Власть должна...

22 Февраль 2011 718

Какой должна быть украинская власть? Поиск ответа на этот вопрос продолжается уже два десятка лет. И, судя по тому, как мы живём, правильный ответ так и не найден. Настала очередь регионалов предложить свой вариант ответа. Но времени на раздумья у них маловато.

Власть должна. МВФ

В рейтинге Всемирного экономического форума 2010-2011 годов среди 139 стран мира, охваченных исследованием, Украина заняла 89-е место. Сразу после Албании.

По сравнению с оценкой 2009-2010, Украина опустилась на семь позиций. Это менее значительное падение, чем в прошлом году - тогда по сравнению с показателем 2008-2009 рейтинг Украины понизился на десять позиций. Так что падаем медленнее.

А вот миссия МВФ довольна ходом реформ на Украине и даже согласна пойти на некоторые уступки - по более плавному повышению цен на газ для населения.

- Внедряемая при поддержке соглашения stand by экономическая программа власти в целом движется в правильном направлении, - заявил глава миссии МВФ Танос Арванитис.

По его словам, показатели развития экономики Украины в 2010 году оказались лучше ожиданий.

В декабре МВФ решил выделить Украине второй транш кредита stand by в размере SDR
1 млрд. (около $1,5 млрд.). Но обновлённый меморандум, который правительство направило в фонд в конце прошлого года, до сих пор не обнародован. Тем не менее пенсионной реформы Украине не избежать, и, судя по всему, рассматривать соответствующий законопроект украинские парламентарии будут уже в марте.

- Пенсионная реформа нам позволит всё-таки перейти к системе справедливых пенсий, убрать те заоблачные пенсии, которые платились. Не будет такого, чтобы максимальная пенсия была в стране 60 тысяч гривен, а минимальная - 600. Нет ни одной страны в мире, чтобы была такая несправедливость по отношению к людям, - заявил президент Янукович.

Глава государства считает, что при этом и уровень минимальной пенсии должен быть увеличен, и пенсионная реформа «должна быть направлена на то, чтобы каждый пенсионер имел возможность жить нормально в нашей стране». Однако главная причина в том, что к настоящему времени государство попросту не в состоянии выполнять свои обязательства перед пенсионерами. По данным ООН, в 2010 году пенсионные выплаты на Украине достигли 18% ВВП. Это - самый высокий показатель в мире. При этом государственный долг Украины уже превышает 40% ВВП и к 2012 году, по прогнозам МВФ, должен увеличиться. Только в этом году Украина должна выплатить кредиторам около 80 миллиардов долларов.

Власть должна быть

Некоторым утешением для «простых» граждан может служить активный марш административной реформы. На сайтах по трудоустройству уже появились резюме сотрудников властных структур.

Правительство Азарова безжалостно «ампутирует» собственные органы, перераспределяя их функции между оставшимися.

-Таких органов сейчас 66, до реформы их было 116, и в них было сосредоточено 9700 функций. Сейчас эти функции сокращаются, анализируются, исключается дубляж. Это огромный объём работы, - сообщил глава администрации президента Сергей Лёвочкин.

Коснутся сокращения и персонала самой президентской администрации - в частности количество заместителей Лёвочкина сократится с восьми до трёх. Будет реформирован и аппарат СНБО.

Вторым этапом реформирования аппарата станет оптимизация структур исполнительной власти на местах.

- Например, в одной из областей в региональном Госкомстате работает 500 человек. А расходы на него больше, чем на областную государственную администрацию. Возможно, тут необходима оптимизация? Региональное отделение фонда Госимущества в той же области использует бюджет в три с половиной миллиона гривен в год - это тоже больше, чем бюджет всей облгосадмистрации. В фонде работают 80 человек, которые за весь прошлый год продали имущества всего на полтора миллиона гривен, - сказал Лёвочкин.

Напомним, провести админреформу планируется в течение 6-9 месяцев. По расчётам, оптимизация структуры власти позволит в дальнейшем экономить до одного миллиарда бюджетных гривен ежегодно.

Власть должна быть сильной

Главным достижением команды Януковича директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает восстановление управляемости государственным механизмом.

- За последние пять лет люди в значительной мере устали от беспорядка и теперь поняли, что в стране, наконец, есть власть и нет войны между президентом, правительством и парламентом. Сегодня власть представляет собой единый механизм, и пускай даже он был обеспечен сомнительными с точки зрения конституционности решениями, в целом это, безусловно, выглядит как положительный результат, - отметил политолог.

- Конфликты, которые были между предшествующим президентом и правительством, отсутствие единства в системе исполнительной власти, становились серьёзной проблемой, влиявшей на эффективность государственной власти даже с точки зрения привлекательности Украины для инвесторов, - считает политолог Владимир Фесенко.

При этом политологи предупреждают и об опасности чрезмерной централизации властных полномочий.

- От принятия решений отстранено много разных субъектов. Например, абсолютно никакого участия ни в чём не принимает оппозиция, хотя и пользуется поддержкой значительной части общества. Среди оппозиционеров есть умные и толковые люди, но они никак не участвуют в выработке государственной политики. То же касается и экспертного сообщества, - считает Михаил Погребинский. - Кроме того, вертикаль по принципу «я - начальник, все остальные - подчинённые» создаёт атмосферу, при которой люди боятся сказать шефу, что он в чём-то не прав, а это неправильно. Один пример такой ошибки у нас уже был, когда с размаху приняли налоговую реформу, в которой оказалось много недочётов.

- Одной из основных проблем стала избыточная активность, имеющая политические последствия, правоохранительных и силовых структур. Также следствием концентрации власти является зависимость судебной системы от власти. Если раньше она зависела от коррупции, и на неё можно было влиять или посредством властных, или посредством коррупционных факторов, то в настоящий момент возникла другая форма зависимости: весь институт судебной власти зависит от единственного политического центра, - отметил Владимир Фесенко.

Реформа государственной власти не исчерпывается сокращением штата чиновников и оптимизацией структуры органов управления.

За неделю до начала админреформы в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект закона о центральных органах исполнительной власти, внесённый на рассмотрение президентом Виктором Януковичем. Однако 15 февраля рассмотрение законопроекта «О центральных органах исполнительной власти» и проекта изменений в закон о Кабмине было отложено ввиду необходимости доработки. Проекты предусматривают устранение «перекосов» в системе исполнительной власти и соответственно усиление власти президента.

Венецианская комиссия в декабрьском вердикте относительно конституционной ситуации на Украине выразила обеспокоенность рядом положений закона о Кабмине, вступившего в силу 7 октября 2010 года: «Новые законы не должны расширять объём полномочий государственных органов за рамки того объёма, который предусматривается положениями Конституции 1996 года, что имело место при недавнем принятии закона о Кабинете министров». Предлагаемые изменения, вероятно, вызовут у комиссии ещё большую обеспокоенность. Ну и что же? Сильная власть всегда кому-нибудь внушает опасения.

* * *

«Мы не будем это делать, как говорят, с шашкой наголо. Мы будем подходить осторожно, используя мировой опыт и адаптируя его к украинским условиям»,

Виктор Янукович.

* * *

«Что касается выхода на докризисный уровень и возобновления экономического роста, то один год - ещё малый срок. Но тенденции есть, и они позитивные»

Леонид Кучма.

Николай ФИЛИППОВ.