Русскому - государственный статус!

3 Февраль 2011 649
Крымчане давно определились с выбором.
Крымчане давно определились с выбором. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

На днях в Харькове состоялся «круглый стол» на тему «Евгений Кушнарёв: идейно-политическое наследие и наше время», одним из главных событий которого стала дискуссия, развернувшаяся между известными российскими и украинскими политическими экспертами. Впрочем, иначе и быть не могло и не может, когда речь заходит о статусе русского языка на Украине.

Тон диспуту задал руководитель украинского представительства РИА «Новости» Захар Виноградов, который задал вопрос украинскому политологу Вадиму Карасёву: может ли русский язык как государственный противоречить созданию отдельной украинской нации?

- Да, вот если было бы русских, как шведов, 6%, то можно было ввести государственный статус русского языка, - ответил Карасёв. - Если будет два госязыка, то в результате будет один язык - русский.

С ним не согласился депутат Государственной Думы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

- Исчезают русские школы, и неграмотность становится поголовной. Так как на «мове» идёт преподавание, дети становятся безграмотными. Украина строит независимость от России? А вы хотите независимости от России, - обратился он к Карасёву. На что политолог ответил, что «мы хотим быть независимы от коррупции в России», чем вызвал не только удивление Затулина, но и смех у многих участников дискуссии.

- А у вас что, нет коррупции? - изумился Затулин.

- Без национального языка не может быть национального государства, - отрезал Карасёв.

- В чём риск бинарной модели? - подключился к дискуссии политолог Владимир Фесенко. - Дай Бог, если второй язык будет языком меньшинства и он примет на себя роль и статус меньшинства, как шведы в Финляндии. В чём риск федеральной модели? Федерация - способ медленного развода, и может появиться две нации. Большинство русскоязычных - с двойной идентичностью (русской и украинской).
А самих русских не 17%, а около 10%. Это Крым, Донбасс и крупные города. Я - сторонник более мягкой модели: региональный статус русского языка, - предложил Фесенко.

- Институт Гэллапа раздавал на выбор анкеты на русском и украинском языке, и выяснилось, что 83% граждан Украины выбрали анкеты с русским языком, - заметил участник дискуссии Геннадий Макаров. - Когда вы говорите, что государство должно разговаривать на «мове», а общество пусть разговаривает на русском, то это - модель оккупационного государства. Так и относятся русскоязычные граждане к нынешнему государству - как к оккупационному. Какой выход? Местные референдумы. В Харькове под давлением общественности в 2002 году провели референдум и 87% населения проголосовало за официальный статус русского языка в Харькове. Эта была единственная область, где провели языковой референдум, и поэтому власть нынешняя языковые референдумы запретила.

- Тут вопрос выбора, - отметил Карасёв. - Если мы хотим русский язык государственный, то, принимая во внимание, что рядом Россия, мы будем интегрированы в единую русскую нацию. Если мы хотим быть в цивилизационном поле, то давайте выбирать.

С последним доводом украинского политолога согласилось большинство участников конференции. Но, как известно, запрет новой украинской властью языковых референдумов исключает этот выбор.

Кстати

По данным опроса населения Украины, проведённого Киевским международным институтом социологии, 40,4% граждан страны считают, что русский язык нужно сделать вторым официальном языком только в тех местностях, где большинство населения этого желает. 33,5% опрошенных убеждены, что русский язык нужно сделать вторым государственным языком. На востоке Украины эту идею поддерживает 65,3% респондентов, на западе - 7,3%.