Мир вступил в эпоху «торговых войн»

3 Февраль 2011 674
Михаил Хазин.
Михаил Хазин. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега, прославившийся тем, что в сентябре 2010 года ввёл в лексикон понятие «мировые валютные войны», на сей раз предупреждает мир об угрозе их перехода в войны торговые. И Мантега оказался не одинок в своих пророчествах: как вполне реальные оценили «торговые войны» и участники мирового экономического форума в Давосе, стартовавшего в конце января.

Давос перемен

Говорят, ничто в мире не вечно, в том числе доллар как мировая валюта и США как мировой лидер, а ещё Давосский форум как экспертное собрание мировых экономистов, призванное решать глобальные экономические проблемы. За 40 лет его существования (создан он был в 70-х годах прошлого века в противовес странам соцлагеря) мировая экономика сильно изменилась. Единого врага в виде соцлагеря давно нет, зато стали нормой локальные «валютные и торговые войны», остановить которые форум не в состоянии. А после 2007 года он и вовсе рискует зачахнуть, ведь фактически Давосский форум является носителем ценностей и идей, поставленных под сомнение финансовым кризисом. К тому же многие давосские прогнозы оказывались ошибочными. И теперь, во времена всеобщей экономии, может показаться странным, что сотни тысяч евро тратятся на то, чтобы устроить «встречу в деревеньке, затерянной в швейцарских Альпах», как пишет испанская «Les Echos».

Но в этом году экономисты всё же встретились, чтобы обсудить актуальные проблемы, открыто поспорить друг с другом, согласовать позиции и обменяться мнениями в многочисленных кулуарных беседах. Одна из тем нынешнего форума - перерастание «валютных войн» в «торговые» на фоне того, что правительства многих стран продолжают видеть в ограничении импорта главный способ защиты своих национальных экономик.

Печатать больше и чаще

В прошлом году сильно изменившийся за время глобального кризиса мир узнал о «валютных войнах». «Попытки мировой финансовой и политической элиты объявить о «конце кризиса» и завершить программы эмиссионной поддержки спроса закончились биржевым крахом в мае 2010 года, после которого упомянутые элиты впали «в ступор» и прекратили вообще какие-либо попытки что-то объяснить, - пишет в анализе прогноза 2010 года известный российский экономист Михаил Хазин. - Более того, поскольку проблемы падения спроса существенно обострились во всём мире, то началось явление, которое мы в начале 2000-х годов назвали «парадом девальваций».
А с лёгкой руки министра финансов Бразилии оно получило название «валютные войны». Суть этих войн в том, что страны, дабы помочь своим производителям нарастить экспорт, удешевляли национальные валюты, при этом иностранные дензнаки дорожали, давая преимущества экспортёрам перед импортёрами. Активнее всего практиковали это Китай, США и Евросоюз.

Добивались обесценивания нацвалют страны по-разному: ЕС позволил своему Центробанку напрямую скупать облигации стран еврозоны с серьёзными бюджетными проблемами (Греции, Португалии, Ирландии и так далее). В результате существенно снизился курс евро (с пика в 1,6 относительно доллара до минимума - 1,18), хотя встречная активность США привела к тому, что нынешний уровень колеблется в пределах 1,3-1,4. Тем не менее такая девальвация евро позволила ряду стран ЕС и прежде всего Германии получить серьёзный доход от экспорта в США.

Штаты удешевляли свой доллар благодаря печатанию дензнаков. Только последняя эмиссионная программа, рассчитанная на полгода, до мая 2011 года включительно, вольёт в экономику как минимум 600 миллиардов долларов. «ФРС осуществила колоссальный вброс ликвидности в финансовую систему государства, причём его годовой масштаб достиг как раз 10-12% от ВВП! Часть этих денег получила финансовая система, часть - бюджет (через выкуп казначейских облигаций), что позволило существенно увеличить долю государства в конечном спросе экономики», - пишет Хазин.

Не остался в стороне от процесса девальвации нацвалют и Китай, которому прочили роль нового лидера мировой экономики. Однако, сильно укрепив свои позиции, выбиться в лидеры тем не менее не смог, ведь даже при том, что он активно сдерживал рост своего юаня, спрос на китайскую продукцию (который и является главным мультипликатором его роста) в мире упал. Его нужно было компенсировать спросом внутренним, но последний существенно ограничен, из-за чего Китай начал активную эмиссию денег и различные программы стимулирования внутреннего спроса, что привело к раздуванию финансовых пузырей на его рынках.

На этом фоне экономики быстроразвивающихся стран (Китая, Индии и Бразилии) испытывали сильный рост курса нацвалют из-за притока к ним спекулятивного капитала, убегающего из стран - мировых лидеров. В итоге засыпанный свежеотпечатанными купюрами мир призадумался: а как жить дальше?

