Хождение по мукам. Наши дни

24 Февраль 2011 745

Наверное, так, перефразируя Алексея Толстого, назвала бы я свои походы по инстанциям. Да не простые, а затратные, что не под силу пенсионеру. Мне восьмой десяток, газету выписываю лет сорок. Читаю, как люди пишут о своих обидах и бедах, решила тоже написать - не с кем больше поделиться. Понимаю, дорогая «Крымская правда», что ты не всесильная, не имеешь прав потребовать, но, может, читают тебя наши правители, может, обратят внимание на тех, кто внизу. Мне уже ничего не нужно, но вот другим людям, которые пройдут такой адский путь, как я, будет чуточку легче, если услышат их, поймут, помогут.

Почти полвека назад приобрели с мужем неважнецкий домик, сколько сил и здоровья ушло на него. Муж умер, теперь я должна оформить на себя его половину, вот тут и начинается ад. Сначала нужно поехать в райцентр
(12 километров от села), чтобы записаться в очередь в БТИ, потом в назначенный день поехать за работником, (нанять машину - 50 гривен), который обмерит дом и строения, хотя техпаспорт и моё свидетельство о праве собственности есть. Отвезли работника обратно, узнали день, когда приезжать, чтобы взять бумажку для оплаты (ещё 1100 гривен). Через неделю снова поехать - за техпаспортом и сдать его для получения «вытяга» (извлечения), взять счёт на его оплату (380 гривен), через неделю приехать с квитанцией об оплате. Теперь с «вытягом» надо к нотариусу, но прежде - в землересурсы. А там определённый день, когда выдают справки, берём счёт для оплаты за неё (10 гривен). Новая очередь - к нотариусу. Ну, кажется, всё: у нотариуса сдала все документы, назначили день, когда их получить, заплатила около 200 гривен. Счастье, что после мужа оформляю - налог нулевой. Поехала снова, получила документы на право наследования, теперь надо зарегистрировать в БТИ (тоже один раз в неделю). Заплатила за регистрацию 260 гривен. Все деньги, что откладывала с пенсии себе на похороны, закончились. Получила документы и начала наконец читать, что записано. Пришла в ужас: мой домишко и развалюшки-сараи, два навеса (два столба и две шиферины) оценены в 118 тысяч гривен.

Для кого же делают такие расценки? Может, в городе это и немного, а в селе - состояние. Потому и стоят у нас брошенные дома и квартиры - у людей нет денег на их оформление. Только на нашей небольшой улице три брошенных дома, а на центральной - масса, 18-квартирный дом наполовину пустой. Если держава так дорого оценивает эти дома, так пусть и мой купит хоть за половину той суммы - всё вернутся потраченные «смертные». Хотела переписать дом сыну, он за ним смотрит, постоянно ремонтирует, но узнала, что надо
6-7 тысяч гривен заплатить за оформление. Видно, после моей смерти дом тоже постигнет участь развалюхи. Продают у нас дома максимум за 3-4 тысячи, да и то не каждому везёт продать - не едут люди в когда-то процветающее село.

Власти говорят, надо пополнять бюджет. Какой там бюджет, если всё равно растащит кровососущая чиновничья рать и иже с ними. Они найдут способ для себя урвать кусок, а больницы закрывают, школы на подходе. Много говорят об усилении прав органов самоуправления, сельских Советов. Какие права? Денег у них нет, возможностей тоже. Раньше всё можно было оформить за один час в сельсовете: и продажу, и дарение. Теперь - езжай в район к нотариусу. А деньги-то откуда? Ведь на проезд надо, особенно если автобусы не ходят или стариков водитель бесплатно везти не хочет, на оформление надо, за каждую справку - плати. Почему такие неудобства для простых людей создали? В сельсовете ведь работают грамотные люди, какое же было облегчение для простых людей, не надо мотаться по инстанциям, стоять по полдня в очередях. Почему бы, если есть техпаспорт, не внести в него изменения, если сарайчик чуть расширил, денег взять поменьше. Ну почему, скажите, мать-Украина стала для нас злой мачехой? Конечно, для богатых людей потраченная мной сумма - не деньги. Они их за пять минут прогуливают, достаточно посмотреть сюжеты в телепрограммах да газеты прочитать: то там виллу купили, то там авто, то там на вечеринке погуляли. Почему же богатые люди не очень стремятся пополнять бюджет, и никто с них особо не требует, а мы беззащитные, - с нас очень легко содрать три шкуры.

Извините, письмо написано на эмоциях, но всё - правда. Наше когда-то красивое и многолюдное село опустело. Молодёжь уезжает, какая доля им тут уготована: девочки - на трассу, мальчики - в никуда. Такого развала не было даже после войны. Одна надежда: может, всё-таки прочтут правители, обратят внимание на тех, кто внизу.

А. ТАТАРЕНКО.

Нижнегорский район.