Сергей Резников: Бандитские девяностые в Крыму не повторятся

2 Февраль 2011 1501
Сергей Резников
Сергей Резников Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

События прошлого года - заказные «расстрелы» высокопоставленных чиновников, гангстерские налёты на магазины и банки - для многих стали поводом задуматься: а не повторятся ли в Крыму события двадцатилетней давности? Поговаривали, что у нас снова расплодились организованные преступные группировки и скоро вернутся рэкетиры, «разборки» и перестрелки среди бела дня. О «бандитском прошлом» и мирном будущем Крыма и о том, как милиция борется с современными группировками, мы беседовали с начальником управления по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД Украины в Крыму Сергеем РЕЗНИКОВЫМ.

«Салютных» дел больше не будет

- В конце 2009 года Прокуратура Крыма раскритиковала деятельность крымского УБОП, заявив, что управлением за год ликвидированы только две организованные преступные группировки (ОПГ). В 2010 году ликвидировано уже четырнадцать группировок. Сергей Дмитриевич, с чем это связано?

- В течение 2009 года в крымском УБОП сменилось три руководителя, люди были дезориентированы. Когда я принял руководство, в следственном управлении находилось всего одно уголовное дело в отношении преступной группы.

- Выходит, что за год до вашего появления управление работало неактивно, потому что часто менялось руководство?

- Некорректно будет с моей стороны критиковать своих предшественников. Специфика нашего управления такая: УБОП работает от человека к преступлению. Поступает оперативная информация, и мы начинаем разрабатывать группу. Это долгая и кропотливая работа.

- Результаты прошлого года свидетельствует о том, что стало больше группировок, или о том, что милиция стала лучше работать?

- Я думаю, милиция стала лучше работать.

- Тогда расскажите, пожалуйста, об этих четырнадцати ОПГ подробнее.

- Три группировки, одну из которых возглавлял работник милиции, занимались наркосбытом. Две - мошенничеством с кредитами. Одна крупная - изготовлением бытовой химии. Мы выявили их склад на рынке на улице Кубанской, а вообще они «экспортировали» свою продукцию в разные города Украины.Направлено в суд уголовное дело группировки во главе с головой (простите за каламбур) Партенитского поссовета, он обвиняется в получении пятимиллионной взятки.

В первом квартале мы планируем направить в суд шесть дел.
А то, может быть, и восемь, если успеем расследовать. Видите ли, мы свою работу оцениваем только по делам, доведённым до суда. Чтобы не было «салютных» - возбудили, отрапортовали, а потом дело распалось.

«Быков» сменили «белые воротнички»

- Давайте пройдёмся по наиболее громким делам прошлого года. Милиция ещё не задержала беглых председателя земельной комиссии Массандровского поссовета Георгия Габестро и его коллегу Саида Джумакаева, скрывшихся с милицейскими банкнотами?

- Джумакаев был задержан, допрошен. А Габестро в розыске, по нашим сведениям, он выехал с Украины.

- Но хоть деньги-то милицейские удалось забрать?

- Частично. Почему вообще так с деньгами получилось? Габестро взятку брал, сидя в машине с заведённым двигателем. Когда началось задержание, он рванул с места, чуть не убил нашего человека и парализовал наш автомобиль. Трудно было погоню осуществлять.

- Может, он заранее знал, что его будут «брать»?

- Нет, если бы знал - вообще не явился бы.

- А Джумакаеву обвинение предъявлено?

- Он допрошен как свидетель, к вымогательству он не имел отношения.

- Членов группировки во главе с милиционером, организовавшим наркопритон в кафе «Отдых» в Октябрьском Красногвардейского района, уже осудили?

- Нет ещё, идут судебные слушания.

- Часто ли сотрудники милиции организуют преступные сообщества?

- Два в прошлом году. Одно - вышеуказанное, второе - в Ялте. Отнимали у людей квартиры. Сотрудник уголовного розыска фальсифицировал уголовные дела, чтобы освободить жилплощадь. Они девятью квартирами только в Ялте завладели.

- Ваш начальник Александр Просолов в интервью нашей газете сказал: чтобы задокументировать деятельность ОПГ, надо «пахать полгода». А сколько в среднем должна функционировать группировка, чтобы её заметили?

- О существовании группировки, которая устраивает налёты и перестрелки, мы узнаём сразу.
А если работает подпольное производство либо группа занимается хищением бюджетных денег, то раскрывается дело по мере поступления оперативной информации. При этом тщательное документирование необходимо, чтобы было достаточно доказательств и адвокату в суде было не к чему придраться.

- И часто встречаются такие «мирные» ОПГ, изготавливающие контрафактный алкоголь, стиральные порошки, кофе в пакетиках?

- Мирных, как вы выразились, не бывает. Мы различаем организованные преступные группы общеуголовной и экономической направленности. По статистике, из года в год их примерно пятьдесят на пятьдесят.

- Если составлять рейтинг преступлений, какие будут на первом месте: наркотики, торговля людьми, экономические преступления?

- На первом месте - наркотики. Спрос рождает предложение. Мы в этом году задержали группу жителей Крыма, Полтавы, Винницы, они поставляли из-за границы наркотические средства. На втором месте - преступления в банковской сфере: по поддельным справкам получают кредиты.

Ещё для Крыма характерны группировки коррупционеров. Что в Крыму самое ценное? Земля. До кризиса был бум, крупные бизнесмены, граждане России, приезжали, выкупали крымскую землю за большие деньги. Цена на ЮБК была до 50 тысяч евро за сотку. На этом делались и делаются капиталы.

