Время собирать камни?

5 Февраль 2011 1407
«Язвы» самозахватов поражают Крым.
«Язвы» самозахватов поражают Крым. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

В середине февраля в Крыму пройдёт первый республиканский аукцион по продаже земельных участков, который станет реальным шагом на пути легализации рынка земли. Одновременно правительство автономии предложило крымским татарам добровольно освободить самовольно захваченные земли в обмен на предоставление других участков. Поиском такой «альтернативы» занялась специальная правительственная комиссия. Так пришло ли время собирать камни на полянах самозахватов или земельные «войны», как это было на улице Балаклавской в Симферополе и на плато Ай-Петри, могут повториться?

С чего начинался захват?

Всё началось в декабре 1989 года, когда Верховный Совет СССР принял постановление о признании незаконными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению. Тогда началось массовое возвращение на полуостров крымских татар. Если в конце 1988 года их насчитывалось 70 тысяч, то в октябре 90-го - уже 100 тысяч человек. И сразу же возникла «напряжёнка» с выделением земельных участков под индивидуальное строительство. Крымский областной Совет принял ряд постановлений об изъятии и выделении возвратившимся земельных участков, однако эти решения не были выполнены. Подлило масла в огонь и постановление, запрещающее расселение крымских татар на Южном берегу Крыма. Уже в 1990 году, по информации Республиканского комитета по земельным ресурсам, крымские татары захватили 6000 гектаров земли.

Поскольку какие-либо альтернативные варианты получить жильё отсутствовали, захват происходил стихийно и скоротечно. Люди занимали территорию, сами распределяли землю между собой, вбивали колышки.
С 1990-го по 1996 год крымскими татарами было захвачено уже 21,2 тысячи гектаров. В последующие два года эта динамика пошла на спад, общая площадь самозахватов составила лишь 1,4 тысячи гектаров. С 1999-го по 2001 год в самозахватах, по данным Рескомзема Крыма, наступил штиль.

В аналитическом отчёте Программы развития и интеграции ООН это объясняется тем, что основные «земельные» действия тогда переместились в глубь полуострова и были завуалированы перепаеванием. Аналитики заговорили, что самозахваты сходят на нет, но чиновники земельного ведомства уверяли: темпы самозахватов опережают темпы стартовавшей в 1999 году земельной реформы, поскольку государство, продекларировав её проведение на бумаге, не в состоянии обеспечить финансовую сторону реформы.

В конце 90-х началось формирование нового этапа в стратегии и тактике самозахватов, который спровоцировал ажиотажный спрос на земельные участки под индивидуальное жильё. На земельной сцене появились люди с коммерческим интересом. Организованные бригады стали захватывать земельные участки, на которых в одну ночь вырастали палатки или домики из крымского ракушечника, метко прозванные в народе «туалетами с окошком». После на подставных лиц оформляли договоры купли-продажи, в результате участки попадали на чёрный рынок земли.

Эхо «балаклавской битвы»

Георгафия самозахватов, в кольце которых в конце 2004 - начале 2005 года оказалась крымская столица, известна, пожалуй, каждому её жителю. Крупные очаги расположены также вдоль Евпаторийской трассы, в Судаке и на Южнобережье. Именно тогда самозахваты вышли за национальные рамки. Так же, как крымские татары, самозахваты начали осуществлять и славяне.

Скандально известный крымскотатарский самозахват на улице Балаклавской в Симферополе. В ноябре 2007 года здесь рвались светошумовые гранаты и гремели выстрелы. Крымской милиции, возглавляемой занимающим ныне пост министра внутренних дел Украины Анатолием Могилёвым, тогда удалось изолировать друг от друга конфликтующие стороны - коммерческую фирму, получившую участок для строительства многоэтажек, и самозахватчиков.

Позднее все сражения в судебных инстанциях выиграли коммерсанты, но земля осталась за крымскими татарами. С тех пор здесь выросли мечеть и более десятка жилых домов.

