Террор, бриллианты и боевые дельфины

16 Февраль 2011 1682
Сергей Потиевский, Марина Остапенко, Игорь Байдуков.
Сергей Потиевский, Марина Остапенко, Игорь Байдуков. Фото автора.

Угрожают ли Крыму «домодедовский» теракт или исламский террор? Какие претензии у украинских спецслужб к российскому олигарху-инвестору Александру Лебедеву? Какую контрабанду везут на полуостров из Турции? Кому в Крыму нужны «жучки» и есть ли в Севастополе дельфины-убийцы? На эти и другие скандальные темы мы беседовали с представителями одного из самых закрытых ведомств Украины - департамента защиты национальной государственности и так называемого управления «К» - Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией СБУ.

Оказывается, на Украине представителей международных террористических организаций нет. А граждане, которых бдительные крымчане (да и правоохранители тоже) принимают за религиозных экстремистов, это только сторонники, разделяющие взгляды организаций наподобие «Хизб ут-Тахрир» или «Хизбалла».

- Но с 2003 года в Крыму мы наблюдаем расширение идеологии «хизбов» среди крымскотатарских репатриантов, приехавших из Ферганы, - рассказал нашему корреспонденту заместитель начальника управления по борьбе с терроризмом департамента защиты национальной государственности Службы безопасности Украины Сергей Потиевский. - Репатрианты агитируют молодёжь, обучая её так называемому чистому исламу и соблюдению норм шариата. Опасно это не только тем, что среди мусульман Крыма может произойти раскол и как следствие - вооружённый конфликт. Образование на полуострове радикально настроенной мусульманской общины - один из винтиков в механизме внешнего вмешательства в дела нашего государства.

Иными словами, имея в наших краях своих людей, террористы могут влиять на жизнь нашей страны. Однако реальной угрозы, по мнению СБУ, пока нет. Все «сторонники» и «сочувствующие» у спецслужб на счету. По словам Потиевского, их на Украине не более тысячи. Лагерей и баз для подготовки боевиков наши латентные террористы не строят, а схроны (тайники с огнестрельным оружием, гранатомётами и боеприпасами), которые периодически обнаруживают в Крымских горах и лесах, - это отголоски бандитских девяностых.

Кстати, об отголосках. После теракта в Домодедово и взрыва в Макеевке украинские спецслужбы усилили защиту аэропортов. Магазины, парковки - места, куда относительно легко поместить взрывчатку, - теперь тщательно проверяют. Будут, по словам Потиевского, и другие инновации, «потому что Россия рядом и отношения у нас нормальные». Что касается «Евро-2012», УЕФА потребовала от наших правоохранителей, чтобы ни одного сотрудника в погонах на стадионах не было. Видимо, все будут в штатском.

По словам сотрудников ведомства, скандал, разгоревшийся вокруг российского инвестора, владельца пансионата «Море» Александра Лебедева, его самого не касается. Виноваты во всём, по словам начальника управления по борьбе с контрабандой главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией СБУ Игоря Байдукова, должностные лица местного органа власти.

- Он (Лебедев. - Авт.) говорит, что его Служба безопасности проверяла, хотели забрать его пансионат. Это неправильная информация, недостоверная. СБУ к господину Лебедеву никакого интереса не имеет, - поясняет Байдуков. - На территории его пансионата проводились строительные работы. По нашему законодательству, если в городе ведётся строительство, это должно быть согласовано с органами местного самоуправления, и лицо, оформляющее документы, обязано заключить с органом местного самоуправления договор об инвестировании в развитие города десяти процентов от стоимости строительства. Эти деньги зачисляются в статью дохода местного бюджета. Органы местного самоуправления Алушты составили акт, по которому реальная общая стоимость строительства была занижена, следовательно, уменьшилась сумма инвестиций. Посему претензии наши - к органам местного самоуправления Алушты. Возбуждено уголовное дело.

Другому известному лицу, депутату от БЮТ, заявившему накануне местных выборов, что после визита эсбэушников он нашёл у себя в кабинете «жучок», повезло меньше. К нему СБУ никаких претензий тоже не предъявляет, но и уважения, судя по всему, не имеет. Сотрудниками управления «К» он был буквально осмеян.

- Такие заявления (о «жучке». - Авт.), кроме смеха, ничего не вызывают, - фыркнул Байдуков. - Пусть он его предъявит! СБУ просто так прослушку не установит, поэтому человек, делая такие заявления, должен задуматься: а нужен ли он Службе безопасности?

Тут же начальник управления припомнил депутату от БЮТ причастность к контрабанде. Для какого-то предприятия (название - большой секрет) завозилось по заниженной цене дорогостоящее оборудование стоимостью в миллионы евро для производства бетонной плитки.

Вообще в прошлом году уголовных дел по фактам контрабанды возбуждено семь. Даме, пытавшейся незаконно провезти партию бриллиантов, контрабанду не «пришили» - камешки оказались мелковаты, да и недорогие, партию оценили всего в 225 тысяч гривен. На уголовное дело не хватило. А вот другому гражданину, прибывшему авиарейсом Симферополь - Стамбул и выдававшему бриллианты за стекляшки, хватило, и админпротоколом он не отделался.

- Рейс Симферополь - Стамбул у нас в плане контрабанды вообще урожайный, - говорит Байдуков. - Кроме бриллиантов, контрабандисты пытались провезти серебро на сумму более миллиона гривен, артефакты, старинные монеты и оружие.

Но контрабандой, «жучками», шпионскими войнами и терроризмом нас уже не удивишь, изумляют, пожалуй, только масштабы, в которых всё это происходит. На следующий вопрос нашего корреспондента эсбэушники поначалу ответить затруднились. Ходят слухи, что в одной из бухт Севастополя спецслужбы тренируют дельфинов-убийц, обучая млекопитающих подрывать корабли. Долгое время правоохранители утверждали, что это не более чем слухи. На самом деле они имели под собой основания. По словам Байдукова, боевые дельфины появились в Севастополе после того, как в бухте взорвался и затонул трофейный итальянский корабль (линкор «Новороссийск». - Авт.). Лучшими боевыми пловцами в то время считались как раз итальянцы. Поэтому для борьбы с подводными диверсантами было решено применять боевых дельфинов. Они охраняли вход в бухту: дельфин с ножом, закреплённым на носу, был для аквалангиста смертельной угрозой.

- В начале девяностых подготовку боевых дельфинов прекратили и их готовили для обнаружения подводных объектов, - рассказывает сотрудник управления «К». - Сегодня в Казачьей бухте государственный океанариум, по моим данным, в 2005 году там ещё жил последний из обученных дельфинов. Ведётся ли сегодня какая-то подготовка, сказать не могу.

- Боевых дельфинов у нас нет, - отрезала пресс-секретарь ведомства Марина Остапенко. На этом громкие заявления закончились - в каждой спецслужбе должна быть загадка.