства, но большой войны на Кавказе не получилось.

По ряду причин не суждено было сбыться и украинской части плана. Начать боевые действия против российского флота с перспективой потерять контроль над Крымом и Севастополем «оранжевым демократам» почему-то не захотелось. «Грузинский сценарий» остался недоигранным. Россия в свою очередь отказалась выступать в роли «агрессора» и оккупировать «маленькую, но гордую» Грузию, патриоты которой выходили на митинги с плакатами на английском языке.

Крымские татары, отмечая 50-летие депортации, несли украинские флаги впереди своего национального. Но местные национал-экстремисты ещё не готовы сыграть в Крыму роль албанцев по целому ряду причин, главные из которых - недостаточная для проведения масштабных этнических чисток численность боевиков и вполне мирные бизнес-интересы лидеров, не желающих лишиться бюджетных доходов. Пока есть доступ к распределению земли и средств, выделяемых государством на обустройство соплеменников, сомнительные лавры полевых командиров их не привлекают.

«Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымскотатарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом».

Из декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой на курултае крымскотатарского народа 28 июня 1991 года.

Исторические параллели позволяют предположить, что до тех пор, пока численность «коренного народа», провозгласившего 20 лет назад «национальный суверенитет», не превышает тридцати процентов населения Крыма, косовский сценарий здесь имеет мало шансов на успех. Конечно, если желающим самоопределиться на крымской земле не возьмутся активно помогать «хорошие парни» из НАТО.

Всё это не значит, что после поражения в 2008-м Крым вычеркнули из стратегических планов. Просто сейчас ещё не наша очередь. Есть другие приоритеты.

История трагедии

С Косово связаны важнейшие события сербской истории. В 1389 году на Косовом поле произошла знаменитая битва между войсками турецкого султана Мурада и сербским войском князя Лазаря. Сербы проиграли битву. Начался процесс насильственной «исламизации» региона. Именно в период Османского ига на Балканах сложились этно-конфессиональные группы боснийских мусульман и косовских албанцев, которые начали «выдавливать» православных с их исконных земель. Одним из главных рычагов формирования косовских албанцев стал процесс «омусульманивания» сербов в районах со смешанным сербо-албанским населением: «сербы-потурченцы» составили значительную часть косовско-албанского этноса. Однако в конце XIX века сербы ещё составляли в Косово более половины населения.

Во время Второй мировой войны албанские фашисты почти полностью очистили регион от неалбанского населения. Власть передавала албанцам дома убитых сербов. Численность албанцев, переселённых в Косово и Метохию в соответствии с планами итальянских миграционных служб, составила около 100 тысяч человек.

После Второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии, которая в свою очередь входила в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Лидер СФРЮ Иосип Броз Тито пытался интегрировать косовских албанцев в югославское общество. Однако в начале 80-х, после смерти Тито, в Косово начались антисербские демонстрации. Албанцы оскверняли памятники культуры, православные церкви и кладбища, поджигали дома, убивали людей, захватывали земельные участки.
К моменту избрания президентом Сербии Слободана Милошевича (1989 год) почти в половине населённых пунктов Косово не осталось ни одного серба.

В начале девяностых после заявлений о выходе из союзной Югославии сначала Хорватии, а затем Боснии и Герцеговины, Милошевич ввёл в эти республики федеральные силы для защиты территорий, заселённых не желавшими раздела Югославии сербами. Началась гражданская война.

После того как Милошевич отказался пойти на уступки сепаратистам, силы НАТО начали бомбардировки Югославии. 9 июня 1999 года Милошевич и сербский парламент подписали соглашение о прекращении огня, выводе сербских сил из Косово и вводе туда «миротворцев». Провинция фактически вышла из состава Сербии, сербы были почти повсеместно изгнаны с её территории. После «бархатной революции» 2001-го Милошевич был арестован, тайно передан трибуналу и доставлен в Гаагу, где предстал перед судом. Он не признал легитимность суда и, отказавшись от услуг адвокатов, защищал себя сам.
11 марта 2006 года Слободан Милошевич умер в камере бывшей нацистской тюрьмы Схевенинген. Трибунал так и не смог доказать его виновность.

Фото www.usinfo.ru

Николай ФИЛИППОВ.