Цена семестра

23 Февраль 2011 799

Высших учебных заведений сомнительной репутации в Симферополе, пожалуй, больше, чем частных бутиков. Порой недоумеваешь: почему, несмотря на периодические «чистки», такие вузы всё же существуют? Ведь главным принципом их деятельности является желание ободрать как липку попавших на «образовательную» удочку студентов. Увы, организаторы подобных «лохотронов» в нашей стране привыкли чувствовать себя безнаказанными. Примером может послужить история, о которой рассказал наш читатель.

Отучившись два семестра заочно в одном из крымских вузов, Леонид (назовём его так) решил взять академический отпуск.
У молодого человека увеличилась занятость на работе, да и давать «на лапу» преподавателям за сдачу каждого экзамена или зачёта, ещё и платить за обучение более пятисот гривен в месяц не было ни денег, ни желания.

- Хочу взять академический отпуск, - сказал Леонид в середине третьего семестра заведующей заочным отделением, пояснив причину.

- Семестр уже начался, мы можем вас только отчислить. Можете просто не ходить в институт, - заявила заведующая, намекая на возможность «полюбовного» решения вопроса. - Мы поможем.

Леонид предпочёл намёк не понять, перестал платить за учёбу и на сессию не пошёл. А по её завершении решил: раз в «академку» не отпускают, придётся бросать учёбу.

- У вас долг за обучение более полутора тысяч гривен, - как гром среди ясного неба прозвучали для студента слова главного бухгалтера вуза, к которой он пришёл подписать обходной лист.

- Позвольте, но я не учился, - попытался пояснить Леонид.

- Это ваши проблемы.

Практически то же самое он услышал и в деканате, и в кабинете ректора.

Чтобы выяснить, кто прав в этом споре, наш корреспондент обратился в департамент высшего образования Министерства образования и науки Крыма, где заявили: требовать деньги за непосещённые занятия противозаконно.

- Процедура отчисления студентов регламентирована положениями об организации учебного процесса и порядке перевода и отчисления студентов вузов, утверждёнными Министерством образования Украины соответственно в 1993-м и 1996 годах, - пояснили в департаменте. - На основании этих документов студенту не может быть отказано в отчислении по собственному желанию, как в этом случае. Коммерческие вузы имеют, как правило, свои уставы, но ссылки на них возможны лишь тогда, когда они не противоречат общегосударственным нормам.

Тем не менее, когда Леонид, вооружившись этими аргументами, пришёл к ректору вуза, тот пригрозил, что обратится в суд. Продолжать выяснение отношений с откровенными вымогателями Леонид не захотел. А жаль. Ведь именно на неосведомлённости студентов об их правах, а ещё на ненаказуемости взяточников и держится большинство платных вузов.

В итоге, заплатив около семи тысяч гривен за три семестра, Леонид получил справку об окончании лишь двух.

Информация к размышлению

По данным соцопроса, проведённого Симферопольской организацией Союза молодых политологов Украины, более трети студентов, обучающихся в вузах крымской столицы, давали взятки преподавателям. С проблемой коррупции в симферопольских вузах сталкивалось более 76% студентов. По мнению вице-президента Национальной академии педагогических наук Владимира Лугового, такая ситуация представляет угрозу для системы высшего образования страны.

Языком цифр

Сегодня на Украине зарегистрировано 861 высшее учебное заведение. Это превышает количество вузов во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Польше вместе взятых. Если учесть, что согласно международным стандартам на миллион жителей страны должен приходиться один вуз, у нас их должно быть не более пятидесяти, как, к примеру, в Южной Корее, по численности населения равной Украине. К слову, Швейцария с населением девять миллионов имеет 12 университетов, 7 из которых входят в список лучших университетов мира.

Взгляд из редакции

Казалось бы, почему сотрудники и руководство подобных образовательных структур не боятся попасться на взятках? Особенно сейчас, когда государственные органы по борьбе с экономической преступностью столь пристально, по словам правоохранителей, следят за деятельностью коммерческих вузов. Например, в начале февраля на взятке погорела заведующая научно-консультационным пунктом одного из крымских вузов, против неё возбуждено уголовное дело. Или это лишь пример плановой публичной порки, чтобы и галочку в отчётах поставить, и общественное мнение успокоить? Помнится, лет пять назад во время очередной антикоррупционной кампании СМИ тоже долго шумели о привлечении к уголовной ответственности директора одной из крымских школ, получившего мзду аж в тысячу гривен. Бедолага так и остался единственным, кто тогда попал на нары.

Сегодня украинское правительство вновь заявляет о крестовом походе против взяточничества в образовании, но вновь борется не с системой, которая выстраивалась в стране на протяжении многих лет, а с конкретными её представителями. Вернее, лишь с теми, кто не сумел вписаться в коррупционную вертикаль, кого можно «сковырнуть» без больших потерь, не зацепив саму «крышу». И пока острейшая проблема будет решаться в подобном ручном режиме, вопрос о необходимости ликвидации образовательных «шарашкиных контор» будет оставаться риторическим.