- Исходя из вышесказанного, в Крыму стало больше преступных сообществ?

- Думаю, да. Только они другие формы принимают, нежели в девяностые годы.

Портрет современного бандита

- Бытует мнение, что место бандитов заняли милиционеры и что лидеры оргпреступности легализовались, получили посты, депутатские мандаты и продолжают творить свои чёрные дела. Другие говорят, что на Украине - полицейское государство. На ваш взгляд, какое из этих мнений наиболее приближено к действительности?

- О, к полицейскому государству нам ещё идти и идти! В полицейском государстве полицейский социально защищён и уверен в себе.

- А что касается депутатов?

- Сложно говорить на эту тему. Что можно инкриминировать человеку, если вина не доказана? Мы знаем, что у него было криминальное прошлое. Де-факто. А де-юре ничего доказать не можем.

- Такого разгула бандитизма, как в девяностые, уже нет, красные пиджаки от Версаче уже не носят, но тем не менее бандиты есть? Какие они?

- В основном преступления совершают либо наркозависимые (на днях группу задержали, два разбойных нападения в масках), либо ранее судимые. Таких группировок, какие были раньше, нет.

- «Расстрелы» последнего времени - Тарабанько, Колодяжного, Грызлова, Папунова, Ковальчука - не напоминают «расстрелы» девяностых? Или убийцы просто работали в «стиле ретро»?

- Могу сказать, что эти убийства - из-за земли. Если говорить о Грызлове, Колодяжном и Папунове, заказ исполнял профессиональный киллер. В интересах следствия детализировать не буду.

- Чем объясните рост количества ОПГ?

- Социальным положением людей и экономической нестабильностью в государстве. В девяностые было безвластие, полный развал экономики, промышленности. Было что разворовывать. Сейчас такая ОПГ, как «Башмаки», не может родиться, мы её в зародыше удушим. Она же не один день развивалась и не один год. Сотни людей, экономическая база, бухгалтеры, бригадиры боевиков.

Без срока давности

- Рувима Аронова теперь за что судят?

- Ему инкриминируется активное участие в деятельности преступной организации, участники которой совершили пятнадцать убийств и пять покушений на убийство.

- Убийство «сейлемовца» Алексея Исаева-Штирлица в сизо - это всё-таки «бытовуха» или есть другие версии? Исаев прежде обвинялся в убийстве двух грузин, а его сокамерник - той же национальности...

- Исаев был дерзкий, психически неуравновешенный человек. Он часто конфликтовал с сокамерниками. Убийство совершено на почве бытового конфликта, никакого другого подтекста в нём нет.

- Но он активно сотрудничал со следствием?

- Активно.

- В августе прошлого года ваши коллеги задержали в Ростове-на-Дону «сейлемовца» по имени Владимир. В чём он обвиняется?

- Владимир Яковлев 18 февраля 1994 года напал с автоматом на директора фирмы «Ялита» Сазонникова. Покушение было раскрыто, четверо участников уже осуждены к 10-12 годам лишения свободы. По Яковлеву идёт следствие.

- Милиция уже давно ищет подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений президента Федерации бокса Крыма Александра Данильченко и президента Федерации вольной борьбы Крыма Николая Кожухаря. Есть ли какие-то успехи? Кого ещё из «авторитетов» ищут по сей день?

- Говорить об успехах рано, ведётся работа. В розыске ещё керченские бандиты Скребанов и Зотов, обвиняемые в вымогательстве. Многие в тюрьме, многие убиты в «разборках». А что касается тех, кто в розыске, многих в разные годы убили, просто трупы ещё не найдены. Или не опознаны.

- Многих бандитов девяностых осудили на 10-15 лет, скоро они выйдут на свободу. Есть ли опасность, что они возьмутся за старое?

- Им будет непросто адаптироваться в обществе, и они будут требовать нашего пристального внимания. Мне мало верится, что эти граждане будут законопослушными. Скорее всего, оказавшись на свободе, они вскоре вернутся в тюрьмы.

Всё - работе

- Александр Просолов охарактеризовал вас как «продвинутого молодого человека». Что-то принципиально новое в работу крымского УБОП вы привнесли?

- Я поменял трёх из четырёх своих замов, начальников территориальных отделов. И УБОП заработал, как положено.

- Вы с Просоловым раньше служили? Правда, что он ходатайствовал о вашем назначении в Крым?

- Правда, ходатайствовал. Но моё назначение согласовывалось и с Киевом, и с Советом министров Крыма. А с Александром Анатольевичем Просоловым мы работали в одном городе. Я был начальником Макеевского УБОП, а он - начальником горуправления.

- Вы в Крыму, насколько нам известно, с апреля. Как он вам после Донецкой области?

- Крым нравится - и климат, и пейзажи.

- А как проводите свободное время?

- Свободного времени почти нет, зачастую работаю и в выходные. Но если выдаётся свободный день, провожу его с семьёй или еду с другом на рыбалку.

Языком цифр

В прошлом году крымское УБОП направило в суд 14 уголовных дел по фактам деятельности ОПГ, арестованы 24 члена ОПГ, составлено 25 протоколов о коррупции на высокопоставленных чиновников. Выявлено 17 фактов взяточничества, максимальная сумма взятки - 270 тысяч гривен. Возмещён ущерб от деятельности ОПГ на общую сумму 27 миллионов гривен.