Закат ВТО

Из двух сценариев развития: инфляционного, который предполагает вливание денег в экономику, чтобы увеличить спрос и запустить производство, и дефляционного, который, напротив, сокращает расходы, в прошлом году выбор пал на первый. «Ключевой точкой 2011 года может стать самопроизвольный переход от пока управляемого инфляционного сценария к сценарию дефляционному, - считает Хазин. - Начавшийся год может стать годом серьёзного перелома, но до того, пока он не произошёл, в мире будет примерно такая же экономическая картина, которая наблюдалась во второй половине 2010 года: рост цен сырьевого и продовольственного секторов, рост (с возможными резкими скачками вниз) на других спекулятивных рынках, в частности фондовых биржах, общий рост безработицы, стагнация реального сектора, рост цен в одних секторах и падение - в других, ослабление мировой торговли реальными продуктами и постепенная регионализация мировой экономики. В случае же, если переход произойдёт, мир получит традиционный дефляционный сценарий с массовыми банкротствами как финансового, так и реального сектора, резкое сокращение уровня жизни практически во всех странах мира, быстрый распад единой системы мирового разделения труда и начала процесса резкого упрощения всего процесса производства».

То есть странам и их населению придётся потуже затягивать пояса и учиться экономить. Как результат - сокращение спроса и изменение его структуры в пользу наиболее дешёвых и необходимых для потребителей товаров. Это приведёт к тому, что мировая торговля начнёт ужиматься. Спросом будут пользоваться разве что остро необходимые товары, которые не производят сами страны-покупатели. В общем, начнётся война за покупателя.

В качестве претендентов на противостояние эксперты называют США и Евросоюз, Китай и страны Северной Атлантики. Аналогичные процессы скорее всего начнутся по всему миру и по всему спектру мировой торговли: национальные государства начнут всё более и более жёстко ограничивать импорт и по мере возможности поддерживать экспорт своих товаров. Эти массовые торговые войны положат начало заката всей системы ВТО.

Первые ласточки

Наиболее перспективной пока видится только позиция Китая, который начал активно скупать ценные бумаги «проблемных» с точки зрения национального долга стран Евросоюза. Это позволит ему в будущем беспрепятственно поставлять в них свои товары, потому что едва ли зависимые государства смогут ему в этом отказать. Более того, будут вынуждены лоббировать интересы Китая на уровне ЕС.

А вот с США отношения у Китая всё более натягиваются. Буквально накануне январского визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Вашингтон сенатор США г-н Шумер в жёсткой форме потребовал от Китая отпустить курс юаня, заявив, что в случае отказа Америка заставит Китай сделать это. Оказывается, Штаты готовят «антикитайский закон», который обещают поддержать и сенат, и конгресс, и даже Белый дом, после того как на прошлогодних выборах в законодательные органы США победили республиканцы, а не демократы. Более того, на сторону американских законодателей неожиданно встал глава Минфина США (одна из ключевых фигур в правительстве), заявив, что «...укрепление юаня и согласие на этот процесс - в интересах самого Китая,... иначе у них (у китайцев) будут проблемы...». Это самое жёсткое столкновение торговых интересов между Китаем и США за последнее время. Но предсказывать победу Америки, учитывая хитрость китайцев и тот факт, что сегодня в мире произошло смещение политической и экономической мощи с Запада на Восток и с Севера на Юг, мы бы не стали. Хотя Америка в своём противостоянии Китаю оказалась не одинока. Власти Бразилии в очень жёсткой форме тоже потребовали от Китая начать процесс валютной реформы и дать юаню укрепляться рыночными методами. В противном случае Бразилия собирается тоже ввести торговые санкции против Китая.

«И Китаю, и США придётся как-то согласовывать свои позиции по вопросам, которые их разъединяют и будут разъединять, - считает эксперт Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер. - Корень всех проблем - Китай - стремительно растёт, развивается, наращивает экономическую и военную мощь. США же переживают упадок. Это исторический момент, от него никуда не уйдёшь. Китай стремится стать первой державой мира во многих отношениях. США не хотят уступать Китаю это первенство и будут всячески препятствовать тому, чтобы он достиг своих целей. Эта ситуация будет продолжаться не год, не два, а несколько десятилетий, пока Китай не достигнет своих целей, а США не смирятся с лидерством Китая в мировом пространстве».

Кстати, в докладе «Мир в 2050 году. Оценка перемен в мировой экономике» эксперты предсказывают, что в ближайшие 40 лет ведущей экономикой мира станет Китай, второе и третье места будут принадлежать США и Индии, четвёртое достанется Японии (сейчас тройка лидеров - США, Япония, Китай). Подъём на пять позиций предсказан Мексике (с 13-го на 8-е) и Индонезии (с 21-го на 16-е), а Египту и Малайзии обещан взлёт на 19-е и 20-е места. Россия должна подняться с 17-го на 15-е место. А самые негативные прогнозы касаются экономик Европы. Сильно ухудшатся позиции Нидерландов (падение на 8 позиций до 23-го места) и Швейцарии (на 7 позиций до 27-го места). Швеция, Бельгия, Австрия, Норвегия и Дания вовсе покинут список Топ-30. Во многом это связано с демографическими факторами - старением и снижением численности населения.

Что ж, поживём - увидим.