Прославился на поле боя и прозванный журналистами «королём самозахватов» Даниял Аметов, который в прошлом году осуждён на четыре года тюрьмы за нанесение увечий милиционеру во время кровавых событий на Балаклавской. Этому земельному дельцу припоминают и расклеенные по городу объявления вроде «Продаю участок на Балаклавской», исчезнувшие после его заключения под стражу.

Теперь главная интрига этой истории - в дилемме: пойдёт ли городская власть на то, чтобы узаконить самозахват на земле, которую сама же предоставила в своё время в пользование коммерсантам, или «балаклавская битва» может получить продолжение?

Молчание «Петровских высот»

Вместе с тем захват земли для многих участников поляны протеста - своего рода финишная черта безнадёжного марафона по чиновничьим кабинетам. В Конституции Украины чёрным по белому написано, что право на получение участка земли имеет каждый гражданин страны. Однако в жизни всё не так гладко, как на бумаге. Участники славянского самозахвата «Петровские высоты» в Симферополе тоже обращались к прежней городской власти с просьбой выделить им здесь землю под индивидуальное строительство. В ответ получали отказ: строить здесь нельзя, поскольку эта территория для застройки не предназначена. И хотя специалисты подтвердили, что строить здесь можно, причём не только дома, но и объекты социальной инфраструктуры, на чиновников их выводы не произвели ни малейшего впечатления. Тогда люди завезли на участок тяжёлые аргументы в свою пользу - строительные камни. И вот тут чиновничья братия встрепенулась. «Нарушителям» быстренько предъявили материальный ущерб в сумме почти две тысячи гривен. В этой истории тоже пока рано ставить точку. Скорее это ещё одно земельное многоточие на крымской земле.

Дым над Ай-Петри

Коммерческий самозахват на плато Ай-Петри имел не меньший резонанс. В ноябре 2007 года, буквально через несколько дней после событий на Балаклавской, судебным исполнителям, прибывшим сюда для сноса незаконно возведённых шалманов, пришлось вступить врукопашную с захватчиками. При этом меджлис попытался обвинить правоохранителей во всех смертных грехах: дескать, те напали на вполне мирных граждан.

Совсем другая картина запечатлена на кадрах оперативной съёмки МВД: в руках у «защитников» плато - бутылки с «коктейлем Молотова», канистры с бензином и газовый баллон.

Прошло три года. На плато Ай-Петри шалманов лишь прибавилось. Несмотря на то, что СЭС регулярно наносит туда визиты и даже, как заявляли крымские чиновники, закрывает забегаловки, они, как непотопляемые экскременты, снова всплывают на поверхности плато. При этом загрязняют окружающую среду и воду, которую использует Большая Ялта, и не приносят местным бюджетам ни копейки. Так чего не хватает, чтобы покончить с этим этническим разгуляем? Может, просто политической воли власти?

Как уже сообщала наша газета, постоянный представитель президента Украины в Крыму Владимир Яцуба предложил вариант решения проблемы Ай-Петри: легализовать шалманы и построить на их месте цивилизованные рестораны. Но если незаконная торговля процветала на плато столько лет, с какого перепуга она вдруг пожелает легализоваться? Ведь тогда придётся платить налоги, а на это подпольные торговцы, привыкшие класть всю прибыль себе в карман, вряд ли согласятся добровольно.

Президент Крымской академии наук, председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко чётко назвал «цену вопроса» цивилизованного использования плато - его можно потерять буквально за два десятилетия.
И налоги от законной торговли на Ай-Петри несоизмеримы с затратами на восстановление его природного баланса. Ведь недаром говорят: ломать - не строить!

Позиция или слабость?

Председатель меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев признаёт, что спекуляции с землёй действительно имеют место. И что участники самозахватов нередко становятся в очередь сразу на нескольких участках, надеясь, что, если не узаконят землю в одном месте, повезёт в другом.

Как сообщала наша газета, крымский премьер Василий Джарты направил письмо главе меджлиса с требованием освободить занятые территории. Но предупредил: по капитальным строениям «никто бульдозером проходить не будет», их просто узаконят. Другое дело - участки, «на которых есть кибиточки», не представляющие особой ценности. Джарты подчеркнул, что самозахватчики получат возможность выбирать предлагаемые им альтернативные варианты. В течение ближайшего месяца Совмин обещает определить земельные участки, которые будут предлагаться участникам «полян протеста».

В Рескомземе подсчитали, что в них сегодня участвуют до 15 тысяч крымчан. Даже если каждый из протестующих получит по 10 соток земли, для этого понадобится 1,5 тысячи гектаров. Напомним, ещё в 2007 году тогдашний глава Рескомитета по земельным ресурсам Крыма Николай Голубев заявлял, что для 244 тысяч крымских татар требуется 61 тысяча участков. А получили они 76 тысяч наделов. В то же время крымскими татарами в Большой Ялте не осваивается 461 земельный участок, в Алуште - 707, в Судаке - 545 и в Феодосии - 916 участков. Общее количество зарастающих бурьяном участков, предоставленных под индивидуальное строительство, составляло 18869, половина из них принадлежала депортированным.

Нынешний глава Рескомзема Александр Чабанов говорит, что крымские татары обеспечены землёй полностью. А на территории Крыма насчитывается 45 самовольно застроенных массивов площадью 1388,4 гектара. Расположены они в Симферополе, Симферопольском, Бахчисарайском районах, Большой Ялте и судакском регионе. Понятно, что за три года неосваиваемые участки никуда не делись. И, если верить цифрам, резерв для предоставления альтернативных земельных наделов огромен.

По словам Чабанова, эти участки в первую очередь нужны городам и посёлкам, которые буквально задыхаются от самозахватов, мешающих их развитию согласно генеральным планам. Однако в принципе если ранее захваченный участок не имеет собственника, то его вполне можно выставить для аукционной продажи.

Самозахваты - новая волна?

Мировой опыт показывает, что регулировать рынок земель намного эффективнее, чем загонять его в тень. Так сможет ли стать реальностью Крым без самозахватов? По словам Чабанова, как только правительственная комиссия разберётся в ситуации с самозахватами в Симферополе и Симферопольском районе, аналогичные комиссии будут созданы во всех городах и районах полуострова. И тогда вопрос самозахватов будет решаться по апробированной схеме.

В то же время чиновник не опроверг версию о том, что прекращение массовых самозахватов с 2008 года связано не с тем, что больше некому и незачем захватывать землю, а с тем, что на неё временно упал коммерческий спрос в связи с экономическим кризисом. Но если это так, то после того, как экономика снова оживится, Крым может захлестнуть новая волна самозахватов. И на то, чтобы её обуздать, усилий лишь одной правительственной комиссии уже не хватит.

***

Председатель Совета министров Крыма Василий Джарты: «Будем разбираться со всеми нарушениями закона. Совмин в 2010 году отменил незаконные решения о выделении земли общей площадью более чем 1 тысяча гектаров. Решения принимались, невзирая на национальную принадлежность».

***

Председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов: «Тысячи гектаров захваченной крымской земли - это откровенное издевательство над законодательством и над всеми законопослушными жителями нашего региона. Организаторы самозахватов открыто грабят Крым, это давно пора прекратить».

***

Официально

По данным Рескомитета по земельным ресурсам, на территории автономии в 2010 году выявлено 473 факта самовольного занятия земельных участков на площади 1742 гектара, в том числе гражданами - 390 самозахватов на площади 81 гектар, юридическими лицами - 83 самозахвата на площади 1660 гектаров. Ущерб государству составил более 3,5 миллиона гривен. По фактам самозахватов возбуждено 7 уголовных дел.

Алексей ЕРМОЛИН.